Ладони над дымящейся кровью

Валерий Ефимов
Сегодня с большим огорчением узнал, что вчера,  в Израиле, скончался последний поэт Великой Отечественной, легендарный танкист Ион Деген (1925 - 2017). Он ушел на фронт прямо со школьной скамьи, несколько раз горел в танке, тяжело ранен. Войну закончил командиром танковой роты, имел на боевом счету 16 подбитых немецких танков. Дважды представлялся командованием к званию Героя Советского Союза, но получил только Орден Боевого Красного Знамени и три ордена Отечественной войны.
Он потом расскажет в интервью одной из газет: "Экипаж у меня был интернациональный. У меня в танке сидели я - еврей, на переднем правом сидении - кубанский казак, за ним - стреляющий, которому я как-то сказал, что если он не попадет с первого раза в пушку "Тигра", то нам конец. А он мне ответил: "Если Аллах захочет..." Он страшно удивился потом, узнав, что я - еврей: "У евреев же рога растут". Я ему ответил: "Я еще не женат. Вот женюсь, если жена мне наставит рога, тогда и буду с рогами".
"В годы войны во мне словно жили разные люди: один - в промытом мозгу, коммунист, а другой - в сердце, он  пишет стихи".
Стихов у молодого лейтенанта "было много, очень много"... "только они все сгорели в танках".
Стихотворение "Мой товарищ, в смертельной агонии…" было написано Дегеном в декабре 1944 года. Долгое время оно переписывалось и передавалось устно как народное. Об авторстве Дегена стало известно только в конце 80-х годов.

Мой товарищ, в смертельной агонии
Не зови понапрасну друзей.
Дай-ка лучше согрею ладони я
Над дымящейся кровью твоей.
Ты не плачь, не стони, ты не маленький,
Ты не ранен, ты просто убит.
Дай на память сниму с тебя валенки.
Нам еще наступать предстоит.


Эти строки поэт Евгений Евтушенко ставил рядом с легендарным стихотворением поэта - танкиста Сергея Орлова "Его зарыли в шар земной..."
После войны Ион Деген  стал известным врачом-ортопедом, издал полтора десятка книг прозы и поэзии...
  Он был настоящий поэт и человек. Снимем, товарищи, шапки!..

2017 год