Часть 5. Полёт. Первый раз - первый класс!

Виктор Мясников
(Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/04/28/975)

5. Полёт. Первый раз – первый класс.

Мы взлетели около 7 часов утра. Салон сзади был неполным, а в наш «особый зал» так больше никто и не пришёл, то есть занятыми оказались только половина кресел.
     -  Слушай, а Женька-то соврал! – шепнул мне Славка, – Мест сзади до фига!
     -  Ну, соврал, так соврал! – ответил я миролюбиво, – Тебе что, плохо?
     -  Да нет, просто…
     -  Слушай, давай поспим хоть немного, а то сил уже нет. В глазах как песок насыпан!

С этими словами я откинул спинку кресла. Оно значительно отличалось от кресел обычного туристского салона: было шире, мягче, словом, удобнее. Я почувствовал, что начинаю засыпать.
 
Между тем, самолёт набрал высоту эшелона, и лётчики включили автопилот. Как я это узнал? Тут следует сделать небольшое техническое отступление.
Самолёт ИЛ-62 отличается от собратьев тем, что его четыре двигателя расположены не под крыльями, а двумя пачками в хвосте. А это – существенный вес. Так вот, для компенсации этого веса и правильной балансировки самолёта, его крылья сдвинуты по фюзеляжу назад по сравнению с другими обычными самолётами, отчего передняя часть самолёта получилась очень длинной. А наш первый класс размещался в самом носу этого длинного рычага. Я написал «рычага» потому, что  когда включили автопилот, тот начал отслеживать любые колебания фюзеляжа, компенсируя их микроскопическими отклонениями руля высоты. От этих отклонений фюзеляж начал очень слабо колебаться в вертикальной плоскости, имея центром колебаний фокус крыла.

В обычном самолёте с коротким носом эти колебания не ощущались бы совсем. Иное дело ИЛ-62! Его длинный нос начал слегка качаться вверх-вниз, словно качели, и я, закрыв глаза, немедленно это ощутил. Через некоторое время, я понял, что ещё немного – и меня начнёт мутить. Меня! Того, кто налетал уже десятки тысяч километров на самых разных самолётах! Я открыл глаза. И вовремя! Не успел я поделиться со Славкой своими новыми ощущениями, как над нами склонилась стюардесса.

     -  Что вы будете пить? – спросила она с дежурной улыбкой.
     -  Поесть бы! – сказал Славка.
     -  Это аперитив! -  ответила стюардесса,– за ним – сразу завтрак!
     -  Отлично! – воскликнули мы оба, так как молодые организмы после всех встрясок требовали питания.

Тут нелишне напомнить, что в те благословенные годы во всех полётах «Аэрофлота», где предусматривалось питание, всегда среди напитков предлагали вино. И я не припомню ни одного случая, когда бы из-за пьяного пассажира прерывали полёт.

     -  Так что вы будете? – терпеливо спросила хозяйка салона.
     -  А что есть?
     -  Есть водка, вино, коньяк, шампанское… В общем, почти всё!
     -  Мне коньячку! – заказал Славка.
     -  Ты что! – попытался урезонить его я – Развезёт с голодухи! Да и лететь ещё почти целый день!
     -  Да, пожалуй ты прав! А ты что будешь?
     -  Вот что! – обратился я к стюардессе, – Принесите-ка нам шампанского!
     -  Сию минуту! – и она упорхнула.
     -  Правильно! – согласился Славка, – надо отметить старт!

Через мгновение перед нами появились два бокала, полные до краёв. Вино играло и искрилось на солнце. Кроме бокалов на столик было поставлено блюдце. На нём два небольших бутерброда с чёрной икрой. Розочки масла на них были усеяны мелкими капельками воды.

     -  Вот это сервис! – воскликнули мы.
Спереди на нас оглянулся Михалыч и шутливо погрозил нам пальцем. В руке у него был бокал с красным вином.

Мы чокнулись и выпили за удачное начало. И не успели допить бокалы, как снова появилась стюардесса с тележкой, от которой исходил вкусный запах.

     -  А вот и завтрак! – улыбнулась наша хозяйка. – Есть заливное, салат овощной и оливье, омлет, а для диетиков – каша с маслом.
Отсутствием аппетита мы не страдали, а уж после шампанского… В общем, набрали мы всего… кроме каши, конечно.

     -  Что вы будете пить за завтраком? – невинно спросила стюардесса.
     -  Коньяк! – сказал Славка твёрдо.

Я кивнул, что, мол, тоже. Тут же при нас была открыта бутылка «Варцихе», и каждому было выдано грамм по сто пятьдесят.

Было так вкусно, что мы забыли, что это аэрофлотовский завтрак! А когда в конце принесли натуральный кофе, мы произнесли отдельный тост за Женьку-буржуя! И к нам присоединились почти все остальные участники.

После завтрака мы откинули спинки кресел и довольно быстро уснули. О том, что меня может мутить от качки, я уже не вспоминал.
Когда я проснулся, под нами было море. Далеко впереди угадывался берег. Мы шли на высоте километров одиннадцать. Небо было совершенно безоблачным, поэтому видно было на десятки километров.
 
Зашевелился и открыл глаза сонный Славка, и тут же появилась стюардесса.
     -  Скажите, что это за берег впереди? – спросил я.
     -  Италия! – просто ответила она и поинтересовалась:
     -  Как ваше самочувствие?
     -  Отлично! Спасибо!
     -  А я смотрю, что-то молодые люди так быстро уснули…
     -  Да мы ночь почти не спали!
     -  Понятно! Так, что будем пить перед обедом?
     -  Как, уже?
     -  Да! Скоро будем подавать!

Мы со Славкой переглянулись. Темп обслуживания и предложения начинали явно превышать спрос, да и наши возможности. Но приходилось соответствовать.
     -  А какое есть красное вино?
     -  Есть «Саперави», «Оджалеши», «Кинзмараули»…
     -  Будьте добры два бокала «Кинзмараули»!
     -  Сию минуту!

И через мгновенье перед нами стояли два бокала с рубиновым напитком, а рядом лежали маленькие бутерброды. Но уже с красной икрой и розочками масла.

     -  Чёрт, так можно и привыкнуть! – сказал я.
Мы чокнулись и выпили за успешный полёт! Вино было великолепным!
Обед оказался воистину ресторанным! Мы выпили по чашке бульона с ржаными сухариками и принялись за осетрину в белом соусе с овощами. Уплетая рыбу, я не забывал посматривать в окно.

Мы миновали береговую линию Италии и, буквально через пять-шесть минут впереди показался громадный город. «Да ведь это Рим!» - мелькнула мысль. И точно! Стюардесса подтвердила, что мы пройдём чуть правее столицы Италии, потому что прямо над ней летать нельзя. Мы прилипли к окнам с нашей стороны.

Под нами слева медленно разворачивалась панорама вечного города, знакомая по многим фотографиям, фильмам и открыткам. Прекрасно была видна площадь Святого Петра, а невдалеке – знаменитый полуразрушенный Колизей. Зрелище было просто фантастическим, я, например, просто не верил своим глазам.

К сожалению, скорость нашего лайнера не позволяла взгляду долго задерживаться на каком-то красивом фрагменте картины, раскинувшейся внизу. Не прошло и пяти минут, а впереди уже замаячил берег Тирренского моря. Италия кончилась! На всю страну поперёк ушло 12-15 минут!

Мы прикончили осетрину, взяли по бокалу коньяка и, жмурясь, как коты, закурили. Я взглянул в окно и снова увидел море с береговой линией вдали. Я подумал, было, что это Сицилия – громадный остров, изображающий мяч перед носком итальянского сапога, но стюардесса меня поправила. Мы летели севернее, и это была Сардиния, другой громадный остров в Средиземном море. Его мы пересекли даже быстрее, чем Италию, минут за 8-10!

После обеда было бы логично подремать часик-другой, но куда там! Двигатели сменили режим, и самолёт явно начал снижаться.
     -  Приготовьтесь  к посадке! – сообщила нам стюардесса. – Скоро Алжир!
Мы допили коньяк и стали ждать встречу с Африкой.


Алжир встретил наш самолёт дикой жарой, автобусом без кондиционера и какими-то солдатами, вернее, воинами в белых одеждах, напоминающих простыни. Солдатики нехотя окружили нашу стоянку и безучастно смотрели, как мы грузимся в два автобуса, чтобы проехать в здание аэропорта. Наш самолёт собирались заправлять, а на это время было положено высаживать пассажиров.

Аэропорт ничем иностранным не поразил. Международная зона, где нас разместили, выглядела беднее Шереметьевской и отличалась только большим количеством арабов и негров.

На втором этаже мы нашли относительно прохладный уголок и сконцентрировались там. Через минут десять к нам подкатили тележку и раздали (бесплатно!) по маленькой бутылочке прохладной воды. На этом гостеприимство Алжира закончилось. Мы постояли у широких окон, за которыми раскинулась панорама недалёкого города. Я запомнил белые малоэтажные дома, белые улицы, редкие башни мечетей и почти полное отсутствие зелени. Улицы в этот час выглядели практически пустыми.

Не знаю, может от обилия впечатлений, а может по какой-то иной причине, но я не испытал никакого восхищения или острого желания рассматривать детали этого пейзажа. Ну, Алжир как Алжир! Жарко и малоинформативно! Бутылочка с водой постепенно нагрелась в руках, но пить не хотелось. И я, как и многие другие, захватил её с собой на самолёт.

Меньше, чем через час нас повезли обратно на борт. Бедные бедуины с винтовками всё так же окружали стоянку. Некоторые из них что-то медленно жевали, напоминая верблюдов. Казалось, что они вот-вот начнут плеваться.

Наш самолёт нагрелся, в салоне стояла духота, но стюардессы всё так же улыбались, приглашая нас рассаживаться. Мы сели на свои места и стали ждать включения вентиляции. Наконец, двери закрыли, двигатели запустили, и тут мы обратили внимание, что двух наших молчаливых попутчиков нет. Все кресла правого борта были пусты.

     -  А где те ребята с первого ряда? – спросил я нашу стюардессу, – Они не отстали?
     -  Нет, всё в порядке! – улыбнулась она, – Ребята сошли, они летели до Алжира!
И, помолчав, добавила:
     -  Диппочта!
     -  Так вот что это за чемоданчик был! – догадался Славка, – Здорово!

Тем временем наш самолёт вырулил на ВПП и пошёл на взлёт. Снова мелькнули за окном белые кварталы алжирской столицы, потом вдали ненадолго показалось море. Самолёт заложил крутой вираж влево, и море пропало. Под самолётом потянулись пески. И чем выше поднимался наш лайнер, тем шире раскидывалось под нами безбрежное море песков. Стало скучновато, и мы приготовились поспать. Всё-таки ночь в аэропорту сказывалась до сих пор.

     -  Что вам принести? – услышали мы приятный вопрос нашей хозяйки.
     -  А что, ещё можно? – наивно спросили мы.
     -  Вот что, ребята, – доверительно сказала стюардесса, – Вы не стесняйтесь! Лететь нам ещё больше четырёх часов, салон полупустой, а продуктов много. Так что пользуйтесь! Когда ещё так полетаете!

Мы переглянулись, переваривая услышанное.
     -  Хотите икры? – просто спросила она.
     -  Мы кивнули.
     -  Я принесу вам холодного шампанского и закуску. Хорошо!
Мы снова кивнули, несколько ошарашено.

Через мгновение рядом с нами появилась тележка. На ней, как в книге Булгакова «Мастер и Маргарита», всё было накрыто чисто и очень умело: бутылка шампанского в серебряном ведёрке, две порции заливного языка, вазочка с чёрной икрой, масло и разрезанные пополам булочки. Всё происходящее казалось сном, но было лучше! Перед первыми рядами появилась такая же тележка со всякой снедью. Чувствовалось, что никто не стал теряться и раздумывать.

Следующие полчаса вылились в лукуллов пир. Шампанским мы не ограничились, потребовался ещё и коньяк. Через пару тостов мы стали группироваться по интересам, формировать группы и группки, переходя из одной в другую. Дело шло к всеобщему братанию, но бдительный Михалыч мягко обуздал стихию. Он предложил поспать, чтобы набраться сил перед неизвестностью, что ждала нас на диком африканском берегу. И как-то это оказалось к месту. Потихоньку исчезли тележки, спинки откинулись назад, и весь наш первый класс погрузился в сон.

Спали мы не очень долго, может час-полтора, после чего нас разбудили оригинальным вопросом.  Милый голос ласково произнёс над ухом:
     -  Что вы будете пить перед ужином?
     -  Как? – удивились мы, – А что, будет ещё и ужин?
     -  Конечно! На этом рейсе трёхразовое питание.
     -  Я сбился со счёта, но, по-моему, минимум пятиразовое! – тихо сказал Славка.
     -  Главное, помнить, что организм у каждого один! – ответил я.
     -  Ничего, справимся! А как там пролетарии? – с этими словами Славка слегка потянул шторку двери.

И точно, заглянув за неё, мы увидели, что в туристском классе уже возят тележки с едой. Мы не стали больше ничего уточнять, а просто заказали по бокалу вина, разумеется, с закуской. А через десять минут уже спорили, что лучше – мясо или рыба!

Ужин ожидаемо получился обильным и сопровождался многочисленными тостами. После него нам оставили недопитую бутылку «Варцихе» и сказали, что скоро посадка. Словно в подтверждение её слов, в иллюминаторах по правому борту вдали показалась голубая полоска океана. Мы со Славкой переглянулись и опрокинули по маленькой за благополучное завершение нашего сказочного путешествия. Но на фоне приятного чувства удачного завершения полёта оба ощутили лёгкую жалость от того, что придётся покинуть этот уютный мирок, к которому мы уже стали привыкать.
 
Остальные тоже оживились и стали чаще посматривать в окна, в которых до этого после Алжира ничего интересного не отмечалось – сплошной песок и песок, с небольшими вкраплениями бурой зелени.

Самолёт долетел до берега и стал менять курс. Двигатели слегка притихли и мы ушами ощутили, что началось снижение. Прошло совсем немного времени, и самолёт, совершив несколько виражей, зашуршал колёсами по аэродрому Дакара. Вот и снова Африка! Ну, здравствуй!

Прощание с нашими стюардессами было чуть ли не со слезами. Мы искренне благодарили их за заботу, что сделало наш полёт незабываемым. Девушки желали нам удачи и улыбались уже не дежурно, а вполне искренне.
 
Подкатили трап. Мы вышли под жаркое солнце Африки. Стоянка, как и в Алжире, была окружена солдатами с длинными винтовками, но здесь вояки были иссиня-чёрными неграми, что особенно бросалось в глаза на фоне их бесформенных бурнусов. Сенегал всё-таки! Славка не удержался и негромко крикнул: «Здравствуй, Африка!» Я ткнул его в бок кулаком. Но на нас никто не обратил внимания.

Вдали у здания аэропорта мы заметили группу белых граждан, стоящих в тени небольшого автобуса, которые махали нам, смеясь и что-то выкрикивая. Как оказалось, это были наши встречающие из посольства и флотского представительства.

                (Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/29/1310)