Улыбка из далёкого детства Гл. 15

Клименко Галина
Гл.15


Машка и Люда не произносили ни звука, наблюдая как Галина медленно приближается к ним. Затем, они молча обняли её с обеих сторон и постояли так некоторое время, не зная с чего начать и каким образом утешить подругу. Но Галина первая нарушила тишину:

-   Я не буду плакать, честное слово! Обещаю, девочки.

-   Да куда ж ещё больше?  -  Машка отстранилась от неё и внимательно изучила лицо несчастной женщины.  -  У тебя же не глаза, а щёлочки вместо них. Небось, всю ноченьку проревела?  -  она говорила тихо, вымученно улыбаясь. На самом деле, Маша по-своему, неумело пыталась хоть немного встряхнуть Галину.

-   Угу.  -  кивнула та.  -  Я в окно наблюдала за туйками...  -  голос дрогнул.  -  Там ещё фонарь качало ветром туда-сюда.  -  всё, терпение закончилось и горькие слёзы не заставили себя долго ждать.

-   Гал,  -  через минуту вновь заговорила Машка, поглаживая её по спине.  -  Забудь о том, что я наплела тебе раньше. Нет, я не отказываюсь, в твоём возрасте некоторые уже и по трое детей имеют, но тебе не сорок семь и даже не тридцать семь, а всего лишь двадцать семь лет! Это, если сравнивать. Ты понимаешь, о чём я?

-   Да.  -  согласилась Галина. Она изо всех сил старалась успокоиться.  -  Девочки, я хочу поехать домой, к родителям. Как это сделать?

-   Да садись в поезд и мотай!  -  выпалила Машка.  -  Или ты в этом находишь какую-то проблему?

-   Да нет, просто... Валентина Дмитриевна не будет ругаться?

-   А чего бы она ругалась? Ты за два с лишним года только раз взяла отпуск и тот не догуляла, выскочила на работу. А сейчас, какой толк от тебя? Мы её заверим, что вдвоём управимся, а ты садись и... счастливого пути!

-   Галочка,  -  вступила в разговор Люда.  -  да Валя, по сути, неплохая женщина. Её самую так жизнь потрепала, поэтому она поймёт. Ты вот знала, что она когда-то осталась с ребёнком на руках да ещё и без средств к существованию? Муж бросил. И вот, смотри, выбилась в люди.

-   Ага, а дитятко теперь благодарит её за всё.  -  подключилась Машка.  -  Гал, у неё пятнадцатилетняя дочь и вот в том году она связалась с дурной компанией, там её и пить, и курить научили. Девчонка несколько месяцев не посещала школу. Что Дмитриевне пришлось перенести, только Богу известно. Она и к психологам её таскала, и к бабкам разным, еле-еле заставила продолжить учёбу.

-   Да она до сих пор провожает её до ворот школы, а потом встречает, чтобы контролировать каждый шаг непутёвой дочурки. Поэтому Валя и в парикмахерской редко бывает. Так что, ты не думай, заведующая к твоему горю отнесётся с пониманием.

******

Подперев обеими руками подбородок, Галина наблюдала из окна поезда мелькающие пейзажи. Вспомнилось, как несколько лет назад мама провожала её в неизвестность. И вот, у Галины теперь есть своё жильё, профессия и те люди, которые на многое готовы ради неё.

"И даже ещё раз замужем успела побывать."  -  последнее она отметила про себя с иронией.

"Да, не уберегла я для них внука или внучку. А хотелось бы привезти сейчас для мамы и папы совсем другие новости. Но что сделаешь, окружающий мир много сильнее каждого живого существа на этой планете."

Раиса Петровна и Николай Андреевич готовились к приезду старшей дочери, она ведь заранее дала им телеграмму. Встретили радушно, всплакнули маленько на радостях и усадили за накрытый различными угощениями стол. Выяснилось, что сестра лежит в больнице на сохранении, договорились завтра же её проведать. Муж Ирины не смог к ним присоединиться, он дальнобойщик, поэтому сам сейчас находился за пределами региона.

Когда Николай Андреевич, вдоволь наслушавшись бабских сплетен, пошёл управиться по хозяйству, Раиса Петровна осмелилась спросить:

-   Галя, а чего же ты мужа с собой не захватила, хоть бы познакомились. Или он не захотел? Тебе спасибо, что выслала ваши свадебные карточки, но это всё бумага. Наяву бы увидеть человека.

-   Мам, собственно, из-за этого я здесь... Чтобы рассказать... Да и не только поэтому, очень соскучилась за вами. В общем, мы с Олегом расстались.

-   Наверное, поругались?

-   Мам, мы уже официально развелись.

Раиса Петровна резко подняла голову на дочь.

-   Вот оно как, значит.

-   Да. -  покивала головой Галина. Ей тяжело было объясняться перед матерью, которая в данный момент переживает ещё больше неё.

-   Мамочка, это ещё не всё.

Упавшая духом Раиса Петровна молча ждала продолжения.

-   Я...  -  снова дрогнул голос. -  Господи, да когда же закончатся эти слёзы?... Я потеряла ребёнка. Выкидыш.

-   О Господи! И большой был срок?

-   Нет. Я даже ещё не успела стать на учёт.

-   Всё равно жалко, ой, как жалко!  -  у матери это вырвалось непроизвольно, но потом она глянула на поникшую дочь и её сердце наполнилось невыносимым страданием за свою девочку.

"Что же я за мать такая?  -  спохватилась Раиса Петровна.  -  Не родившегося малыша уже не вернуть, мне дитя спасать надо от душевного расстройства, а я что себе позволяю? Ишь, расслабилась."

-   Доченька, голуба, да главное, что ты передо мной жива и здорова, а внуки куда денутся, народятся ещё. Ты только не бери произошедшее в голову, ведь от нервов все болезни и все неприятности с несчастьями. Всё будет хорошо, ты мне веришь?

-   Верю, мама.  -  и мать с дочерью обнялись.

-   Ну что, мамуль, с утра на огород, может что помогу вам?

-   Ой, а что там помогать, мы уже с отцом всё с него убрали, даже сухой сорняк. Вот осенью вспашем его и уж тогда можно спокойно зимовать. Мы же, дочечка, уже половину участка засаживаем, в том году так додумались. И знаешь, нам хватило всего. А то потом раздаём Бугаёвым, которые пьянствуют и ничего не садят, а я их жалею. И кроме них тут полно тех, кто не откажется от бесплатного. Да то не жалко, когда помоложе были, а нынче уже возраст не тот.

-   Ну и правильно. А другую половину куда дели?

-   Так соседу, Антонычу, разрешили там люцерну сеять. Он же корову и телёнка держит. А мы только птицу. Да нам хватает с головой. Мы же с отцом ещё на производстве, да гусей с утками и курами полный двор. Овощи и фрукты свои, а колхоз даёт натур-оплату зерном и кукурузой, вот и выкармливаем бесплатно своё многочисленное хозяйство. Как будешь уезжать, то подготовим тебе побольше мяса, ощипаем всего на несколько сумок и повезёшь.

-   Мама, жара такая, куда я повезу, оно же пропадёт. Ничего брать не буду. Не обижайся и тем более, не волнуйся. Денег у меня предостаточно, всё необходимое для жизни есть, я-то одна, мам, много ли мне надо?  -  и пока Раиса Петровна не успела возразить, Галина перевела тему в другое русло:

-   Хорошо, если с огородом помощь не требуется, тогда давай в доме порядок наведу. В смысле, прогенералю, шторы и занавески перестираю, а, мам?

-   Ой, Галюня, перестань, не годится. Ты что же, забыла, я обычно навожу основательные порядки два раза в год: это перед Пасхой и перед Новым годом. Сейчас ты мне всё выстираешь, а на дворе лето. Ну и что с моими гардинами станется к Новому году, они же не белоснежными будут, а какими-то серыми. Не-не, придёт время, я сама. А что, разве трудно? У нас машинка стиральная хорошая, так что, я ещё шевелюсь, доченька, ещё как! Заодно и за бабками нашими бегала смотреть. Постарели они, не дай Бог как, почти все умерли уже, сама знаешь. Только баба Поля ещё жива, но она у тёти Веры поселилась, и наша баба Настя. Но недавно и её тётя Надя забрала. Сестра же на пенсию вышла, а я ещё работаю, а за мамой уже присмотр особенный нужен.

-   А чего, совсем плохо с бабой Настей? Мам, завтра после больницы, когда Ирку навестим, то зайдём к тёте Наде, я бабушку обнять хочу.

-   Обязательно, я и сама уже так решила и постановила. Как же, была в гостях и родную бабку не проведать. А насчёт того, что плохо или не плохо с мамой, как сказать... Она ещё сама ходит, с этим всё нормально, но вот зрения совсем никакого нету. На оба глаза. Мы с Надькой полгода уговаривали её на операцию, она криком кричала, не соглашалась. Еле переубедили. Уже поставили на очередь, а в конце сентября бабушку прооперируют.

-   Что правда, прямо оба глаза ничего не видят?

-   Да, так и есть. Давно с Надькой говорили, что ей уже опасно одной жить, так мама ещё упрямилась и к Надьке не сразу пошла. Спрашиваю у неё:

-   Мам, ну чего ты такая больная будешь мучиться в своей хатёнке, а мы постоянно дёргаемся с сестрой. Да ты даже покушать себе сготовить уже не в состоянии.

А она мне отвечает:

-   Чего не в состоянии, ещё как в состоянии. От, сегодня борщ сварила.

А я, возьми да и скажи:

-   Да как же ты его сварила, если уже не видишь, как вода в кастрюле закипит и когда уже пора кидать туда картошку.

Так она, упадёшь, доча, что мне ответила:

-   А я пальцем пробую.

Ну ты представляешь? В кипяток лезть руками. Да мы с Надькой чуть в обморок не свалились.

Но бабу Настю обнять не пришлось. Тётя Надя, обрадованная приходу в гости племянницы, с сожалением заявила, что бабушка легла отдыхать и спит она днём обычно не менее трёх часов. Будить она её не решилась. Баба Настя до этого страдала от болей в боку, вызывали Скорую, ставили ей уколы, но помогало самую малость. Тётя Надя виновато промолвила:

-   Галочка, ну пусть поспит, она столько промучилась, а ещё неизвестно какая ночь впереди. Ты же не завтра уезжаешь да и вообще, не в последний раз у нас, ещё увидитесь, хорошо, зайка?

Галина оставила бабушке в подарок красивый цветастый платок и коробку шоколадных конфет, которые ей по блату достала Валентина Дмитриевна.
А когда вышли из больницы, то Галина, смеясь, заметила Раисе Петровне.

-   Мам, ну наша Ирка и растолстела, прямо колобок какой-то. Я её еле узнала.

-   Ага,  -  согласилась Раиса Петровна.  -  это так беременность на неё повлияла. А помнишь, дочь, как она отправилась на выпускной, а мы с тобой ей вслед смотрели? Она тогда в абрикосовом платье была, а ножечки из-под платья, ну тонюсенькие и сама худющая такая. Я тогда тебе сказала:

-   Божечки ты мой! Как же она рожать потом будет? А вот тебе и пожалуйста! Правду говоришь, Ирку не узнать.

На следующее утро Галина собралась поработать на кухне, но Раиса Петровна заверила, что той еды, которую она с любовью приготовила к её приезду, хватит на неделю, а то и поболее. Чтобы не слоняться без дела, Галина всё равно напекла блинов, её блины очень любил Николай Андреевич. Потом принялась заметать во дворе, но Раиса Петровна и здесь тут как тут:

-   Галя, да отец три дня назад подметал, ещё толком и запылиться не успело.

-   Мам, я вижу, что не грязно, я просто освежу немного.

Мусора и действительно собралось чуть-чуть, но она потом из шланга полила асфальт и вновь прошлась по нему веником.

Вот и всё, и снова делать нечего. Посмотрела цыплят в загородке, угостилась яблоками и грушами в саду, ну а что дальше? С Раисой Петровной они обговорили уже все интересующие темы, подруги все разъехались кто куда, ни к кому и не сходишь, чтобы поболтать. И Галина заскучала.