По следам Робинзона. Аральский робинзон

Александр Соханский
       В верхней части:
       Рисунки художников-карикатуристов о робинзонах из советских сатирических журналов
       Этапы усыхания Аральского моря с 1977 по 2014 г.г. (космические фотографии НАСА)

Рисунки можно увеличить колёсиком мыши, одновременно удерживая клавишу Ctrl.



       Весной 1985 года 52-летний доцент Кулябского педагогического института Паулюс Нормантас испытал неодолимое желание посмотреть, как пробуждается от зимней спячки природа Аральского моря. До этого у него был опыт походов по горам Тянь-Шаня, по Кольскому полуострову, островам в Японском и Охотском морях, по пустыням Средней Азии. В этот раз он решил отправиться в водное путешествие на стандартной двухместной надувной лодке, снабдив её боковыми швертами, парусом и рулём. Ходить в одиночку было не в правилах Паулюса, но, к сожалению, попутчика найти не удалось. А весна и три недели отпуска не оставляли времени на поиски.

       Под парусом путешественник планировал дойти до юго-восточного архипелага Арала, где на острове Тайклакджаган находится рыбацкий кишлак, рассчитывая там остановиться, пофотографировать, порыбачить.
       В то трагичное утро, после суточного пребывания в лодке, турист пристал к небольшому, совершенно голому островку, чтобы немного размяться, сварить чай. Лодку вытащил на берег, как он сообщил, подальше от воды, а сам решил прогуляться вглубь острова. Возвращаясь к берегу, увидел парус на воде и подумал, что кто-то плывёт к нему в гости. К величайшему удивлению это была его собственная лодка «Аргонаутас». По предположению Паулюса, неожиданная стоячая волна, так называемый сейш, сняла лодку с берега, а ветер погнал в открытое море.

       Примечание: Стоячие волны большого периода (от нескольких минут до десятков часов),
       возникающие в более или менее замкнутых водоёмах (морях, озёрах, заливах и пр.),
       результат интерференции волн, возникших под действием внешней силы
       (резкого изменения атмосферного давления, ветра, сейсмических явлений и др.)
       и волн, отражённых от берегов бассейна.
       При сейше происходит колебательное движение всей массы воды в водоёме.

       Расстояние до лодки было довольно незначительное, не более четырёхсот метров. Он бросился в воду, чтобы догнать уходившую лодку, но через несколько секунд выскочил из воды как ошпаренный. Вода в Арале, северная часть которого зимой покрыта льдом, в конце марта чересчур холодна. Спустя несколько часов парус лодки скрылся за линией горизонта.

       Робинзон Крузо был богачом по сравнению с Паулюсом. И всё же, выходя из лодки, он удачно прихватил с собой узелок, в котором находилось полбулки хлеба, около 15 граммов заварки, двадцать два куска сахара, шесть луковиц, ласты, маска с трубкой для ныряния. Кроме того на берегу осталось подводное ружьё, а при себе охотничий нож и в водонепроницаемом мешочке на шее — документы, деньги, карта архипелага и спички. Из одежды — спортивный костюм и нейлоновая куртка. Всё остальное пропало вместе с лодкой.

       Ночью температура снизилась до нуля и даже костерок, в котором сгорел весь скудный запас щепок собранных накануне на берегу, не мог спасти от холода. На следующий день был построен из глины домик в половину человеческого роста, напоминавший строителю древнюю могилу в степи. И всё же домик немного спасал от холода.

       Вначале не было проблем с питьевой водой. Весенние паводки на реках приносят в море много пресной воды, удельный вес которой меньше солёной и она держится на поверхности.
       Горячий чай, хотя и со странным солёным привкусом, согревал и поднимал настроение. Посудой для заварки чая служила ржавая консервная банка, найденная на берегу. 

       Наиболее трудно было добыть пропитание. При обследовании острова ничего съедобного на нём не нашлось. Позже появились какие-то грибы. И хотя они показались очень вкусными, Паулюс из осторожности  сварил их совсем немного. Но после этого проболел сутки и от грибов пришлось отказаться. Потом прилетели чайки и в рационе появились яйца. После того, как ещё более потеплело, появились черепахи.
       На двенадцатый день аральский робинзон отважился на первую подводную охоту, перед этим предварительно потренировавшись, заставляя себя каждый день окунаться в ледяную воду. Охотился в спортивном костюме и куртке, которые чуть-чуть согревали под водой. С первого погружения удачно подстрелил первую рыбину и в последующие дни добывал по нескольку сазанов и сомов.
       Добытые яйца и черепах жарил в глиняной печке, рыбу на вертеле. Даже рыбные кости перемалывал на камнях в качестве необходимой минеральной добавки.

       Но самым страшным было одиночество. В День Победы решил начать путешествие к берегу. К тому же жажда принуждала: вода оставалась ещё не выше 16 градусов, но, становясь теплее, смешивалась с солеными нижними слоями и с каждым днём пить её становилось всё труднее. Жажда торопила с отплытием. По карте видел, что предстоит преодолеть расстояние больше двадцати километров. Но маршрут был составлен через шестнадцать островов. Расстояние между ними составляло от пятисот метров до двух-трёх километров.
       Кожу, снятую с трёх сомов, набил сухим тростником и сделал небольшой плотик, на который сложил все свои пожитки и запас вяленой рыбы. 
       Узкие проливы проплывал без одежды, так было быстрее, а широкие в спортивном костюме, чтобы сохранить тепло. На день-другой останавливался на островах отдохнуть и поесть. Чем ближе к материковому берегу, вода становилась всё солонее, пришлось перестать пить и есть.
       На десятый день пути выбрался на берег, но сил радоваться уже не было. Настоящую радость испытал лишь через сутки, когда встретил в степи каракалпакских чабанов, пасших огромное стадо овец. Они смотрели на путешественника как на пришельца с другой планеты и невероятно удивлялись, что человек может так много выпить чаю и съесть лепёшек.

       Пятьдесят пять суток провёл на необитаемом острове Аральского моря 52-летний Паулюс Нормантас. 

       После того, как спасшийся турист добрался до Кунграда, на стенде «Их разыскивает милиция» он увидел своё фото и сообщение о собственной пропаже без вести.
       Приключение не послужило основанием для отказа от странствий. На вопрос о том, стало ли это путешествие последним в его жизни, бывший робинзон бодро воскликнул: «Что вы! Я до сих пор уверен, что путешествовать по свету необходимо!»

       *   *   *

       Со времён описываемой Паулюсом робинзонады обстановка в этом регионе кардинально изменилась...

       В былые времена Аральское море было четвёртым по величине бессточным озером на Земле и по площади равнялось такой стране, как Ирландия.
       Долгие годы Аральское море считалось вполне благополучным, занимая площадь около 68 тысяч квадратных км, длина его составляла 426 км, ширина - 284 км, наибольшая глубина - 68 м.
       В Арале обитали 34 вида рыб, добыча в лучшие времена достигала 60 тысяч тонн в год.
       По озеру-морю курсировали рыболовецкие эскадры и боевые корабли. На берегах Аральского моря функционировали порты и десятки рыбозаводов. Прибрежные населённые пункты утопали в цветущих садах, стаи водоплавающих птиц летали над щедрыми водами среднеазиатского моря, изобилующего рыбными ресурсами (см. фото Арала 1977 года в заглавии статьи).

       Полномасштабное строительство оросительных каналов началось ещё в 30-е годы XX века. Воды крупных рек Сырдарьи и Амударьи, впадающих в Арал, отводились на поля Узбекистана и Казахстана. Молодому Советскому государству требовалось много сельскохозяйственной продукции. Поначалу никто даже и не думал о последствиях этих благих намерений, но хрупкое равновесие экосистемы бассейна Аральского моря было нарушено. С 60-х годов стало ясно, что с морем что-то не так. Оно быстро мелело.
 
       Наступил этап, когда в наиболее засушливые годы вода в Аральское море вообще не поступала. Лишившись речной воды, море стало стремительно засыхать. Последствия этого оказались поистине ужасными. Изменился климат. Зимы в Приаралье стали более холодными, а лето более жарким. Резко уменьшилось количество осадков. Погибла почти вся подводная растительность. Вымерла рыба. Но самое страшное, что обмелевшее дно обнажило огромные залежи соли вперемешку с ядохимикатами, принесёнными с сельскохозяйственных полей. На смену бурям песчаным пришли бури соляные. Людская смертность в регионе увеличилась в несколько раз. А в центре пояса великих пустынь Каракум и Кызылкум появилась еще одна, название которой Аралкум.

       Уже к 1998 году Аральское море было разделено на две части. (см.фото 1998 г.)

       К 2006 году площадь водного зеркала сократилась на 3/4, а объём на 90% ! (см. фото)
 
       Когда распался Советский Союз, реализация грандиозного плана по спасению Арала за счёт переброски части стока сибирских рек была признана невозможной. Стало ясно, что Аральское море уже не спасти, и, даже если полностью перестать отбирать воду для сельскохозяйственных нужд из Сырдарьи и Амударьи, потребуется 200 лет, чтобы наполнить чашу среднеазиатского моря.

       В 2003 году Казахстан стал предпринимать попытки, спасти хоть что-то. Дамба, построенная к 2005 году, отделила малую северную часть Арала от южной части. Большая южная часть Аральского моря, увы, обречена, по прогнозам она полностью исчезнет к 2020 году. (см.фото 2014 г.)
 
       Пожалуй, катастрофа Арала — единственный и уникальный случай в истории человечества, когда своими безумными действиями человек смог уничтожить целое море.

       Теперь здесь не поробинзонишь!

       Госкомитет по охране природы Узбекистана разработал проект по озеленению территории, бывшей когда-то Аральским морем. В его рамках на дне пересохшего озера к 2030 году будет высажено свыше 1 млн гектаров лесного массива. В год будут засеивать по 40-50 тысяч гектаров. В основном это саксаул – кустарник пустыни. Как сообщается, программа проводится с целью защиты близлежащих территорий от вредных веществ и соли, которые разносит ветер.






       Александр Соханский,
             апрель 2017 г.