Иерусалим весенний. Часть 8

Борис Готман
   Продолжение
   
   Наверно  образ  апостола Павла  привлекал  особое внимание Константина Великого  общими для них обоих личными качествами, сходными представлениями о  месте религии  в целесообразном в их понимании общественном устройстве и сходными методами достижения своих целей.
 
   Вот, например, какими удивительно похожими путями они пришли к христианству.
 
   Сначала, в хронологическом, так сказать,  порядке о Павле, урождённом  Савле.

   Как-то он, ревностный преследователь  первых христиан из евреев,  отправился в Дамаск для разоблачения тамошней христианской оппозиции.
 
   И тут, по словам  Павла-Савла,  вблизи Дамаска внезапно осиял его свет с неба.
   
   Он упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?"  В испуге спросил Савл: "Кто Ты?" Господь же сказал: "Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна!"
 
   Савл в трепете и ужасе сказал: "Господи! Что повелишь мне делать?" И Господь сказал ему: "Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать".

   На моём снимке читатель видит, как представил это "внушение с небес"  великий Караваджо – поверженный с коня на землю Савл и парящий над ним Иегошуа.

   По-поводу слов, которые якобы слышал с небес Савл, имеются весьма противоречивые свидетельства его спутников, слышавших не слова, а только сильный шум.

   Особое место Павла-Савла в становлении христианства связано с тем, что он, в отличие от других первых христиан, в большинстве своём плохо разбиравшихся в вопросах религии, был хорошо подготовленным учёным-полемистом, поэтому после принятия им христианства его проповеди стали привлекать массы слушателей.
 
   Теперь о "прозрении"  Константина.

   Когда в конце октября 312 года Константин со своим небольшим войском приближался к Риму, чтобы разгромить своего сопровителя Максентия и стать единоличным властелином империи, все языческие прорицатели предрекали ему поражение.
 
   У прорицателей были веские основания для такого прогноза – по легенде, армия Максентия была почти в 8 раз больше войска Константина.

   Согласно одному из вариантов легенды, за день до битвы,  получившей потом название битвы на Мильвианском мосту, Константин увидел в небе знамение – крест особенной формы и надпись  "In hoc vinces" ("С этим победишь").
 
   Как представлял это событие Рубенс, читатель видит на фотокопии его полотна на моём коллаже.
 
   Посколько само знамение на копии разглядеть трудно, над ним я поместил фото креста, получившего название  "крест Константина",  и стрелку, указывающую его место на полотне.

   Как видит читатель, "крест Константина" - это монограмма "Хи-Ро", по форме состоящая их греческих букв "хи" и "ро", первых букв имени Христа.
 
   На следующее утро Константин распорядился изготовить такие знаки и укрепить их на свой штандарт (лабарум)  вместо орла.
 
   Для нас совершенно не важно, увидел ли Константин этот крест в небе, или, как гласит другой вариант легенды,  во сне. Перед битвой или за несколько лет до неё ещё в Галлии.
 
   Не имеет значения даже то, что номограмма на греческом языке, а надпись – на латыни.
 
   Главное, что Максентий полководцем был бездарным и двинул своё войско навстречу  Константину в самом неподходящем месте, где и был разгромлен, несмотря на своё огромное превосходство в численности.

   Вскоре Константин как бы в благодарность за "чудесное знамение и  помощь" в разгроме своего соправителя издал эдикт, разрешивший исповедование христианской религии в империи.
 
   Монограмма "Хи-Ро"  стала первым общепринятым символом христианства, знаком  победы и спасения.

   Но, конечно,  более всего привлекал Павл-Савл Константина текстами своих посланий: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены." (Римлянам, 13:1-7).

   Иисус говорил совсем другое…

   Прошло почти два тысячелетия с тех пор, когда Константином было предложено миру извращённое учение.
 
   Не стоит повторять, сколько миллионов жертв было принесено за истекшие столетия на его алтари.
 
   Но помнить о них нужно. Особенно в преддверии столетия первой мировой войны, которая была развязана не в последнюю очередь из-за желания "прибить щиты к Вратам Цареграда".

   Но некоторые "воспитатели" помнят и лелеют совсем другое:  монограмма "Хи-Ро" - "крест Константина", символ со штандартов самой зверской империи в последние годы стала эмблемой православного патриотического детского лагеря с говорящим названием "Рекрут".
   
   Как поёт Бичевская, "…движутся хоругви в утреннем тумане…"
   
   И ещё.
 
   Апостол Савл-Павел писал, что начальник " … есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое".

   Мечём  Савл-Павел и был обезглавлен.

   Продолжение следует...