Раритет

Викентий Копытков
Ха! Есть ли у меня дома раритет? Да хоть отбавляй! Порой мне кажется, что я живу в историческом музее. И всё это – обратная сторона того, что папа историк. Чего у нас только нет! Монеты и купюры разных времён, медали и ордена моих предков, целые сундуки домотканых полотенец и, вообще, разной крестьянской утвари. Помнится, в раннем детстве я напяливал себе на голову медную ендову, как рыцарский шлем, укутывался скатертью, на подобие плаща, и отважно сражался с расписными прялками и угольными утюгами, представляя, как мне покоряется этот немысленно злобный и огнедышащий дракон. Да, в те моменты я был не Викентием Копытковым, а  бесстрашным Виконтом Де Сабот. И тогда меня мало интересовало, что ендова предназначалась для распития пива  на свадьбах и что именно та, что имела честь защищать мою голову, служила верой и правдой более пяти поколениям моих предков. А «плащ» был соткан моей пра-прабабушкой как часть приданого. У остальных вещей в нашем доме тоже есть свои истории. Но только недавно меня это по-настоящему стало интересовать. Иногда, вечером я сажусь и начинаю перебирать разные вещи  (в отличие от музеев у нас всё в свободном доступе) и расспрашивать про них. Получается такой небольшой урок истории, причём истории семьи в истории страны. А как иначе? Вот письма с фронтов Великой Отечественной и первой мировой. Вот донос на моих предков в период коллективизации. Рядом наградные материалы моих бабушек и дедушек. Чего у нас только нет! Но как-то я заметил среди всех этих «серьёзных» документов маленькую пожелтевшую бумажку с почтовым штампом. Ну, это уже перебор! – подумал я, доставая эту квитанцию. Ещё чеки из магазинов давайте складывать! С возмущённым видом я подошёл к папе и потребовал разъяснений. И вот, что я узнал.
Оказывается, что это почтовый перевод, который не дошёл до адресата и был возвращён моей прабабушке Марии. Сумма в пятьдесят рублей мне ничего не сказала, а вот дата заинтересовала. Оказывается, отправлен он был 20 июня 1941 года. А адресован был Василию Николаевичу Копыткову, сыну прабабушки Марии, который пропал без вести в самом начале войны.
Мой папа, семилетним мальчишкой, нашёл эту бумажку на чердаке своего дома, а так как его история увлекала с детства, он стал приставать к взрослым, что да как. Тогда он и узнал, что дядя Вася, в честь которого и был назван мой папа, пропал без вести в первые месяцы войны. И больше о нём ничего не было известно. Но папа заметил, что на переводе написан номер воинской части и справедливо предположил, что можно узнать, где располагалась часть, и что произошло с подразделением. Прошли годы. Началась переписка с различными военкоматами. И мой папа, и другие родные узнали, что произошло. Вот выдержка из официального документа:
    «30 октября 1940 г. Копытков В.Н. был призван Микояновским РВК г. Мурманска для прохождения срочной военной службы в ряды РККА, и направлен в составе эшелона № 35/0227  444 корпусного артиллерийского полка к месту дислокации в г. Гродно Белорусской ССР.
Пропал без вести в июне 1941 г. в боях под г. Гродно Белорусской ССР. Адрес последнего места службы: Белорусская ССР, г. Гродно, п/я 122/78.
Известно, что 444 корпусной артиллерийский полк (командир подполковник Кривицкий А.В.), в котором проходил срочную военную службу Копытков В.Н., входил в состав 4-го стрелкового корпуса (командующий генерал-майор Егоров Е.А.) 3-ей Армии СССР (командующий генерал-лейтенант Кузнецов В.И.) Западного особого военного округа (командующий генерал армии Павлов Д.Г.). С начала Великой Отечественной войны на основе войск Западного особого военного округа был сформирован Западный фронт, встретивший наступление самой мощной группировки Вермахта, – группы армий Центр (командующий генерал-фельдмаршал Федор фон Бок). 3-я Армия СССР вела оборонительные бои на правом фланге Западного фронта в районах Гродно, Лида, Новогрудок. 444 корпусной артиллерийский полк принимал непосредственное участие в обороне г. Гродно и Гродненского района. В конце июня 1941 г. в ходе Белостокско-Минского сражения 3-я армия была окружена частями Вермахта, отрезана от других сил Западного фронта и организационно разгромлена. Большая часть военнослужащих погибла в ходе жестоких боёв с врагом. Значительная часть солдат и офицеров, попав в окружение, была захвачена в плен. Лишь 498 красноармейцам и командирам частей 3-й армии во главе с командующим Кузнецовым В.И. удалось выйти из вражеского кольца севернее Рогачева.
Вероятнее всего, Копытков В.Н. погиб при обороне г. Гродно в первый же день войны, то есть 22 июня 1941 г. Место захоронения не установлено».
 И пусть мы так и не узнали, где захоронен Василий Николаевич Копытков, но мы знаем, что он погиб, защищая нашу Родину.
Вот так маленький пожелтевший клочок бумаги помог многое узнать об одном из моих родственников. 
Я аккуратно положил квитанцию в альбом и понял, что даже невзрачная простая бумажка может быть раритетом.

                Автор Копытков Викентий

Произведение опубликовано в газете "Пионерская Правда" №43 2017года