Педагогический рай

Маркович Ирина
  ЧАСТЬ 1. АНГЕЛОЛОГИЯ

   У Сергея Худиева, богослова-публициста, автора сайта "Православие.ру", я прочитала строки, вызвавшие у меня особый интерес: "...Иногда рай ассоциируется с очень красивой местностью - как говорят, "райский уголок" или "райская природа"... Но не это главное. Рай - это общество, семья, город..."
   Спасибо автору опуса, натолкнувшего меня на мысль написать повествование о педагогическом вузе, живущем за своей "оградой" (таково одно из значений слова "рай"), по своим законам, имеющем четкую внутреннюю иерархию.
   Осмысляя непростые взаимоотношения в в-ы-с-ш-е-й школе (ещё одна ассоциация с раем, местом наи-в-ы-с-ш-е-г-о блаженства), я воспользовалась ангельской иерархией, выведенной христианскими богословами на основе сравнительного анализа текстов Ветхого и Нового Заветов.
    Данная структура отражена и в третьей части "Божественной комедии" великого Данте ("Рай"), обозначившего девять ангельских кругов, вращающихся вокруг ослепительной точки: "ближайшие к божеству ... - серафимы и херувимы, наиболее отдалённые и обширные — архангелы и просто ангелы" (пересказ А. Ильюшина).
  Повествуя о педагогическом рае, я более подробно остановлюсь на характеристике представителей нижнего круга (всего их три - высший, средний и нижний):  во-первых, этот круг я хорошо знаю, ибо тридцать с лишним лет моей жизни прошли именно здесь. Во-вторых, не будем забывать,что "и все высшие небесные чины называются общим именем Ангелы. Все они суть служебные духи".

   ТРЕТИЙ КРУГ (СФЕРА): АНГЕЛЫ, АРХАНГЕЛЫ, НАЧАЛА.

   Цитируя определения, коими изобилует интернет, я предоставляю читателю право самому "вычислить", о каких "ангелах" (применительно к рассматриваемой теме) пойдёт далее речь:
   "Как еврейское слово " мамак", так и греческое "ангелос" имеют значение "посланник", потому Ангел - это выразитель и исполнитель воли Божией".
   "... Ангелы - существа сотворенные, бесплотные, не знающие человеческих страстей и слабостей".
   "...Существует огромное количество ангелов".
   "Ангелы по своей природе духовные существа".
   " Они личности: все они обладают тремя особенностями личности - разумом, чувствами, волей".
   "Обладают большой мудростью, могут общаться с помощью разумных мыслей".
   "Обладают большой крепостью и силой, имеют "власть великую".
   "Имеют волю, не служат Богу по принуждению".
     Ну, как читатель, догадался? Конечно, речь пойдёт о ППС - так, согласно новой системы менеджмента качества образования (сокращенно СМК), называют профессорско-преподавательский состав вуза, проще говоря, нас, преподавателей.
   Ангельский коллектив нашего столичного педвуза, выполняющий возложенные на него свыше функции просвещения, развития и воспитания будущих младших ангелов, насчитывает более 800 духовных единиц.
    Этот мощный отряд "исполнителей Божьей воли"  распределён по отделениям - кафедрам, имеющим свое название, направление деятельности, свой состав и заведующего-архангела во главе.
    На факультете, где работал ангел Иридо, ваш покорный слуга (бесполая сущность ангельских существ обозначена мною с помощью собственных имен существительных среднего рода), было три кафедры: педагогическая, психологическая и методическая. Всего головной "педагогический рай" насчитывал около 50 кафедр.
   Моя многолетняя служба показала, что из года в год количество ангелов-преподавателей на кафедрах неуклонно сокращалось: к примеру, наша кафедра ясельно-садовской педагогики за тридцать лет уменьшилась с 22 "вещателей" до 12.
   Одной из причин "изгнания ангелов из рая" послужил принятый недавно закон "об оптимизации", который увеличил нагрузку на ангельские бесплотные существа многократно: каждый "посланник" работает теперь за двоих, а то и за троих, не зная покоя ни в будние, ни в выходные дни, ни днём, ни ночью.
    Из-за устрашающей оптимизации (кто будет "оптимизирован" в следующий раз? - болезненный вопрос для всех без исключения ангелов) "выразители высшей воли" даже летать перестали - разучились. Как здесь не  вспомнить замечательную музыкальную композицию группы "Наутилус Помпилиус" под названием "Крылья" (трек, точно, про нас):
Раньше у нас было время,
Теперь у нас есть дела -
Доказывать, что слабый жрёт сильного,
Доказывать, что сажа бела.
Мы все потеряли что-то на этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья, которые нравились мне?..
   У ангелов есть подозрение, что закон об оптимизации, как и СМК (процесс назойливого и безрезультативного контроля, не улучшающий, а ухудшающий работу ангелов и архангелов), придуман не Богом, а Сатаной и его прислужниками - бесами.
   Что и говорить, ангелам сегодня не позавидуешь! Затравленные оптимизацией и СМК, они должны услужить и небесному (великое множество начальников-контролеров, как своих, так и чужих), и земному воинству (заказчики образовательных услуг - студенты и их родители).
   Чтобы выполнить возложенную на них божественную миссию, ангелы стихийно объединяются. Основой создания малых ангелогрупп, как правило, выступает характер проявления "великой силы" воздействия на обучаемых.
   Так, например, ангел Иридо был в тесной связи с ангелом Омитро: их объединяли высокий уровень ай кью, профессионализм и такие личностные качества, как эмоциональность, рефлексивность. Ангел Орасо подружился с ангелом Изыко: оба сумели преуспеть в востребованном сегодня процессе коммерциализации образовательных услуг (платные услуги - новое веяние времени - оказались под силу далеко не каждой "духовной сущности"). Ангел Мамазо симпатизировал Окравцо: оба ангела отличались благодушием, неспособностью поставить будущим "посланникам" низкую оценку.
   Работать ангелом в педагическом раю непросто и ещё по одной причине: "путь в Вальхаллу", который ранее был достаточно тернист (музыка Вагнера подтверждает сказанное выразительнее всяких слов) чрезвычайно упростился. Двери рая широко открыты для жаждущих с минимальным количеством баллов, большинство из которых приходит в "блаженное место" совсем не по призванию, а, как правило,  потому, что не прошли в более высокие райские сферы.
   Уровень обучаемых в педагогическом раю низок, как и требования к качеству их знаний. Бедные ангелы вынуждены "грешить", то есть завышать оценки (согласно доводимой свыше нормостатистики).
   Общеизвестно, что ангелам хорошо в окружении мыслей о мире и любви, а не в атмосфере раздражения и агрессии,в которой им затруднительно "выражать Божию волю". Некоторые из них "падают" и незаметно переходят на службу к Люциферу. Падшие ангелы совершают зло (перестают работать над собой, берут взятки, занимаются доносительством, увлекаются зеленым змеем и др.), толкая ко греху окружающих.
   Работой ангелов управляют архангелы, "великие благовестники, открывающие пророчества и разумение силы Божьей". Ангеловедение называет имена семи важнейших архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил).
    В истории ясельно-садовской кафедры, пятидесятилетие которой недавно отмечал педагогический рай, особо  прославились архистратиги Михаил (в миру Ковалий) и Гавриил (в миру Артемий), просветитель невежд архангел Уриил (в миру Литвин). Шесть кафедральных архангелов (очередь седьмого - Иегудиила, покровителя монашествующих  - скоро наступит), мечом и пламенем утверждали приоритеты безмятежного детства.
   Каждый архангел, как известно, имеет свои молитвенные дни (по числу дней недели, начиная с понедельника, когда молитвы адресуются архистратигу-воителю, победителю дьявола Михаилу). Я, ангел Иридо, по вторникам добрым словом вспоминаю архангела Гавриила (в миру Артемия), носителя радостных для меня благовестий.
   В состав третьей сферы (триады), наряду с архангелами и собственно ангелами, входят начала (начальства). Псевдо-Дионисий так определяет их назначение: "Имя небесных Начальств означает Богоподобную способность начальствовать и управлять сообразно священному порядку, подобающему начальствующим Силам, как самим всецело обращаться к Безначальному Началу, так и других, как свойственно Начальству, к Нему руководствовать, отпечетлевать в себе, сколь возможно, образ неточного Начала и, наконец, способность выражать премирное Его начальство в благоустроении начальствующих Сил".
    Велеречие и прозорливость Псевдо-Дионисия потрясают: как точно им охарактеризован смысл деятельности начальников нижнего круга - деканов и их заместителей!
   Подобно св. Иоанну, пишущему в Откровениях, что он видел "четырех ангелов, стоящих на четырех сторонах земли, держащих четыре ветра земли", ангел Иридо удостоился чести лицезреть четырех деканов факультета беззащитного детства, которые стремились "дать неразумной стихии разумное направление".
   Ангелология, как известно, не называет имен начальств. В повествовании о педагогическом рае эта традиция осталась неизменной: главные для факультета лица  обозначены с помощью порядковых числительных (первый, второй и т.д. деканы). Для заместителей предлагается удобная  градация, используемая при написании курсовых и дипломных работ: 1.1; 1.2.;1.3 и т.п., где 1.1 означает заместителя декана по учебной деятельности, 1.2 - по науке (речь идёт о педвузе, а не о НИИ - учебные цели доминируют), 1.3 - зама по воспитательной работе.
    Являясь представителями категории Начал, деканы факультета беззащитного детства воплощали собой мужское  и женское начало, а значит, демонстрировали мужской и женский тип управления.
   Характеризуя стиль управления Начал под углом гендера, воспользуемся интернет-цитацией:
   "Общеизвестно, что несмотря на заявления о гендерном равенстве среди управленцев, мужчины-руководители остаются мужчинами, а женщины – женщинами".
    "Женщины больше подвержены эмоциональным решениям, чаще подчеркивают свой пол и комментируют решения, руководствуясь интуицией. Мужчины, в свою очередь, более рациональны, реже подвергаются влиянию эмоций на принятие решений и значительно реже подчеркивают свой пол".
    "Что касается стиля управления, то женщин считают более авторитарными, а мужчин – демократичными. По данным кадрового портала HeadHunter, 45% женщин-шефов единолично принимают решения, а особое внимание уделяют послушанию и порядку сотрудников".
    "Каждый третий руководитель-мужчина придерживается демократической стратегии. Мужчины ставят задачу и дают возможность своим подчиненным самим решать, за какой срок ее выполнять".
   Факты - упрямая вещь. В нашем конкретном случае они свидетельствуют в пользу мужского типа руководства: так, первый декан факультета (представитель сильного пола) пробыл на своём посту 25 лет, то есть пять сроков. Небожители третьей сферы и сегодня вспоминают его добрым словом за уважение к каждой "ангельской личности", выдержанность, мудрость.
    Начальницы ангелов (второй и третий деканы) проработали всего по одному сроку. Авторитарность, амбициозность, "стервозность" многоуважаемых дам, имевшая следствием бесконечные жалобы, анонимки, проверки, не позволила этим умным и красивым руководителям-женщинам до конца осуществить небезынтересные начинания и проекты.

  ВТОРОЙ КРУГ (СФЕРА): ГОСПОДСТВА, СИЛЫ, ВЛАСТИ. 

   Иерархию среднего уровня представляют (по новозаветным источникам) господства, силы, власти. У этого круга есть и другое название, а именно: степень, сила, чин. Применительно к педагогическому раю второй круг ангельской иерархии можно обозначить как разветвленный мир вузовских "чиновников-управленцев" (начальники управлений, их заместители, методисты, диспетчеры).
   Мне, как доц-ангелу ("остепененному вестнику") приходилось  не раз обращаться в учебно-методическое управление рая для решения вопросов о совместительстве. Подработка, в которой никогда не отказывали нам управленцы (за что им честь и хвала!), позволяла поднять уровень зарплаты ангела до реального прожиточного минимума.
   Непосвященному в дела педагогического рая читателю, думаю, будет полезно узнать, что так трудно зарабатываемый ангелами денежный минимум с недавнего времени регулярно уменьшается за счёт трат на оплату их собственных "мыслей", (другими словами, публикаций), без определённого количества которых они могут быть лишены полагающейся им надбавки. В сложившейся ситуации количество "мыслей" в качество, увы, не переходит.
   
   ПЕРВЫЙ КРУГ (СФЕРА): СЕРАФИМЫ, ХЕРУВИМЫ, ПРЕСТОЛЫ.

   По мере приближенности к Богу ангельские ранги расположены следующим образом: шестикрылый серафим (красный) и херувим (голубой), престольные ангелы.
   Назначение серафимов (само слово означает "мощный, "пламенный", "огненный") состоит в том, чтобы "воплощать святые цели Бога на земле".
   Херувимы (одно из значений слова - благожелательный, благосклонный) воплощают Божественную мудрость. Они "многоочитые": "от непосредственного созерцания Божественной Премудрости видят и знают все в совершенстве и людям приносят ведение".
   Читатель, конечно, догадался, что на уровне педагогического рая два высших, равноценных ангельских чина выражают разные типы ректорского руководства. Ангелу Иридо довелось "видеть" (не общаться, а лишь созерцать, находясь в почтительном отдалении) четырех ректоров-серафимов (с херувимами, должно быть, повезёт другим поколениям "вестников").
  Что касается престолов, на которых "Господь восседает, как на троне, изрекая Суд свой", в педагогическом раю они ассоциируются с  заместителями ректора - проректорами по учебной, научной и воспитательной работе.  Нельзя не согласиться с автором "Небесной иерархии" Дионисием Ареопагитом, утверждающим, что "если бы чаще посещали нас Престолы, бед у нас было бы меньше. Они бы посылали нам чувство величия Божия и собственного нашего ничтожества, мы бы не так возносились, цены себе не зная, чуть ли не богом себя почитая".
   Завершая характеристику обитателей педагогического рая, я напомню читателям емкий вывод, содержащийся в заключительной части "Божественной комедии" Данте (он придает особый смысл ангельско-педагогической деятельности, в том числе и моей): "Ангелы - ровесники мироздания. Их стремительное вращение - источник всего того движения, которое совершается во Вселенной".


ЧАСТЬ 2. РАЙСКИЕ БУДНИ



   РАЙ СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
 
   Ангелами не рождаются. Ими становятся (во всяком случае, в педагогическом раю дела обстоят именно так). Творцом новой "духовной сущности" выступает сам будущий ангел. Для этого, как известно, он должен осилить кандидатский минимум, окончить аспирантуру с представлением диссертации. Если эти испытания оказались по плечу, крылья ангела-преподавателя не за горами. Небольшой отпуск - и ангельская миссия "в кармане".
   ...Ноябрь 198... Завершение аспирантуры. Моя диссертация далека от совершенства, но необходимая запись в трудовой сделана: "Отчислен из аспирантуры как успешно окончивший и представивший диссертацию к защите" (спасибо родной литературной кафедре!). Работа ангелом в педагогическом раю (как "целевой" претендент, я нимало в этом не сомневаюсь) обеспечена.
   Впереди распределение. А вот здесь - стоп: неожиданная преграда. На выпускающей кафедре, как оказалось, места для меня нет: заведующий прячет глаза - кого-то сверху "по блату всунули" (архангелы тоже "люди", к тому же "начала" повыше их будут).
   Как быть? "Светит" только НИИ, однако кабинетная работа никак не привлекает. Придётся обращаться за помощью к "престолам". Проректор по учебной деятельности великий Адам (он очень силён и авторитетен, а ещё демократичен и гуманен - вот бы кому быть херувимом!) обещает найти решение.
   Распределение. Ожидаю курс советской или современной литературы на любимой кафедре. Как гром с небес: ангел Иридо отправляется на кафедру ясельно-садовской педагогики читать дошкольную литературу! Катастрофа! Новый факультет, непрофильная кафедра, какая-то несерьезная литература, которая нам  не читалась, даже в расчёт не бралась! А как же моя диссертация, мой психологический роман, мой Абрамов, мой Трифонов?!
   Слёзы текут ручьем. Всемогущий Адам в раздражении: сделано невозможное, ангел оставлен в родной alma mater, а тут вместо благодарности - недовольство! Чиновник от аспирантуры с небесным прозвищем Воробей пытается успокоить: "Ири, тебе там будет хорошо, все часы литературы - твои, никто мешать не будет!" Пытается утешить и новый архангел-заведующий: "Нагрузку обеспечим, часов хватит". Тщетно: слёзы градом, до судорог!
   Месячный отпуск уходит на то, чтобы прийти в себя, попытаться "войти" в эту ненавистную дошкольную литературу (что там читать: разве это авторы - Чуковский, Михалков, Барто?), настроиться на новый этап. Рай, не секрет, слезам не верит...

   АНГЕЛ АНГЕЛУ РОЗНЬ

   Читатель! Ты, конечно, знаешь, каково воздействие перенесенного сильного стресса, особенно сопровождающегося "морем слез". У людей от стресса возникают болезни, даже вырастают опухоли. На нас, ангелов, стресс влияет по-другому. У нас может поменяться гендер. Так случилось и со мной, ангелом Иридо: моя бесполая сущность стала тяготеть к женскому началу. Тут уж ничего не поделаешь - именно так я стал, вернее, стала себя ощущать.  О подобных метаморфозах, как известно, предупреждал детский классик: "Что ты плачешь, ревушка, ревушка-коровушка, у тебя от сырости ... гендер может вырасти". Поэтому не удивляйся, друг-читатель, но дальше повествование о педагогическом рае будет идти от рассказчика женского рода.
   ...С тревогой, без энтузиазма я ожидала встречу с новой кафедрой. Но и мне, как оказалось, никто здесь особо рад не был. Более того, когда в аудитории, где должно было состояться заседание ангелов-преподавателей, я села за третий стол у окна, ангел Аннаво сухо и резко сказал мне: "Это моё место, спрашивать нужно". Так начались очень непростые отношения с амбициозным ангелом, ставшим в скором времени кафедральным архангелом (начальником ангелов номер три, в совершенстве владевшим искусством подавить, унизить, уничтожить подчиненного).
   На первом для меня "ангельском"  совещании обстановку разрядил оптимистичный и доброжелательный, уже известный мне по "плачевному" распределению Второй архангел (в миру Лыско). Представив меня коллегам, он особый акцент сделал на опыте моей работы в детском саду и значимости книги для ребёнка-дошкольника. К моей радости, на первый раз обошлось без вопросов и распросов (все это ожидало впереди).
   Адаптация шла сложно. Многие месяцы (а, может быть, и годы) я чувствовала себя чужеродным элементом в коллективе  педагогической кафедры. Сменившееся вскоре начальство не уставало мне об этом напоминать. Приходилось терпеть, отказываясь от навязываемых педагогических дисциплин, что ещё больше раздражало невзлюбившего меня "архангела". Мне грустно вспоминать об этом времени...
   Торжество новоиспеченного архангела, однако, было недолгим: он погорел на плагиате, факт наличия которого был зафиксирован в "Литературной газете". И хотя беде ближнего радоваться нельзя, мне стало намного легче дышать, когда "номер три" сменился архангелом Гавриилом (в миру Артемием). На долгие годы Гавриил стал для меня не только непосредственным начальником, но и учителем, проводником в мир педагогики и психологии детства, оказавшимся притягательным и удивительно интересным. С Гавриилом-Артемием, несмотря на существенную разницу в возрасте, меня связала и личная долгая дружба.
   Пройдут годы, появятся новые притяжения на кафедре: ангел Омитро, о котором уже упоминалось в первой главе, ангел Люнико (настоящий знаток безмятежного детства, помощник в моих научных изысканиях), ангел Орасо, понимающий мои мысли и чувства на расстоянии, излучающий энергию действия ангел Елесмо, с которым мы подружились в период кураторства (ушли в прошлое те славные времена, когда кураторство было для ангелов радостью, а не наказанием), необыкновенной доброты и милосердия ангел Мамазо... Я стану дорожить коллективом своей кафедры, ценить всех его представителей без исключения. Но я никогда не забуду моего учителя и старшего друга архангела Гавриила, повернувшего меня лицом к новой, неизвестной реальности, давшего мне уверенность в собственных силах, ускорившего личностный и "ангельский" рост.

   ЭТА ПЛОХАЯ ХОРОШАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

   Главное отличие ангела как духовного существа -  его лёгкие (и сильные одновременно) белые крылья. Взмах крылами - и ангел парит над всем миром. Ещё взмах - и он на далёкой неоткрытой планете. Ещё - и солнечная галактика остается позади...
   Ангелу-преподавателю крылья дают свободу мысли, суждений, свободу самовыражения, в том числе в своём предмете, научном поиске, личностном развитии.
   У Игоря Северянина есть такие строки: "Я покорил литературу! Взорлил, гремящий, на престол!" Так вот, читатель, пользуясь образностью поэта, скажу, что детская литература не покорялась мне долго. Лет пять, не меньше, я мучилась и страдала как лектор. "Вскрылить"(опять-таки выражение гениального Северянина) ни мысли, ни чувства оратора никак не хотели.
   На то было несколько причин. Первое время я "презирала" дошкольную книгу. Нужно сказать, что в своём отрицании достоинств детской литературы я была не одна. Главной моей поддержкой был сам Чехов, не любивший словесность для детей и не писавший для них специально.
   Другая причина была скрыта в программе курса, ориентированной на авторов - выразителей коммунистической идеологии (Воскресенская, Гайдар, Кассиль, Михалков). Программа фактически игнорировала высокохудожественные произведения зарубежных писателей. Мне, как литератору, было неинтересно, "душно" в компании советских авторитетов.
   Третью причину следует искать в незнании мною субкультуры детства (само это понятие, связанный с ним широкий проблемный круг наука стала изучать значительно позднее), неумении выйти через литературный текст к вопросам воспитания и развития ребёнка.
   Первый год доходило до курьёзов. Я пробегала лекционный материал за полчаса, а дальше не знала, что делать со студентами (в почете были монологические лекции, да я поначалу и боялась выходить на диалог со слушателями). Особенно трудно приходилось с заочниками, студентами-практиками, к тому же изучавшими детскую литературу в педучилище (у нас в те годы были очень сильные студенты, набирались группы краснодипломников). Я боялась не то сказать, что-то неверно назвать, буквально "холодела" от вопросов аудитории. Мои лекции мне самой казались неинтересными, скучными, в них было мало собственного живого опыта.
   Я полюбила свой предмет, лишь начав глубоко изучать детскую психологию, педагогику и лингвистику. Помогло и руководство практикой студентов, посещение детских садов. Постепенно курс насытился межпредметными связями, появился выход к практическому применению знаний.
   В постсоветский период из программы ушли "культовые" авторы и произведения (те, что сохранились, рассматривались теперь в историческом аспекте, как "носители" признаков искусства соцреализма). Появились новые интересные темы (разработанные в том числе и по моей инициативе): мифология, проза и поэзия абсурда, "возвращенная" литература. Значительно увеличился блок зарубежных произведений, в том числе современных.
   Лектору стало "легко дышать", появился подъём - и "крылья воспарили". Тогда, собственно, и родился ангел Иридо, обожающий свой предмет и "мучающий" им студентов (по образному выражению ангела Орасо, остро чувствующего оттенки слова, - "преподаватель-маньяк"). Дошкольная литература на долгие годы стала если не моей жизнью, то её важнейшей составляющей, точно.
   
   СМЕШНОЕ И НЕ ОЧЕНЬ

   Все ангелы-преподаватели немного актеры. На встрече с любимыми героями фильмов или спектаклей зритель обычно просит рассказать о самых смешных или печальных моментах в их жизни. У меня такие случаи тоже есть, только комическое и трагическое в них слились неразрывно. Судите сами.
   ...В жизни факультета безмятежного детства был период, когда лекции читались ангелами в главном райском департаменте. Аудитории были большими, студентов сидело много - по 100 и более человек в потоке.
   Читаю лекцию для заочников. Увлеклась. Студенты слушают внимательно, в аудитории тишина. Вижу поднятую руку.
- Можно выйти?
- Да, пожалуйста.
   Через некоторое время в аудиторию входят два врача, один из них с чемоданчиком:
- Где здесь студентка, которой плохо?
   Я широко открываю глаза и ничего вразумительного ответить не могу.
   Врачи, глядя на меня с выраженным осуждением, как на главного виновника случившегося, поднимают девушку, полулежащую на парте, и выводят её из аудитории (как оказалось после расспросов, заочница не хотела прерывать лекцию, и врачей вызвала отпросившаяся у меня с занятий ее соседка по парте).
   Через год на экзамене бледного вида студентка напоминает мне о сердечном приступе на лекции, от которого она оправилась только через полгода. "Сердечница" получает у меня положительную отметку "по факту болезни".
... Принимаю экзамен. Заочница, уже начавшая отвечать видная презентабельная дама, вдруг густо краснеет и, наклонившись ко мне, тихо говорит:
- Я протекла, что делать?
   Оглядываю её одежду (на женщине тёмная юбка), успокаиваю:
- Ничего страшного, не вставайте, сейчас помогу.
   Приношу салфетки, полотенце, незаметно передаю обескураженной даме (занятые подготовкой своих вопросов, студенты ничего не замечают). Одежда и стул приведены в порядок. Побывав в туалетной комнате, студентка хорошо отвечает по билету. После оформления зачетки, глядя мне прямо в глаза, она говорит:
- Спасибо, и не только за оценку.
   Я улыбаюсь нашей маленькой тайне.
... На экзамен нерадивая Зина Кисель приходит с забинтованными руками.
- Что с вами случилось?- спрашиваю я.
   Зина что-то "плетет" про переломы, но очень неубедительно. Я замечаю, что руки девушки забинтованы непрофессионально. Получившая в студенческий период дополнительное  образование медсестры гражданской обороны (педагогический рай даже выдал нам об этом дипломы), я хорошо знаю типы "бинтовок". Ещё несколько вопросов, и обманщица выведена на чистую воду. Таким нечестным способом она сумела сдать несколько экзаменов, но мимо меня, увы, не прошла.
...С одной из студенток дневного отделения, которая была старше своих однокурсниц, у меня сложились тёплые, более того, доверительные отношения. Мы переписывались эсэмесками, а однажды я послала ей свое стихотворение "Чудо сна", в котором были такие строки:
   "В этих снах я совсем другая.
Здесь сбывается прихоть любая, 
Здесь свободны душа и тело,
Что хочу, что люблю, то делаю".
   Очень скоро я получила странный ответ: меня называли по имени и предлагали интимную встречу. Я, к своему ужасу, поняла, что подружилась с особой, отличающейся нетрадиционной сексуальной ориентацией. Мой жёсткий ответ положил конец всем отношениям. Никогда после этого я не сближалась с подчиненными.

   НА КРЮЧКЕ У ЛЮЦИФЕРА

   Ангелы, как уже говорилось, не служат Богу по принуждению. Наделённые волей, они имеют право выбора. Альтернатива нередко приводит ангела "на крючок" Люцифера, а затем и в его сети, выбраться из которых практически невозможно.
    Причин падения ангелов, работающих в небесно-педагогической сфере, несколько. Среди объективных - низкая зарплата, безденежье "вестников". Характер падения ангела в этом случае связан с принятием от подчиненных подношений, которые со временем становятся обязательными.
    Еще один источник - хроническая усталость, в том числе от бесконечных "инноваций" в образовании (чревата отказом от профессионального саморазвития, плагиатом в научной деятельности).
   Немало причин скрыто и в субъективной сфере. Один из самых распространенных внутриличностных мотивов - желание ангела выделиться из общей массы, как правило, тесно связанное с разрушающим духовность чувством зависти.
   Читатель, пришло время напомнить тебе историю Люцифера (в помощники снова беру интернет, в первую очередь, сайты, "завязанные" на "сверхъестественном"):
   "Люцифер, также известный как Дьявол и Сатана, — первый падший архангел и создатель демонов, почитаемый ими как отец".   
   "Чтобы бороться с Тьмой, Бог создал четырёх могущественных братьев-архангелов — Люцифера, Михаила, Гавриила и Рафаила".
   "Люцифер был верен и предан Богу. Однако .., имея почётный статус среди ангелов, он возгордился".
  "...Когда Бог создал людей и приказал ангелам преклониться перед ними, все покорно склонили головы. Но гордый Люцифер был возмущён этим и отказался преклониться перед более низкими существами".
   "Люцифер обратился к своему старшему брату Михаилу, чтобы тот поддержал его, но Михаил не разделил взглядов брата и позже скинул его в ад по приказу Бога".
   "Люцифер крайне надменен и горд, но при этом не лишён харизмы, и во многом его нельзя однозначно назвать злодеем".
   "Люцифер гордится тем, что именно он придумал обман. Для достижения своих целей не стесняется лгать и манипулировать другими, хотя в большинстве случаев говорит правду, но поданную в нужном ему контексте".
   "Несмотря на то, что большинство демонов считают его своим «повелителем и богом», Люцифер ненавидит и презирает свои творения и не имеет ничего против их уничтожения, когда перестанет в них нуждаться".
   Справедливости ради, нужно сказать, что "клыки" Люцифера обнаруживаются (если не сразу, то с течением времени) у большинства представителей власти на всех трёх "ангельских" уровнях. Не случайно "добропорядочные вестники" избегают любого повышения.
   Я поведаю читателю назидательную притчу о факультетском Азазелло (когда-то он был обычным ангелом, которого звали Озылем). Замечу что явная перекличка двух последних имён проявилась впоследствии не только на звуковом уровне.
   ...По-своему красивому и харизматичному Озылю не повезло стать остепененным вестником. Время шло, а в его статусе обычного ангела ничего не менялось. Одно из самых распространенных человеческих чувств - зависть (сколько неслучайных лексико-звуковых ассоциаций: азазелло, озыль, зависть!) - не давало ему покоя ни днём ни ночью.
   Люциферова фортуна повернулась к Озылю лицом, когда в "полуначала" (согласно педагогической ангелологии - заместитель 4.1) выдвинулся его ближайший сородич ангел Анти. В скором времени, вопреки негласно действующему на райских просторах уставу, осуждающему близкородственные начальственные связи, Озыль стал "вторым крылом" Анти.
   ЗОНа (так теперь стали величать заместителя 4.3) создал для ангельской братии настоящий ГУЛАГ, лагерную зону. Гипертрофировав свои служебные полномочия, он стал бесцеремонно вторгаться на лекции ненавистных ему остепененных (и тем более неостепененных) ангелов, вызывать их к себе, "пытая" долгой отсидкой у дверей с вывеской 4.3.
   Не только педагоги, но и студенты, имеющие неосторожность обозначить себя в интернет-сетях, подверглись интенсивной "читке" с последующим коллективным обсуждением и осуждением. Азазелло-зоновый базедовый глаз проникал в святая святых всех ангелов без исключения.
   ЗОНе (при негласном  покровительстве Анти, в скором времени перешедшем в сферу начал) удалось добиться полного подчинения сотрудников (кто осмелился возроптать, был уволен). Он чувствовал себя абсолютным властителем тьмы.
   Люцифер, однако, быстро расправляется с теми, кто претендует на его место. Новоиспеченный Азазелло был отправлен в восьмой круг ада (такое, по Данте, бывает: грешник телом жив, а душа его уже в аду), где вместе с другими льстецами и лицемерами он задыхается в зловонных нечистотах. Его страдания будут вечными...


ЧАСТЬ 3. ВИДЕНИЯ



   Дорогой мой друг-читатель! Я думаю, что несмотря на иронические "подводные камни" моего повествования, ты понял, что я, ангел Иридо (для друзей просто Ири) люблю педагогический рай, беспокоюсь о его устройстве и развитии, о благополучии известных и неизвестных мне ангелов.
    Мечтать, как говорится, никому не возбороняется. Я расскажу тебе о том, каким вижу обетованное место в недалеком будущем.


   В и д е н и е   п е р в о е:
г л а в н ы й  с о в е т 

   Совет рая заседает в белом зале. На ангелах и архангелах сверкающие белизной одежды (от чёрного плаща и такого же цвета головного убора - как люцеферова начала - отказались).
   Возглавляет совет "многоочитый" херувим в голубой мантии. Спокойно, без раздражения выслушивает он мнения "сторонников власти" и "оппозиции". В обсуждении важных вопросов участвуют и студенты, будущие ангелы (вот откуда здесь такое обилие молодых жизнерадостных лиц).
  У херувима есть помощник -  соловей из одноименного произведения Андерсена. Слушать райскую птицу любят все, а внимая ее неземным трелям, члены совета забывают о разногласиях и принимают обоснованно-правильное решение.
   Мудрость вердиктов главного совета демонстрируют  зафиксированные мною постановления:
- обеспечить ангелам достойную зарплату, многократно превышающую  прожиточный минимум;
 - уменьшить "вестникам" учебную нагрузку: как и в европейских кущах, она должна составлять не более  300-350 часов в год  (стимул для активизации научной работы);
- разрешить всем без исключения ангелам накладывать вето на решения СМК, препятствующие развитию рая или личностному самосовершенствованию;
- предоставить ангелам право отказа от платных услуг как обязательного для них вида деятельности;
- отменить институт кураторства с целью развития у будущих ангелов самостоятельности и инициативы;
- привести в "райский" вид все корпуса педагогического рая без исключения;
- за счёт отчислений из внебюджетной сферы в сжатые сроки ввести в эксплуатацию дом для нуждающихся в жилье ангелов.
   К слову сказать, в педагогическом раю будущего упразднены факультетские советы, заседания и совещания у начал и подначал, освобождено время для полноценного отдыха "духовных сущностей". Девизом рая стал вдохновляющий всех небожителей лозунг "Ангел призван парить!"

   В и д е н и е  в т о р о е:
е д и н а я  к а ф е д р а

   Начнём с ее названия. После слияния трёх кафедр (педагогической, психологической, методической) на факультете безмятежного детства появилась новая укрупненная структура, получившая название "практико-ориентированной психолого-педагогической кафедры".
   Теретико-практический "узел" цементирует старейшая из наук - педагогика, главные направления деятельности экспериментально проверяет психология, внедряет новшества в  образовательную практику методика.
    У специалистов объединенной кафедры большие научные перспективы. Совместные труды вызывают неподдельный интерес со стороны зарубежных учёных. Актуальные публикации приносят авторам значительные гонорары.
   По-новому проходят заседания консолидированной структуры. Современные ИТС (информационно-технические средства), развитая система мегадистанционного  управления позволяют отдавать предпочтение виртуальным кафедральным и межкафедральным контактам. Общение с коллегами "не выходя из дома" имеет много плюсов. Один из них - обмен достижениями квартирно-бытового дизайна.
   Кафедральное "заседание" не ограничивается, как было ранее, жестким планом. Ангелы сами обозначают "болевые зоны" личной или совместной деятельности, моделируя с помощью ИТС варианты разрешения возникающих проблем.
   На кафедре царит спокойно-деловая  обстановка, ангелы энергичны и оптимистичны, уверены в своих силах. У некоторых "вестников" даже растут дополнительные крылья - не для того, чтобы "прикрывать ими лицо и ноги", а чтобы выше и быстрее летать.
    
В и д е н и е  т р е т ь е:
з а о б л а ч н ы е  д и а л о г и

   Ангелы бессмертны, а значит, они и через сотню и даже тысячу лет могут встретиться, отдохнуть на облаке, поболтать друг с другом. Вот такие разговоры были подслушаны мною в заоблачном пространстве будущего:

...
- Ангел Иридо, как у ваших потомков с ай кью?
- На девятку, увы, не тянут. Остановились где-то на полпути между опять и ошесть, говоря словами Винни-Пуха.

...
- Архангел Опоздавший, ваш кот все ещё жив?
- Ну, да. Я выпросил у начал для него пару крыльев (правда, не белых, а серых) - летаем вместе.
- А что он у вас ест?
- Летучих мышей.

...
- Ангел Орасо, может, хватит обольщать демонов своими ножками? Прикрылись бы.
- Вот ещё. И не подумаю: что естественно, то небезобразно!

...
- Ангел Мамазо, что вы все о других да о других. О себе бы подумали.
- О себе некогда. Времени не хватает.

...
- Архангел Литвин, где удалось отдохнуть в этом году?
- На Венере.
- И как, понравилось?
- Венерианки просто обнаглели. Едва не увели моего мужа.
- А как вам венерианцы?
- Все сплошь инфицированы.

...
- Ангел Окравцо, каков сюжет вашей новой картины?
- Крылья и хвосты. Последние, правда, даются трудно. Ищу натурщика-демона.

...
- Ангел Люнико, в Великой Вселенной патритизм не в моде. Как объяснить это понятие молодёжи?
- Как как? Читайте мои новые пособия для дошкольников.

...
- Ангел Омитро, видите, там, на огненной планете растут диковинные цветы. Подскажите название!
- Я думаю, что это Марсокрокус.

...
- Ангел Елесмо, на ваших безупречно белых крыльях появились капли смолы. Вы что, к Люциферу переметнулись?
- Что? Где? Да не может быть!
- Успокойтесь! Сегодня же 1 апреля!
- Ну и шуточки у вас!

...
- Ангел Изыко, небожители что-то захандрили.
- Предлагаю провести ангело-брейн-ринг. Подключайтесь! Скучно не будет!


   Автору-сочинителю (это хорошо известно пишущим людям) для каждого текста Муза отводит определённое время. Лимит, выделенный на "Педагогический рай", исчерпан. Муза - дама серьёзная. Перечить ей не стоит. А то возьмёт и заберет бесценные часы и минуты. Не будет тогда у меня ни новой прозы, ни новых стихов.
   Я не прощаюсь с тобой, дорогой читатель, а говорю "до новой встречи".
- Она состоится? - вопросительно смотрю я на Музу.
   И Королева словесного творчества едва заметно кивает мне своей прекрасной головой.