И тигр - не немецкий, и танкист - не советский

Борис Витальев
Опубликовано в журнале «Афиша». 

                Белый тигр. Отзыв на художественный фильм. Режиссер К. Шахназаров.
   Роман Ильи Бояшова «Танкист или «Белый тигр» мне довелось прочитать почти восемь лет назад. Уверенность в том, что вскоре он будет экранизирован, возникла сразу, время сейчас такое: тексты и мысли, стоящие внимания, замещаются картинками, готовым аудиовизуальным рядом, не требующим самостоятельного напряжения мысли и воображения.  Не в моде ныне «интеллектуальный пот», книжные магазины в массовом порядке освобождают помещения для «адидасов» и «самсунгов».
   Первый утренний сеанс выходного дня. Посетители — пожилые люди и, что меня порадовало,  мальчишки от 10 до 16: «есть еще в их сознании здоровая боевая романтика, со временем способная перерасти, не в оголтелую агрессию к внешнему миру, но в сознательный патриотизм и  гражданственность», - подумалось.
   Смотрим. На экране разворачивается трагедия противостояния таинственного, страшного в своей  мертвой безошибочности идеального убийцы - немецкого танка Т-6, выкрашенного в странный для танкового мира белый цвет и сумасшедшего, но столь же   идеального в своем умении, советского танкиста, чудом выжившего после первой встречи с «белой смертью», истово верящего в помощь «танкового бога на золотистой тридцатьчетверке». Философская квинтэссенция сюжета схвачена «на все сто»: на самом деле и «белый тигр» - не немецкий, вермахт его сам боится, и идеальный танкист — не советский, свои его в лучшем случае не понимают, а скорее всего, побаиваются. Они — чудовищные порождения войны, войны как таковой, онтологически, то есть всегда присутствующей в человеческой действительности. Не случайно «ванька-смерть» (такое прозвище было у танкиста в романе) не смог добить уже почти поверженного, с переклинившей башней «белого тигра», таким же чудом выжившего, как и его враг в их первой встрече.
Все это было высказано в фильме прямым текстом, что, на мой взгляд, сделано зря. Фильм потонул в разговорах, динамика утеряна, всего два танковых боя и в них танки почти стояли, то есть двигались вяло, как в каком-то «потном сне».
   Я видел, как пришедшие на этот утренний сеанс пацаны, уходили задолго до окончания фильма, и мне было обидно. Что поделаешь, у них уже сформировано клиповое сознание, больше 10 минут прямого текста они не выдерживают. Эту броню неприкрытой философией не пробьешь, нужна динамика. А философский подтекст должен присутствовать, но именно как подтекст, скрытый за зрелищностью движения. Те, что по смышленей, пусть догадываются, но захотят они это сделать лишь, будучи увлечены красотой движения. Не в лоб — закон художественности!
   Бывший командир среднего танка Т-64А, ныне преподаватель философии, кандидат философских наук,
доцент Борис Витальев