Как я полюбила живопись

Валентина Бутылина
  Мне кажется, я бы никогда не стала увлекаться живописью, если бы ни один случай из студенческой жизни. Росла я в простой семье, где о  художниках не говорили вообще. Но у нас была прекрасная книга с репродукциями  И. Шишкина.  Особенно мне нравилось «Утро в  сосновом бору».

  Правда, однажды, побывав в гостях у дальних родственников в Красноярске , увидела  картины, вернее, копии картин  известного художника. «Охотники на привале» в квартире вместо ковра висела над диваном в зале.  В семье  стариков  рисовал сын, попавший  под трамвай. По нелепой случайности, спустя много лет, то же  случилось и с его отцом.
  И вот  сына никогда не увидев, но в школьном возрасте уже смогла понять, что очень здорово настроение передал и даже, как охотник чешет себе затылок. Как будто из жизни взято.
  Для меня художник в то время это такая редкость.  В нашем городке все больше занимались простыми делами: копались в огороде, гнали коров, держали свиней и кур.
   Рождаются же люди с таким талантом, и чтобы не рисовать, не могут. И если бы живой художник попался мне тогда на пути,может, я даже отвернулась и ушла подальше. Подальше, от стыда за себя, что такая обыкновенная, как серая мышь.
  Каждый раз,когда случалось заехать к старикам, подолгу разглядывала огромные картины. Герои  "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" выглядели, как живые. Сын оставил замечательные копии с известных картин Репина, Перова.

     Когда была студенткой  пятого курса, случилось вот что.
 Девушка из нашей комнаты в общежитие  привезла картину с практики. И повесила ее над нашим столиком, где мы принимали пищу. Это был  осенний пейзаж размером с альбомный лист.
 Человеком она была гордым, строптивым. А я –самоуверенной и безапелляционной. И на этой почве получился конфликт. Сначала однокурсница поделилась со мной, что картину эту нарисовал ни кто иной, как молодой руководитель практики, с которым у них получилась любовь. Ценность картины в моих глазах упала сразу.  По моему тогдашнему твердому мнению, художник должен заниматься своим ремеслом и больше ничем. А тут гидробиолог рисует. После моего комментария вышло, что в картине нет ничего особенного. Натали  разгневавшись, бросила:  «Что бы ты понимала!».  Это было так оскорбительно, что я задохнулась от обиды. Но возразить было нечего.
      К тому же, тотчас проснулась нежная часть моей натуры, которая   внутренним голосом  мне заявила:"Натали права!" Долго Натали  со мной не разговаривала.
С тех пор я стала специально ездить в Краевую библиотеку и изучать это дело.
 Читала все, что попадалось под  руку. И чем дальше, тем больше понимала, как  сильно задела  чувства Натали. Но оценить ту  картину  я бы и сейчас, наверное, не смогла.
 Чувство вины долго терзало меня. Я читала, выписывала в записную книжку про художников разных эпох, стран, направлений. Попутно прихватывала  про скульпторов, архитекторов. Затем стала собирать репродукции.   Много открыток накопилось у меня тогда.Пересматривая их, мне казалось, что я становилась  другой,  и очень нравилась сама себе. Ван Гог, Микеланджело, Рубенс, Пикассо, Тициан, Рембрандт, Шишкин, Петров-Водкин, Суриков…  Интерес к живописи  остался на всю жизнь.
 
    Прошло много лет. Сегодня нашла  открытки на даче среди книг. Мои внуки с удовольствием их рассматривают, небрежно они перепутаны между собой. И я вспомнила Натали.  И про свою любовь к живописи, которая началась с того дня , как я обидела Натали.



Картина из Интернета
 Василий Перов, 1871 г. "Охотники на привале"