Эмпатия. Сочувствие. Желание. Страсть

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть III. Природная душа (Anima).

Глава 3. Вчувствование -> Сочувствие -> Желание -> Страсть.

Вполне логично, что из вчувствования (эмпатии) возникает сочувствие (симпатия).

"Термин "эмпатия" введён в психологию Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса." (Психология. Словарь / Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-ое изд., М.: Политиздат, 1990)

"СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам и социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.п. Обычно возникает на основе общих взглядов, интересов, нравственных идеалов. Может, возникнуть и как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека." (Там же).

Как следует из этого определения, из сочувствия логично вытекает доброжелательность, желание добра другому, и вообще всякое желание. Всякое желание - потому, что оно не всегда является желанием добра, ведь добро для кого-то частенько оборачивается злом для другого. Например, наблюдая столкновение (драку) между двумя людьми, одному из которых мы симпатизируем (к другу), а к другому испытываем антипатию (к врагу), мы болеем душой за первого, желаем ему победы (добра), а второму - поражения (зла).

То же самое происходит и с нами, когда на нас физически или словесно нападает какой-нибудь враждебно настроенный субъект. Желая обезопасить себя, мы автоматически защищаемся. Но защита не только пассивна. Она частенько переходит в активную фазу - в контрнаступление, которое чревато для нападающего на нас каким-нибудь ущербом. "Пусть ярость благородная вскипает как волна." В лучшем случае мы будем желать остановить его и утихомирить. Но оценит ли он это как добродеяние с нашей стороны в его адрес? Скорей всего, нет. Так доброжелательство (доброе воление, добровольность) по отношению к себе и своим друзьям оборачивается зложелательством (злой волей) по отношению к нашим врагам и врагам наших друзей.

Сочувствие к одной стороне (а сочувствие и есть сторонничество - принимание одной из сторон и отвергание противной стороны) также оборачивается немилостью, жёсткостью и даже жестокостью, по отношению к другой. Милосердие к врагу оправдано только в том случае, когда он повержен и просит пощады. И когда он действительно раскаивается в своей агрессии. Когда же есть сомнения в его искренности, его поведение необходимо подвергнуть специальному рассмотрению, т.е. суду, и вынесению соответствующего приговора.

Неоднозначность сочувствия состоит в том, что оно есть не только соболезнование, сострадание, жалость к пострадавшему/страдающему человеку или животному, имеющего болезненный, страдальческий, жалобный вид. Сочувствие имеет ещё и позитивное значение - как сорадование, совместное торжество, совместное празднование, восторг и восхищение, соборность (собранность в одном месте по случаю какого-либо торжества). Сочувствие - это то чувство, которое мы обозначаем как "мы вместе". Это принадлежность какой-то группе, семье, роду, племени, народу, человечеству. В этом смысле сочувствие есть чувственно-эмоциональный источник всякой религии, суть которой состоит в воссоединении с Богом (от лат. religare - повторно связывать, воссоединять).

Сочувствие как симпатия по своей динамике может быть как ситуативным, быстро возникающим и также быстро проходящим чувствованием, так и надситуативным и долговременным "устойчивым одобрительным эмоциональным отношением", т.е. чувством. На левой стороне схемы можно увидеть триаду "чувствование => чувство => сочувствие".

Соответственно, желание может быть ситуативным - целью в какой-либо деятельностной ситуации. И может быть надситуативной, т.е. отдалённой целью - мечтой. Мечта может так и остаться мечтой, если желание не станет страстью, а через неё - волевым стремлением осуществить свою мечту, приблизиться к далёкой цели, достигнуть нужного результата.

Этимологически слово "желание" исходит из древне-славянского слова "желя" (желание), у которого была другая словоформа - "жель" (желанный). Древне-русское "жель" образовано от праславянского "zel", которое, в свою очередь, исходит из индо-европейского "gel/gol/gal" (желать, хотеть). Интересно, что в английском языке есть похожие слова: глагол to go - идти, и существительное goal - цель, а всё вместе go to the goal - идти к цели.

Происхождение слова "мечта" также можно найти в этимологическом словаре (у меня - словарь Цыганенко Г. П.) в статье "мести" [удалять, смахивать (пыль, сор) с помощью веника, метлы и т.п.]. Современная форма слова "мести", как утверждается в словаре, развилась из праславянского metti - мести, бросать. Отсюда такие словоформы как: метУ, метАть, метАю, мечУ (бросать, кидать что-либо), и метнУть (бросить что-либо). Немного воображения, и можно представить себе метание ножа в какую-нибудь подвижную или неподвижную цель (нож = маленький меч), бросание копья или метание стрел в отдалённую жертву на охоте или в бою. До сих пор бытуют выражения, вроде "Он метит на место начальника" ("Он целит на место начальника", "Он мечтает стать начальником"), "набросать, наметить план действий", и т.п.

А в психологии существуют такие понятия, как близкие и дальние цели.   

Для реализации близких целей не нужно особых усилий. Хотя какие-то усилия всё-таки нужны. Эти усилия, так сказать, посильны для человека. Мечта может быть нереалистичной и неосуществимой по нескольким причинам. Одна из них - отсутствие плана деятельности по реализации мечты, этой сверх-цели, сверх-задачи, мотива деятельности. А план предполагает дробление всей деятельности на ряд последовательных действий и соответствующих им целей. Важное значение имеет внутренняя согласованность плана - согласованность дальних и ближних целей, как и согласованность соответствующих им действий.

Одним людям хватает воображения и ума распланировать свою жизнедеятельность соответствующим образом, другим - не хватает. Даже если хватает, то может не хватить энергии и времени. Времени - потому, что возникают непредвиденные обстоятельства, на преодоление которых требуется дополнительное время. Например, болезни и смерть. "Он был полон разных замыслов и планов." А энергии может не хватить, если нет страстности, позволяющей собрать свои силы в пучок, сосредоточиться на главном, не рассеивая энергию на второстепенное и третьестепенное.

Недостаток страстности приводит к недостаточности воли - способности реализовать свои желания вопреки возникающим препятствиям и преградам. Недостаточность воли и есть слабоволие, а в случае психического заболевания - её отсутствие, абулия. Если человек только мечтает о чём-то, но не приступает к осуществлению своей мечты, то его мечтания низводятся до уровня сновидений или до уровня грёз - снов наяву, витания в облаках. Мечты при расстройстве психики проявляются в бредообразовании.

Мечтающий слабовольный человек, что называется, спит и видит, грезит и бредит. Человек с сильной волей и вполне здоровый психически тоже что-нибудь из желаемого видит во сне, грезит об этом наяву, и даже иногда бредит этим. Но у него процент таких сновидений, грёз и бреда очень мал, поскольку он занят реализацией своих желаний, а не зацикливается на процессе их бесполезного и зачастую вредного продуцирования. У него энергия уходит в страстное стремление постепенного осуществления своей мечты. У слабовольного же вся его энергия и сила находится в нереализуемых по причине раздутости мечтах и неадекватных требованиях к окружающим: "А подайте мне всё и сразу!"

Поскольку желания такого неадекватного субъекта не могут удовлетвориться окружающими, то он становится обидчив и мстителен. Что есть желание отомстить, как не желание нанести ущерб своим обидчикам? Если окружающие кажутся бесполезными и даже вредными, препятствующими получению желаемого, то с ними нужно бороться. Хотя бы в иллюзорно-компенсаторном плане, если нет сил для реальной борьбы.

Не будем, однако, далеко уходить в патологию. Вернёмся к обычным, нормальным проявлениям сочувствия в виде желания. Абстрактно выражаясь, желание есть недовольство существующим положением дел, или недовольство ситуацией, в которой находится тот, которому мы сочувствуем. Мы можем сочувствовать также и самим себе, если находимся по отношению к себе в позиции заинтересованного наблюдателя. Это эффект некоторого отстранения (остранения) от самого себя, происходящего в самообособлении, самодистанцировании. Недовольство чем-либо порождает воление (желание) это изменить к лучшему. Здесь вполне закономерна связь между недовольством и волением, волей. Если бы мы были всем довольны, то вряд ли пожелали бы чего-нибудь ещё. "Всё" исключает "что-нибудь ещё". Человек - такое существо, которое вечно чем-то недовольно, и поэтому вечно чего-то желает. 

Сочувствуя кому-либо, мы желаем принести ему пользу, в случае, когда он физически или морально (душевно) пострадал. Или желаем быть ему полезным в его саморазвитии. Желаем помочь другому и самому себе. Ведь помощь - это когда делишься своими силами с другими. Это некоторая мощь, мощность, сила, направленная на содействие другому. Помощь разнообразна. Это и забота о маленьких, уход за больными, взаимопомощь друзей, ухаживание за любимыми, моральная и физическая поддержка, участие и участливость, и многое другое.

Здесь желания делятся, по крайней мере, на два вида.

Во-первых, это желание активно поучаствовать в делах другого, помогая ему в получении нужного результата в каком-то деле и облегчая ему таким образом его задачу. Либо это желание получить от друзей и близких такую помощь. Хотя получатель или источник мыслимой помощи не всегда согласен её получить или оказать в том виде, в каком мы её себе представляем. И тогда следует деловая борьба за правильные представления в наших головах о содержании и размерах этой помощи.

А во-вторых, мы недовольны стихийно сложившимися отношениями и желаем их изменить, установив новые. Опять же мы наталкиваемся на некоторую инерцию со стороны тех, с кем мы желаем установления новых отношений. Да и наше отношение к другим уже установилось и в некоторой степени сопротивляется всякой новизне в этом плане. Возникает борьба за установление новых отношений. Такая борьба называется позиционной. Ведь отношение - это позиция (диспозиция, предиспозиция).   

В последнем случае мы хотим сблизиться или отдалиться по тем или иным координатам отношений: приятности друг для друга, полезности и важности. Слишком резкое сближение со стороны партнёра по взаимодействию может вызвать у нас желание отдалиться. И наоборот, уход партнёра и его нахождение вдали вызывает желание приблизиться и узнать в чём дело. Предложение помощи со стороны партнёра может оказаться неискренним, излишним, неуместным, несвоевременным,  навязчивым, и т.п., и поэтому у нас возникает желание отказаться от такой помощи, тем самым, отдаляясь от него в его глазах.

Его возвышение в статусе - повышение в должности, приобретение им каких-то преимуществ, успех, удача, счастье, ... вызывает у нас, если мы его считали равным себе, зависть и желание опять стать равным ему, т.е. либо достигнуть того же собственными усилиями (белая зависть), тоже возвыситься, либо принизить значение его достижений, чтобы не страдать от огорчения, что он оказался более успешным (чёрная зависть). Белая и чёрная зависть являются проявлениями соревновательной мотивации, при которой можно огорчиться при виде успеха и радости по этому поводу даже у близкого друга. 

Соревновательная мотивация чревата также и другим чувством - чувством ревности, при котором появляется желание сохранить при себе то, что имеешь: свой статус, свою должность, своё имущество, своё преимущество, свою жену или своего мужа, и т.д. Соревновательность придаёт отношениям особую динамику. Соревнование, в том числе и спортивное, - двигатель прогресса.

Человек может желать самоутвердиться в лучшей позиции по отношению к другим. Или возвысить и утвердить позицию другого человека, которому он симпатизирует. Как например, в работе учителя, воспитателя, психотерапевта.

Есть и обратный вариант: один может пожелать разрушить позицию другого, нанося ущерб его чувству собственной важности (самоуважению, чувству собственного достоинства, чести). Например, всячески уничижая другого и уничтожая ценность его личности. Средствами для этого служат ругательства, бранные слова, клички, т.е., речевые воздействия. Но могут быть и физические воздействия - поступки, физическая агрессия, мордобой.

Деловая борьба и борьба позиционная в жизни переплетаются и идут рука об руку. Подробно об этом написано в книге П. М. Ершова "Режиссура как практическая психология".

Соревновательность переходит в ревностность: стремление, старание, ретивость, рьяность, тщательность, прилежность, усердие, рвение, истовость, - в общем, все те характеристики, которые входят в понятие страстности и страсти.

Нужно заметить, что страсть бывает двух видов: спокойная и буйная. Спокойная страсть - это сдерживаемая страсть, сдерживаемая сочувствием и доброжелательством, бережным отношением к предмету своей страсти, и наконец, доброй и сильной волей. Буйная страсть - та, которая ничем не сдерживается, безудержная страсть, ярость. Обычно она возникает тогда, когда соревнование переходит во враждебное соперничество, и воля становится злой. "Есть упоение в бою" (А. С. Пушкин).

Различие между спокойной страстью и страстью буйной подчёркивается противопоставлением истовости и неистовости. Истовый значит настоящий, истинный, надлежащий, подобающий, соблюдающий правила, соответствующий, такой, какой должен быть по сложившимся представлениям. Неистовый - находящийся в состоянии исступления, крайне несдержанный в проявлении своих чувств, бешеный.

"Нет, мой друг, ничто в целом мире не может быть отвратительнее лица молодой девушки, когда оно выражает не скромность, не доброту, а неистовый гнев и мщение! М. Н. Загоскин, «Аскольдова могила», 1833 г."

"Страшная, неистовая, злая - вот какая молодость была." О. Ф. Берггольц, «Твоя молодость» (29 октября 1943) «О. Ф. Берггольц. Избранные произведения», 1983 г."
 
В спокойной страсти присутствует баланс между возбуждением и торможением с небольшим перевесом первого над вторым. Торможение сдерживает возбуждение, придаёт внутреннему огню ровность горения и не даёт ему разрастись до взрывного эффекта. Аналогией может послужить езда на автомобиле: для движения вперёд нужно зажигание и педаль газа, для поворотов в том или ином направлении, избегании заносов в кювет и остановки движения нужна педаль тормоза. Спокойная страсть созидательна. Это увлечённость своим делом, каким-либо видом творчества, жажда открытий, жажда знаний, изобретательская страсть.

Буйная страсть разрушительна, беспощадна, фанатична. От неё сходят с ума, теряют память о том отрезке времени, в котором произошёл так называемый разгул страстей. Это в чистом виде аффект, когда человек становится невменяемым. Если кто-то довёл его до аффекта, то это обстоятельство служит смягчающим его вину. Если человек сам привык доводить себя до такого состояния и оно стало свойственно его характеру, то такого человека необходимо изолировать от общества в тюрьме или в психиатрической больнице, в палате для буйных, а во время приступа буйного помешательства - надевать смирительную рубашку. Много таких возвращается из зоны боевых действий (ПТСР). По крайней мере, с ними нужно себя вести очень осторожно, не провоцировать обидными словами на вспышки гнева.

Между спокойной и буйной формами страсти есть переходные формы: алкоголизм, сексоголизм, трудоголизм, игромания, наркомания, мания величия, и т.п. Древние греки и римляне, а потом и ранние христиане выделяли список из семи смертных грехов, который постоянно корректировался и уточнялся.

Чувственно-эмоциональную, или эмоционально-волевую, сферу психики, называют ещё аффективной. Под аффективностью часто имеют в виду страстность. Как мы видим, страсть страсти - рознь. И нормальную, здоровую страсть лучше не называть аффектом, поскольку под понятием аффекта в психиатрии, в том числе и судебной, закрепился определённый смысл. 

А теперь - ставшее уже традиционным сопоставление однопорядковых уровней в разных сферах психики:

Душа: Вчувствование -> Сочувствие  ->   Желание      ->  Страсть
Дух:       Внимание    ->   Созерцание -> Воображение -> Интуиция
Тело:       Интерес     ->     Влечение    ->  Увлечение  ->  Склонность

Первый столбик понятий (интерес, внимание, вчувствование) имеет смысл вникания в быстро меняющуюся ситуацию. Во втором столбике бросается в глаза частичная синонимичность слов влечение и сочувствие. Вспомним, что одним из значений древнегреческого sympatheia является влечение. При здоровом влечении созерцание (внимательное рассматривание) сопровождается сочувствием к рассматриваемому, восхищением красотой пейзажа, живого существа, человеком.

При нездоровом влечении (извращении влечения) человека тянет созерцать нечто отвратительное (антипатичное) для здорового. Так садист наслаждается видом страданий другого живого существа. А мазохист находит удовольствие в собственных страданиях. Здоровому в плане влечений человеку противны чьи-либо страдания и он стремится их прекратить. Нездорового человека тянет продолжить и повторить свои или чужие страдания.

Увлечение как погружение в какое-либо занятие, занятие каким-либо делом, сопровождается игрой воображения и динамичной сменой целевых образов - желаний. Воображение и желание - две стороны целеобразования, находящиеся друг с другом в нерасторжимом единстве. Из-за этого присущие желанию мечты, грёзы и сновидения обычно определяют как продукты воображения. Однако, что есть воображение без желания? Всего лишь достройка неочевидного, домыслы, вымыслы, предположения о том, чем может быть то, что видится лишь частично, смутно, неясно. В единстве с желанием воображение приобретает мотивирующую силу.

"Желание часто открывает широкий простор воображению. Подчиняясь желанию, воображение разукрашивает желанный предмет и этим в свою очередь питает желание, явившееся источником его деятельности. Но эта деятельность воображения, в которой взаимодействуют чувство и представление, может заместить действительную реализацию желания. Желание обволакивается мечтами, вместо того чтобы претворяться в действие. Оно приближается к пожеланию. Желать еще не значит хотеть." (С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии.) [Здесь у Рубинштейна виден односторонний негативный взгляд на мечты. Мечты, однако, бывают разными. Они могут как замещать действия, так и вызывать их. К.В.]

Склонность как увлечённость интересными занятиями (делами или играми), как долгая погружённость в занятия, приобретает характер страсти и сопровождается ощущениями прилива крови к кожным покровам, учащённым сердцебиением и дыханием, т.е. теми ощущениями, которые называются жаром, пылом, огнём, и т.п. "В крови горит огонь желанья." (А. С. Пушкин).

Увлечённость лицом противоположного пола (в норме, конечно) - предверие к любви - одна из форм (благо)склонности. Увлечённость и любовь часто достигают высоты пиковых переживаний - воодушевления, энтуазизма, восторженной страсти. Страстную увлечённость сравнивают с некоторым умственным помешательством, временным сумасшествием, во время которого влюблённые творят разные смешные глупости. На когнитивную сферу страстная увлечённость оказывает обостряющее интуицию влияние, называемое вдохновением. В этом состоянии рождаются великие прозрения и сумасшедшие идеи, которые потом квалифицируют как гениальные.

Однако, всякое горение должно сдерживаться, ограничиваться пределами разожжённого костра, камина, печи. Иначе пламя может вырваться за границы, охватить всё жилище, в данном случае - жилище души - тело. Тогда происходит эмоциональное выгорание. Да и не только эмоциональное, интеллектуальное тоже. Временное приятное сумасшествие может перейти в очень неприятное долговременное, если вовремя не загасить полыхающее пламя и не перейти в более спокойный режим. Выгорание внутренних запасов топлива чревато истощением энергии, духовным и душевным опустошением, и, как следствие, постепенным разрушением. Человек может даже физически сгореть и угаснуть от сильного горя. Возможно с этим связаны случаи непроизвольного самовозгорания (пирокинеза), когда человек реально возгорался изнутри и сгорал на глазах у очевидцев.