Русские палеонтологические Венеры

Игорь Леванов
«Палеолитическая Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.  В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.
В Краеведческом музее города Орла спросил о палеонтологических Венерах, сотрудники ответили, что таких у них нет.  Показалось странным, недавно, палеонтологических Венер нашли в Воронежской и Курской областях.    
Учёные не знают, как использовали древние люди палеонтологических Венер, сами не знают, могли в моих книгах прочитать. Палеонтологическую Венеру показывали небу, с небес спускалась Макошь и выполняла просьбу. Древние люди такой способ у голубей подсмотрели, показывают голубку, голубь спускается с небес.
Русские палеонтологические Венеры это глиняные свистульки, которые в музее есть. Конечно, они не древние, это технология древняя. Главное, что понятно как это работает, свистишь в свистульку и появляется любимая, чтобы исполнить желания. На витрине написано, не свистульки, а «Бабы», явно не для детей было сделано.
Но я как всегда ошибся, оригинальным центром свистулек является Ярославль, а не Орёл.  В нашей огромной стране не всё сразу удаётся найти.
Предназначение свистулек из глины? История возникновения свистулек из глины уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Являясь изначально средством общения, предметом культа с непременным участием в каких-либо языческих ритуалах, глиняная свистулька представляла собой некий магический инструмент, с помощью которого можно было не только отпугнуть нечистую силу, но также вызвать дождь при засухе или ветер и даже избавиться от болезни. Позже свистульки утратили свой мистический смысл и использовались как детская игрушка, оригинальный музыкальный инструмент, имеющий приятное и мелодичное звучание. Качество звука зависит от размера звукового мешочка: чем меньше объём – тем тоньше звук. А необычный «тёплый» блеск и «сочность» достигаются за счёт особенностей росписи в технике майолики, где важную роль играет обжиг, при котором глазурь сплавляется с красками, тем самым и создавая неповторимую красоту. Петровский вариант имеет особую зеленоватую окраску.
В интернете нашлась свистулька Макошь, с поднятыми вверх руками, эта поза называется нерушимая стена, в византийском православии называется Богородица Оранта.
Фото автора.