Моё пионерское детство

Татьяна Азарова Плесовских
      Дом, где я жила, находился рядом со школой. Мимо нас проходили на уроки и с уроков ученики в красных галстуках и я, дошколёнок ещё, им очень завидовала. Очень хотела в школу, очень хотела стать пионеркой, и ещё очень хотела научиться читать. У меня было три старших брата и одна сестра, я, значит, младшая. Все читали, а я нет!

      Я им так надоела со своим желанием научиться читать, что как-то старший брат, не выдержав моего напора, взял букварь и объяснил: "Вот смотри, картинка "Арбуз" - это буква "А". "Барабан" - буква "Б" и так далее. Быстренько освоив "Азбуку" я тут же начала читать по слогам. Брат сидел рядом, копался в радиоприёмнике и в случае ошибки поправлял меня. Детских книг в доме не имелось, в многодетной семье на них просто не было денег. И мама, отвела меня в библиотеку, которая находилась неподалёку в клубе. Так, ещё в дошкольном возрасте, я уже стала юной читательницей.

      И вот оно пришло, моё время, я в первом классе, учусь хорошо и с нетерпением жду приёма в пионеры. Приближался праздник День 7 ноября. Учительница Ольга Петровна сказала, что скоро нас будут принимать в октябрята. Мы дружно загалдели: " А почему не в пионеры? Кто такие октябрята?"

      Учительница рассказала нам, что 25 октября (по старому стилю) или 7 ноября (по новому стилю) 1917 года  из-за войны, на которой гибли люди, и обнищания народа, в России произошла революция, в результате которой власть от буржуазии и помещиков перешла к рабочим и крестьянам. Возглавил революцию Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Когда-то в детстве он тоже был  учеником, то есть гимназистом, очень любил читать, получать разные знания. Гимназию он закончил с отличием и мы должны брать с него пример. В честь Великой Октябрьской Социалистической революции и создали детскую организацию, а ребят, её членов, назвали октябрятами.

      Мы стали готовиться к важному событию, выучили "Правила октябрят". "Наших правил ровно пять, мы их будем выполнять".

      * Октябрята - будущие пионеры.
      * Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
      * Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
      * Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
      * Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

      7 ноября в школе был праздник. Нас, первоклашек, торжественно приняли в октябрята, на грудь прикололи значки в виде красных пятиконечных звёздочек с изображением в центре маленького Володи Ульянова. Был концерт и мы хором пели песню:

      Мы весёлые ребята,
      Мы - ребята-октябрята,
      Так назвали нас не зря
      В честь победы Октября!
 и так далее.

      И ещё одна песня запомнилась, я в ней запевала:

      - Кто идёт? - Мы идём, дружные ребята.
      - Кто поёт? - Мы поём - октябрята!
 и так  далее.

     Мы пели много песен, и октябрятских и детских. Читали стихи, танцевали, во дворе школы играли в разные игры. В моде были "монтажи" - чтение стихов и между ними пение хором. В общем, октябрятская жизнь кипела. Нас разбили на "звёздочки" - октябрятские группы по пять человек. В своей группе меня избрали командиром. Мы должны были друг другу помогать, а сами звёздочки соревновались между собой в учёбе.

      В классе на стене появился плакат, на котором вверху была изображена ракета, летящая к звёздам, ниже поезд и в самом низу черепаха. Один раз в неделю Ольга Петровна прикрепляла к плакату листочки. На листочке у ракеты были фамилии ребят из той звёздочки, которая была лучше всех в учёбе. У поезда - тех, кто немного отстал. А на черепахе "ехали" самые отстающие - троечники и двоечники. Победители ликовали, ведь они летели к звёздам, а над отстающими смеялись. Такое здоровое соревнование стимулировало нас лучше учиться.

      И всё же я мечтала о том дне, когда мы подрастём и вступим в пионеры. Красный галстук у меня уже был и я сама себя досрочно приняла в пионеры. Собираясь в школу, я надевала сначала  галстук, а потом уже сверху форму. Галстук, конечно, никто не видел. Это была моя маленькая тайна, о которой никто не знал.

      Как то начале апреля, а мы уже учились в третьем классе, учительница сказала нам: "Ребята, скоро в стране праздник - день рождения Владимира Ильича Ленина. В этот день вас будут принимать в пионеры, но не всех сразу, а только пять человек, самых достойных. Выберите их сами". Кто-то назвал мою фамилию и Ольга Петровна написала её мелом на доске. Так я оказалась первой в этом почётном списке. Горжусь этим до сих пор.

      Конечно, мы готовились к вступлению в пионеры. Каждый из нас получил лист бумаги, на котором мы написали текст "Торжественного обещания юного пионера Советского Союза":

     " Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза".

      Потом раскрасили свои листочки кто как мог. Я нарисовала цветными карандашами красные флаги, звёзды, горн, барабан и пионерский значок в виде пятиконечной звезды с силуэтом Ленина, а сверху язычки пламени. На звёздочке была ленточка с надписью "Всегда готов!".

      Мы изучали историю пионерской организации. Первые детские организации в нашей стране появились ещё до революции, этих ребят называли скауты. В скауты не принимали детей рабочих и крестьян. После революции 1917 года по всей стране стали стихийно возникать детские организации. По инициативе Н.К Крупской все эти разрозненные организации объединялись в единую.  И. Жуков предложил для новой организации название "пионеры". Пионер - значит первый. После смерти Ленина организации присвоили имя вождя.

      Навсегда запомнились имена Пионеров-героев и Пионеров - Героев Советского Союза: Лёни Голикова, Вали Котика, Марата Казея и других. Изучая их биографии, мы как бы сравнивали себя с ними, осознавали значимость того, что мы становимся членами той же организации, в какой состояли они, и если вдруг к нам придёт беда должны будем найти в себе мужество, чтобы повторить их подвиг во имя своей великой Родины.

      И вот наступил тот важный день 22 апреля - День рождения В.И. Ленина. Все ученики выстроились в школьном коридоре. Девочки нарядились в белые блузки, на мальчиках белые  рубашки. Есть в этом какая-то своя особенная красота, нарядность и праздничность. Торжественно вносят красное пионерское знамя. Его несёт мальчик-старшеклассник, сопровождают двое пионеров, их руки подняты в салюте. Сзади горнист и барабанщик. Такое я видела в первый раз. Нас поздравили директор, учителя, пионервожатая. Так же пришли участники Великой Отечественной войны.  Они рассказали, что воевали с фашистами за то, чтобы жили мы в свободной стране, под мирным небом, чтобы дети учились и могли вступать в пионеры.

 Мы стоим не шелохнувшись, на руке у каждого висит новенький пионерский галстук.  К нам подходят взрослые, фронтовики, старшие ребята и повязывают галстуки. Каждый, кто был когда-то пионером, имеет право повязать галстук, вступающему в ряды организации. Потом был концерт и мы пели пионерские песни, которые подготовили к этому случаю.

       Потом поехали в городской парк. Никто не застёгивал пальто, чтобы было видно галстук! Взрослые смотрели на нас и улыбались. И это было такое счастье!
Ещё группу ребят приняли в пионеры к 1 Мая, остальных - 19 мая в День советской пионерии. Прошло много лет, но день моего вступления в пионеры я помню до сих пор. Жаль что современных детей лишили этой массовой организации, надо лишь было внести в неё какие-то изменения. Хотя и сегодня 19 мая, на наших улицах можно увидеть пионеров. Но, это уже не то, просто дань традиции. Один раз в год надели галстуки, погуляли по городу и пошли домой.

      На моей памяти только одна девочка в школе не была пионеркой, она была из семьи баптистов и родственники не разрешали ей вступать в пионеры. Мне её было жаль.

      В четвёртом-восьмом классах я уже училась в школе-интернате и там была своя насыщенная пионерская жизнь. Проходили пионерские сборы, концерты по праздникам с "монтажами", всевозможные соревнования. К нам приходили солдаты-шефы из местной воинской части. Один из них учил наших мальчишек разбирать и собирать автомат. Все мальчишки мечтали о службе в армии и потому посматривали на девчонок свысока. Ведь девчонок в армию не берут, это их мужское дело.  Мы тоже ездили к солдатам, выступали там и оставались на танцы. Мне же вечно доставалось писать стихи для всяких выступлений.

      В то время в Казахстане, где я жила, поднимали целину. Это было очень важно, Казахстан сам стал производить сельхозпродукцию, выращивать рожь, пшеницу,  высаживались сады. Строились заводы, открывались институты. Приехало очень много людей из России, Украины, Белоруссии и других республик. Все они трудились на благо Казахстана и всей страны. И мы, пионеры, конечно же, были в гуще событий. Наш город Акмолинск стали называть столицей Целинного края. Потом его переименовали в Целиноград, затем в Астану. А теперь это Нур-Султан. Имена героев целины мы знали наизусть.  Мы часто выступали со своими "монтажами" на каких-то съездах, слётах и конференциях. Помню одно из выступлений. Появление в зале пионеров всегда взбадривало притомившихся от докладов людей. Они просыпались и навостряли ушки. Приветствуем, салютуем, поём хором и так далее. Тогда допускалась какая-то небольшая критика. И вот моя очередь выступать. Звонким голоском читаю свой текст:

      Очень близко наша школа
      От горкома и обкома,
      Там сидят секретари,
      Может два, а может три.
      Говорят, они работают,
      Много дел у них всегда,
      Но у нас, в любимой школе
      Мы их не видим никогда!
      
      Аплодисменты и смешки. Руководящие товарищи тоже одобрительно похлопали, пообещали исправиться. Самое интересное было потом. Закончив выступление, мы стали по ступенькам спускаться со сцены. Кто-то, идущий сзади меня, поспешил и наступил мне на юбку, я рванула и она с меня чуть не свалилась, едва успела подхватить. Вот тут уж в зале посмеялись. А я улыбаюсь до сих пор. Юбку чуть не потеряла!

      19 мая День рождения пионерии - особый день. Как-то у меня разболелась голова и я пошла в здравпункт к медсестре, думала таблетку даст. Но она решила подстраховаться и отправила меня в изолятор. День лежу, два, три, совершенно здоровый человек. Девчонки придут, еду принесут и опять от скуки помираю. Медсестра ни в какую из изолятора меня не отпускает. И тут 19 мая. Гляжу в окно -  полный двор детей, все в парадной форме, в галстуках. Я умираю от зависти и самым нахальным образом покидаю изолятор. Переодеваюсь в палате и во двор, только бы с медсестрой не встретиться. И всё-таки столкнулась с ней нос к носу. Но ничего, обошлось, она не стала мне портить праздник.

      Построились и пошли на площадь. А со всех сторон подходят колонны пионеров в белом, весь город белый и красные галстуки алеют. Это было что-то! Мы ощущали себя огромной, пионерской армией, нас много, тысячи! Все пионеры города собрались на площади, нас поздравляли, хором пели песни. Вдруг волнение по рядам, едут машины, грузовики с убранными бортами на малой скорости. Там были известные сцены, мы их называли живые картинки.  Всё было узнаваемо. На первой машине на возвышении был В.И. Ленин с поднятой рукой, а рядом с ним рабочие, крестьяне, солдаты, матросы. На второй Олег Кошевой со связанными руками, его допрашивали фашисты. На третьей космонавт в скафандре, потом герои целины и другое. Мы лишь хором выдыхали: "Ленин! Кошевой! Гагарин!"... Современных детей таким не удивишь. У них другие, дорогие развлечения.  Но тогда было так.

      Однажды, случилось это в 1964 году, нас повели встречать Никиту Сергеевича Хрущёва, который руководил в то время нашим государством. Был очень хороший солнечный день, возможно, в мае или июне. Мы нарядились в парадную форму и выстроились вдоль улицы Мира. Народу по обоим сторонам улицы собралось немало. Хрущёв должен был приехать на поезде и по этой улице с вокзала куда-то проследовать. Долго ждали, может час, а может два. Несколько раз проезжала поливальная машина. И вот по толпе раздалось:"Едет! Едет!". Это был целый кортеж. Машина, в которой ехал Никита Сергеевич, была первой и открытой. Он, стоя, приветствовал народ, помахивая своей шляпой и его лысина блестела на солнце. Народ что-то радостно кричал и радовался. К слову заметить, много лет спустя я видела приезд в наш город Горбачёва. Всё было совершенно по другому. Но это уже была иная эпоха.

      Говорят, что в современной школе берегут детей от труда. Зачем? Чтобы вырастить лодырей, безответственных людей? Безделье - мать порока, между прочим. Мы, в интернате, во многом были на самообслуживании. Сами стелили свои постели, убирали спальни, классы, частенько мыли полы в фойе. В общем, без труда вынуть рыбку из пруда не удавалось. Самым трудным было дежурство в столовой. Меня назначили командиром сводного отряда. У меня в отряде ещё одна девочка из класса, мальчик старшеклассник и остальные - малышня. Встаю рано, хожу по палатам, бужу всех своих. Помогаем поварам, накрываем столы для младших. И вот они приходят, а мы с подружкой отправляемся мыть посуду. Сколько её было, если учащихся было несколько сот и ещё взрослые? Вечером ещё и мыли пол в зале. Малышам доставалось что полегче, ну а мальчик просто резал хлеб и подавал его детям, кому сколько надо.

      Ещё у меня была подшефная девочка из первого или второго класса. Я помогала ей с учёбой и следила за внешним видом, что-то подшить, пришить, косички заплетала. На уроках домоводства нас кое-чему учили.

      Мы были тимуровцами и нас была Зона Пионерского Действия. То есть, мы обошли свой участок и выявили всех, кому нужна помощь. Это были, в основном, пожилые женщины, чьи мужья или сыновья погибли на войне. Им помогали по хозяйству, мыли пол. У меня было две подшефных бабульки.

      Помню, как мы отправились в поход. Возглавил его директор школы. Мы шли по степи, прекрасной степи, где всё цвело, зеленело, вдыхали запахи трав, слушали пение каких-то птиц и радовались жизни. По пути встретилась мелкая речушка, Нура, видимо, но течение её было сильное. Директор построил нас так, чтобы между большими детьми были маленькие. Так, крепко взявшись за руки, мы  и прошли реку. Вода сильно обтекала ноги, увлекала, пыталась утянуть. Но происшествий не случилось. Ночевали в палатках, мальчишки наловили рыбы и это была самая вкусная уха в мире. И опять же старшим было велено присматривать за младшими, ну как в семье.

      Ещё летом мы работали на детской железной дороге, она тянулась вокруг городского парка. Было всего две станции "Победа" и "Абай". Абай - казахский поэт. Взрослые лишь руководили, машинист был дяденька и с ним в кабине мальчишки. Так же тётенька билеты продавала, но они были очень дешёвые. Я успела поработать дежурной по вокзалу, стрелочницей, кондуктором и ревизором. Интереснее всего было быть кондуктором и ревизором. Мы ехали в поезде, выполняли своё дело, очень важничали, а ведь иногда и знакомых встречали. То-то! Из интернета узнала, что той ДЖД уже не существует. Рельсы разобрали, здания отдали под бизнес. Ох, уж этот бизнес, такую радость у детей отняли!

      В седьмом-восьмом классах мы уже вступали в комсомол. Тоже готовились, изучали историю ВЛКСМ, сколько у комсомола орденов и за что их вручили. Узнавали  историю Целинного края, должны были быть в курсе событий, происходящих в стране и за рубежом. Но и, став комсомолками, мы, девчонки, продолжали носить пионерские галстуки, во первых, это было красиво, во вторых, мы просто прощались с детством. Впереди был девятый-десятый класс, или училище, техникум. Мы становились взрослее.