Чистая карма, или жизнь в лесу

Илья Исаев
    ЧИСТАЯ КАРМА, ИЛИ ЖИЗНЬ В ЛЕСУ

    Вчера я был на концерте классической музыки. Организовала его прекрасная скрипачка. Она тоже играла на этом концерте нашего любимого Баха. Вечером мы с ней разговорились о жизни, и я узнал, что ей приходится ради обретения жилья для своей семьи разрываться между репетициями и двумя работами. Скрипачка недосыпает и, наверное, недостаточно качественно питается. Много её времени уходит на обслуживание владельца рабочего места и владельца жилья, а не на развитие своего музыкального таланта, который восхищает многих, в том числе и меня. В Москве огромное количество жилья, даже пустующего. В Москве огромное количество всякого жулья с жильём и людей-горилл вовсе не красивых и талантливых, как эта скрипачка. Можно сколько угодно злиться на это, но какое нам дело до горилл? Пусть себе живут в московских каменных джунглях. А мы начнём переделывать мир с себя! И я предложил подруге переехать с семьёй ко мне…
    Мне же одному будет легко и даже полезно перебраться в другое место. Например, к друзьям – их у меня много. Или в лес – там можно жить в палатке. У меня есть прекрасная спортивная двухслойная палатка, в которой мне с летним спальником и двумя лёгкими пледами доводилось переживать заморозки до минус семи градусов. А лесов кругом достаточно, пока ещё не все закидали битым стеклом и консервными банками! И – главное! Когда человек живёт в лесу, его меньше искушает суета и он, как личность, живёт качественнее. Есть много прекрасных примеров. Вот – Генри Дэвид Торо. Он ушёл в лес. И его жизнь восхищала Льва Толстого. Хотя… Пример, наверное, неудачный. Ведь большинство из нас и Льва Толстого не особо знают, не говоря о Торо… Ну, ладно… Вот другой пример! Будущий лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер уехал из каменных джунглей жить в настоящие – африканские. Он, как и моя подруга скрипачка, тоже любил Баха. Виртуозно играл его на органе, давал успешные концерты по разным городам Европы. И даже написал о Бахе фундаментальный труд, оценённый музыкальными критиками и самим Роменом Ролланом! Так… Наверное, опять неудачный пример… Кто из нас читал Роллана или что-то слышал о Швейцере? Хорошо! Мы же договорились – начинать надо с себя. Тогда расскажу о своей жизни в лесу!
    Впервые на целый месяц я ушёл в северные леса десять лет назад. На плече у меня висела небольшая сумка со шмотками, книжкой и фотоаппаратом, на другом плече – этюдник, зонтик, в кармане – какие-то копейки, остатки учительской зарплаты. А может быть и целая месячная зарплата – разницы почти нет. Ни палатки, ни коврика, ни спального мешка или даже пледа у меня не было. Тогда я думал, что это неспортивно – таскать с собой много барахла! Спортивно довериться провидению и своему мозгу. Раньше босяки бродили по тёплым южным степям, а мне захотелось побродить по северным карельским лесам. Конечно, этот месяц можно было провести как и все нормальные люди – днём на нормальной работе (или даже на двух), вечером – за нормальной телепередачей или книжкой, ночью – в обнимку с нормальной женой или подружкой. К концу месяца у меня скопилась бы нормальная денежная сумма. И можно было бы что-нибудь нормальное прикупить. Можно было бы накопить на поездку в Турцию. Говорят, там комфортный отдых и доступные женщины. Не знаю, не проверял. Что меня потянуло на Север – к комарам, холоду, лесу и медвежьим углам? Наверное, карма. Только я не знаю, что это такое, мне говорили, но всё время забываю. Что удивительно – в лесах я не замерз, не был скушан животными или ограблен человеками. Ночевал в стогах сена или у добрых людей. Иногда у не очень добрых – но это никому не помешало. А перемещался автостопом и пешком.
    Как и все, я прожил много разных месяцев, работая при этом на разных работах для своего блага и блага разных людей, которые для себя эту работу не выполнили бы. Но тот самый месяц запомнился очень подробно! Вот иной раз в конце нормального месяца или даже года подумаешь: что же произошло за прошедшее время? А благодаря тому лесному месяцу я как следует поработал – написал больше десяти картин, которые сейчас и меня и кого-то другого, надеюсь, радуют. Некоторые из них находятся в МГУ, их там можно увидеть хоть сейчас. Правда, денежного дохода мне это не принесло. Зато северное бродяжничество принесло знакомство и дружбу со многими прекрасными людьми! Например – с милой учительницей и историком Светой Касаткиной. Или художницей Олей Карпачёвой, про которую я узнал от Светы! Посмотреть Олины картины для меня всегда праздник! Один раз от счастья у меня даже глаза были на мокром месте, клянусь! Я не уверен, что получив нормальную месячную зарплату от важного владельца какого-нибудь «гональдса-дональдса», я испытал бы такое счастье, как в тот день, когда встретился с Олей и увидел её работы!
    Вот поэтому и хочется, чтобы я сам или кто-то другой выгнал меня из городского термитника на свободу – в лес. На поиски загадочной чакры, мантры, или как там её? А! Кармы!
    Последний раз я жил в лесу недавно – прошлой осенью. Поехал автостопом на Урал со своей спортивной палаткой и почти без денег. Вот когда была прекрасная насыщенная жизнь! Написал кучу картинок, из которых половину подарил хорошим людям, две у меня купили тоже хорошие люди, а четыре работы прижились на разных факультетах МГУ. А ещё по ходу своих перемещений с палаткой удалось принять участие в научной лермонтовской конференции, проходящей в Тарханах. Днём я общался с лермонтоведами и писал пейзажи, а на ночь уходил с палаткой в лес. Там, кстати, меня и прихватил хороший морозец, коллеги по конференции даже боялись, что я окочурюсь! Потом в Екатеринбурге посчастливилось посетить любимого детского писателя Владислава Крапивина! Ещё с друзьями сделали музыкальный клип для фестиваля музыки Поля Мориа. Затем наснимал материал для фильма о народном художнике Удмуртии Александре Ложкине и с альтовой блокфлейтой устроил для душевнобольных концерт в Ижевской психлечебнице… Но это ещё не всё! Сбылась моя давняя мечта (мечта идиота) – поиграть на настоящем профессиональном саксофоне! Я случайно познакомился с молодым музыкантом Ижевской филармонии и на следующий день мы два часа общались и играли на его фирменном инструменте!
    О! Здесь хочется сделать паузу… Ведь речь зашла о музыке! Музыка – это ещё одна жизнь. Тот, кто живёт с музыкой – проживает две жизни! Или даже три – смотря с какой музыкой он живёт. А у меня в этом скитании с палаткой получилось много жизней! Я взял собой этюдник с красками, фотоаппарат, блокнот с ручкой, музейное удостоверение, острый швейцарский нож, три книжки и две блокфлейты – сопрано и альт! Мой Вам совет – научитесь играть музыку. Если вас послала куда подальше любимая девушка – играйте музыку надежды! Если вас обманул жадный работодатель – играйте музыку честной души! Если вокруг вас глупые гориллы – играйте вальс цветов, цветы любят все приматы! А если научитесь играть Баха и Бетховена – вы улетите в космос! Подальше от приземлённого коварства, корысти и глупости.
    Так вот. Освоив блокфлейту, мне захотелось ещё освоить саксофон, что вскоре произошло. А потом захотелось попробовать поперечную флейту. С такими флейтами мне до сих пор не везёт. Обычно на них играют девушки. А девушки бывают пугливы, непредсказуемы и зависимы от других людей. Четырежды я договаривался с девушками о том, чтоб они за каких-то полчаса показали мне основы игры на обычной поперечной флейте. И четырежды это срывалось – в самый последний момент, когда я уже чистил ботинки при выходе из дома. Я готов был в благодарность за получасовую жертву уделить девушкам час, два или даже три часа своего дармового времени. Готов был нарисовать их портрет, дать урок географии или рисования, подарить любимую книжку, написать им стих… И даже, чёрт меня побери, я готов был жениться на какой-нибудь из них! Хотя это было бы глупостью – женившемуся обычно не до флейты... Но! Все эти четыре прекрасные флейтистки не захотели уделить мне даже четверти часа своего драгоценного времени! Первая сказала, что придёт со своим братом саксофонистом, а когда я обрадовался – вот, ведь, удача! – в условленный день без причины отказалась. Причина, конечно, есть, но я слишком наивен и глуп, чтобы её понять. Вторая флейтистка тоже в условленный день написала, что не может прийти, а после этого вообще прекратила все общения со мной. Третья флейтистка – о, чудо! – дала на несколько секунд подержать свой инструмент, но вдруг этот инструмент у меня из рук забрал какой-то молодой человек (видимо жених), уложил его в чехол и, не сказав мне ни слова, быстренько увёл свою пассию вместе с флейтой, моё лицо даже не успело сменить счастливую улыбку на унылое выражение. Четвёртая же девушка согласилась! Как я возрадовался! Ведь мой друг, познакомивший нас, рассказал, что у неё чистейшая карма. Но, увы, вскоре она написала, что час её времени стоит тысячу рублей. Я сначала растерялся: если у девушки чистейшая карма, которую я никак не могу найти у себя, то она сама и даже час её времени должны быть бесценными! А вовсе не стоить каких-то несчастных тысячу рублей! Вот, например, прекрасный Владислав Крапивин уделил мне час своего времени и для меня это бесценно! Сколько раз я приезжал в Екатеринбург с мечтой повидать автора «Мальчика со шпагой» и «Журавлёнка»! И сколько радости было увидеть дома у любимого писателя свою картинку с изображением Уктусских гор, которую за год до этого я через знакомых музейщиков передал ему в подарок! В тот день и час я побывал в гостях у детской мечты! Это бесценно! Как и чистая карма, как мне думалось по своей наивности… Тогда я написал флейтистке с кармой, что могу просто ей перечислить на карточку тысячу рублей, без всяких часов и флейт. Для очищения своей неведомой кармы, если она есть. Но флейтистка ничего не ответила. Вконец расстроившись, решил справиться у остроумной подруги, разбирающейся в девушках, буддизме, кришнаитах, кармах и всяком таком, продаётся ли время у чистых кармой. В ответ я услышал смех.
    – Всё в порядке у неё с кармой! Она же не крутила тебе мозги, как те, предыдущие, а честно обозначила косарь за час!
    Всё равно я ничего не понял. Почему тогда бесценный Владислав Крапивин не взял с меня ни копейки за свой час? Наверное, у него нет никакой кармы. У меня, похоже, её тоже нет. Во всяком случае, я про неё ничего не знаю, она пока не давала о себе знать.
    А может быть карма убежала от меня в лес? Вот я думаю-гадаю, когда же это могло произойти…