Стихи о жизни, о смерти и о бессмертии, 6

Виталий Альбертович Иванов
О жизни. О смерти. И о бессмертии. / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –170 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3358/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/tmhw
--------------------------------------------

Высокое солнце
_______________________________

ВысОко солнце. Плещется вода…
Так хорошо, как будто снова дома.
Прекрасный мир! Неужто, никогда
Мы не были как следует знакомы?

Синеет лес за голубой рекой.
Поля желтеют, в небе птицы кружат…
Час отдыха средь красоты такой,
И больше - ничего уже не нужно.

Нетороплива мощная река.
Без края даль… О, чудо мирозданья!
В последний раз… совсем издалека,
Пришла ко мне Природа на свиданье.

Провозглашу Всевышнему хвалу
За этот час покоя и отрады
И, даже если я теперь умру…
Так умирать, наверное, и надо.

Синеет лес за голубой рекой.
Как высоко кружатся в небе птицы!..
Смотреть на них и ощущать покой,
И позабыть - всё видится иль снится…



Живой
_______________________________

Судачили: «В крови зуд.
Влюбился в какую-нибудь козу…»
А он… Шёл на грозу!

Болтали: «Рваная рана.
С жизнью не совместимо, нет…»
А он отвечал: «Бред!»
И улыбался странно…

Шептались: «Выстрел в упор.
Быстрая смерть… Хорошо».
А он снова… Встал. И пошёл!



Из земли прорастая до неба
_______________________________

                «Душа грустит о небесах…»
                Сергей Есенин

Нёс ветер стройный шум берёз,
Все звуки, запахи земли...
А я душой, казалось, рос
До неба, к горизонту… И

Смотрел, как тени облаков
Летели в травах и лесах,
Лежал средь полевых цветов
И размышлял о небесах…

Я понимал язык берёз,
Со мною звёзды речь вели...
И знал, до неба я дорос
Из глубины родной земли!



Землёй и небом
_______________________________

Ко мне спускались облака -
На небо шаткие ступени.
Я робко трогал их бока
И опускался на колени.

Я окунался с головой
В их свежесть, утреннюю негу;
Стремился капель чередой,
Как дождь к растущему побегу;

Роскошной зеленью травы
Переполнял тугое тело;
Был лучиком из синевы;
Дымком от крыш тянулся белым…

Я был везде, и был - ничем,
Самим собою был и не был…
Исчез вопрос: живу зачем?
Я просто жил - землёй и небом!



Поэма бессмертия
_______________________________

               Нет, весь я не умру…
                А.С. Пушкин

1.

Мне грустно…
Я умру…
Однажды – я! – умру!
Исчезну навсегда,
как призрак или сон
в себе и для себя…

Уйдёт моя душа,
тончайших чувств тайник,
и распадётся ум,
вдруг потеряв себя,
исчезнув для себя…

Кем был я, чем я был
всё превратится в прах,
мешок, где правит смерть…

Как грустно это!
Как нелепо!

2.

Но дерзкая мечта
тревожит гордый ум…

Умру…
И ветер ввысь
взметнётся, удивлённый, -
уже чуть-чуть не так,
как было до меня.

И будут облака
лететь уже не так,
иными станут лес,
и поле, и река…

ПеременИтся всё!

Да, будет всё, как прежде,
рождаться и цвести,
стареть и умирать…
Но что-то от меня,
бесценное, что я
на всей земле один
взрастил в себе, и что,
быть может, никогда
на всей Земле никто
не создал бы другой,-
останется навек!..

В играющей листве
весенней юной рощи,
и в капельках дождя,
и в каждом ручейке…
Во всём, что в мире есть
и будет нарождаться,
продолжит жизнь свою
частица от меня!

Идеи будут жить,
и чувства, и мечты
мои в умах людей,
оставшихся за мной,
в движеньях глаз и лиц,
поступках и словах…
Все «я» во всей Вселенной
увидят мир иным,
чем знали до меня!

Неведомо для всех,
я сохранюсь внутри
извечного движенья.
Останусь я в веках,
несомый чередой
бессмертной поколений!

Нет, я не умирал -
я жил, живу…
я вечен!

3.

Я чувствую порой
вселенной бесконечность!
Мне видится поток
и непрерывность жизни.
Прозрачны и тонки
становятся границы…
Огромный мир - един,
и я, и все кругом -
частицы Целого,
живущие одной,
неразделимой,
вечной жизнью…

Так я теряю «я»
ещё до срока смерти.
И грусть моя -
у х о д и т…



Путешественник
_______________________________

Из дальних стран вернулся он однажды.
Из очень-очень-очень дальних стран…
И подарил жене корабль бумажный.
На нём ходил - отважный капитан!

И подарил ещё цветные бусы
Из ракушек неведомых морей…
Как в юности, весёлый и безусый,
Сказал ей:
– Ни о чём не сожалей!

Пусть времена проносятся мгновенно…
Но даже через тысячи веков
К тебе вернусь. И снова разодену
Гирляндами своих черновиков!



Он знал предназначение своё
_______________________________

Он мог бы стать кем угодно.
В любом деле и любом окружении.
Если бы захотел…
Но ему было - «не интересно»…
(Из рассказа «Гений»)

Был Он. И было Слово Живое.
Но опять не узнали Его…
(Из трактата «Религия Разума»)

«Среди миров в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.»
И.Ф. Анненский

Среди распада, гибели светил,
Средь бурь и битв, бесправных и жестоких,
Не сам ли Бог от бед его хранил
И укреплял в юдоли одинокой?

В его чертах никто не замечал
Особенного, странного, но всё же…
В каких-то самых главных из начал
Он был - иным, отличным! не похожим!

Кто направлял дерзания его?
Поддерживал в уверенности тайной
Вселенского значения всего,
Что он вершил?.. Наверно, не случайно!

Он шёл один, не пробуя сойти,
На подвиг не прося благословенья…
Как будто знал знамение Пути,
И высшее Судьбы предназначенье;

И то, что мир – живое существо,
И всем частям своим Природа внемлет…
Но было нечто в поступи его
От божества, сошедшего на землю.

Однажды он отважился – посметь! -
Среди метаний жизни круговерти,
Предугадав, что, стоит захотеть,
Откроются – и вечность, и бессмертье!




На берегу реки и в реке
_______________________________

Так пусто в жизни…
Как будто стоишь на берегу реки
и всё относит мимо тебя
новые, и новые воды…

Почему я не капля полноводной реки, текущей единым потоком? Нет у капли в потоке границ, нет своих устремлений…
Что это, желание отсутствия «я»? Извечная тоска по Единому? Может быть, это желание смерти? Ведь только через смерть «я» обретается вечная жизнь, исчезает Преграда… Она снимается поглощением одного из двух: или я сольюсь с миром, или мир сольётся со мною.
Это будет… И нет, наверное, разницы, что с чем сольётся. Будет одно. Но почему этого нет всегда, Господи? Почему отделён я от мира? Почему моё «я» не разлил Ты в синеве неба, не объединил моим «я» океанские воды, не наполнил им безбрежие лесов и степей? Почему не слил моё «я» со Вселенной, отделил от Себя?
Зачем я не Ты, Господи?! Зачем рядом со мною миллиарды других «я»? И жизнь протекает,
как будто стоишь на берегу реки
и всё относит мимо тебя
новые, и новые воды…

Как трудно понять! Не просто смириться! Как нелегко жить со своим «я», Господи! Зачем дал Ты мне муку мою?
Господи! Господи!.. Когда наплывает тоска, хочется вернуть Тебе всё, что Ты дал мне, неблагодарному, Господи!
Моё «я» - самая тяжёлая ноша.
Но… может быть, она и Твоя, Господи? Может быть, во мне, через меня и, наверное, неизмеримо больше меня - страдаешь Ты, Господи?!
Ты сотворил меня из Себя - часть Свою. Что же Ты натворил, Господи?! Зачем принял муку сию?
Что Ты ответишь Себе? Смотри на Себя:
стоишь Ты на берегу реки,
и всё относит мимо Тебя
новые, и новые воды…

Но ведь и они - это Ты, Господи! Ты обнимаешь Собою всё. Разве Ты - не каждая капля воды в этой реке, Господи? Так и я вместе с Тобою смотрю на себя - ведь мы одно, Господи?
Смотрю я на то, что проносится мимо: и для каждой капли воды я, стоящий на берегу, мелькну на одно лишь мгновение. Она не будет грустить…
Ну, а я погрущу… Ты дал мне много больше, чем ей, Господи! Погрущу… И примусь за дело своё. У меня много дел. Ведь Ты для дел создал меня?
Чтобы по реке шли корабли, по берегам зеленели поля, чтобы мир украшался через дела мои и Твои - наши дела с Тобой, Господи! И чтобы видеть каждую каплю воды в реке Твоей, Господи. Смотри: они искрятся на солнце!
Травы, деревья и облака… Рыбы, звери и птицы!.. Ты видишь?
Смотри глазами моими: всё это - Ты!
И обнимают Меня
новые, и новые воды…

Смертью своею я лишил бы Тебя - Твоего, Господи! А страдания мои - не только мои. Что же, если Ты терпишь, как же мне не потерпеть, Господи?
Ты разделил меня с каплей воды - и я могу её видеть. Я могу видеть весь мир, и я его вижу - спасибо, о Господи! Я вижу Твоё совершенство.
Боже, дай силы мне быть достойным Тебя!
Счастье моё - видеть Тебя, страдание – потерять…
И страдаю я, когда теряю в себе Тебя, Господи! Тогда так пусто в жизни,
как будто стою я один
на берегу бесконечной реки
и всё относит мимо меня
новые, и новые воды…

Думать о том, что хоть в каком-нибудь месте, хотя бы мгновение что-то одно течёт мимо другого совершенно не связано и бесполезно может лишь тот, кто не понял ещё, что всё в этом мире объединяешь Ты, Господи. И потому, как я могу совсем отделить себя от Тебя: от этой земли, неба и солнца?..
Каждому, по справедливости Своей, Господи, равно даришь Ты счастья, страдания… Кому больше счастья, соответственно, - и страдания. Ты дал мне жизнь человека - на что жалуюсь я? На то, что Ты дал мне чрезмерно?
Всё станет однажды землёй и водою. И это будет долгая жизнь… Человеческое счастье недолго; кратко наше страдание. Что же, я откажусь от чего-нибудь? Тогда я признаю себя неудачным воплощением Твоим, Господи. Ты Сам это признаешь во мне.
Нет, я пройду свой путь до конца. И скажу спасибо Тебе. А когда придёт срок, который Ты Сам назначишь мне, Господи, моя кровь растворится в воде,
и с радостью обнимут меня
руки земли,
крылья небес,
всё новые, и новые воды…

Потекут дальше года…
И вот буду я каплей воды. Время ничто для воды. И кто-то встанет на берегу полноводной реки, чтобы смотреть на меня…
Может быть, он тоже поймёт – и я немного ему помогу? - что он и каждая капля в реке, это - одно. Все мы - на берегу реки и в реке. А весь бесконечный и вечный мир, это и есть - Ты, Господи!..
Каждый помогает Тебе ещё немного узнать Себя и стать сущему несколько совершеннее.
Чтобы никто не творил напрасного зла…
И, может быть, уже больше никто с отчаянием не думал о том,
что так пусто в жизни…
как будто стоишь один
на берегу бесконечной реки
и всё относит мимо, и мимо тебя
новые, и новые воды…



Глагол Божественный Сущего
_______________________________

Будешь ты Звездою!.. И тучею, закрывшей Звезду от того, кто ищет её; и тем, кто ищет, тоже ты будешь! и тем лучом, что пробьётся! и тьмой дороги его! томленьем, страхом и радостью!..

Будешь ты рабом и господином своим. Не жалей раба; честно служи господину! Повелевай и терпи; но, подчиняясь, не унижайся: смиренный раб, ты властелин целого Мира!

Безмерен Бог. И весь Он поместился в тебе. А ты в Нём ничтожная часть. Думай над тем, что Он скажет твоими устами!

Вечные звёзды с тобой во Вселенной. Они гиганты, ты же микроб перед ними. Но у тебя есть душа, а у них только твоя. Их лучи Слава тебе.

Смотри! Слушай! Распознавай!.. Солнечный свет, трель соловья, куст и травинка - вся красота, радость и боль, отражаясь в тебе, открывается Господу. Каждый, кто может понять, мыслит и чувствует, освещает Единому - Тело и Дух Его.
Подари же Ему полноту Его, будь благодарным: Он дал тебе жизнь Свою.

Кто ты? - Овца из стада, пастух или тот, кто стрижёт и режет?
«Во мне стадо моё!» - вот что Он говорит во мне.

Человек-творец - руки и мысль Вездесущего; кто потребляет - глаза, уши и тело. Разрушающий - кто он? И он - тоже ты; но разве ты враг себе?

Знай же: кто разделяет, тот смертен!

Помогай части, не осознавшей единства многоликого Целого, понять то, что ей самой не по силам; потому что, и она - ты.

Мир - твой. Ты в нём хозяин вместе со всеми сущими «я».
Мир - это ты. Ты - одно из его бесчисленных «я»!