Мне кажется, я бы никогда не стала увлекаться живописью, если бы ни один случай из студенческой жизни. Росла я в простой семье, где о художниках не говорили вообще. Но у нас была прекрасная книга с репродукциями И. Шишкина. Особенно мне нравилось «Утро в сосновом бору».
Правда, однажды, побывав в гостях у дальних родственников в Красноярске , увидела картины, вернее, копии картин известного художника. «Охотники на привале» в квартире вместо ковра висела над диваном в зале. В семье стариков рисовал сын, попавший под трамвай. По нелепой случайности, спустя много лет, то же случилось и с его отцом.
И вот сына никогда не увидев, но в школьном возрасте уже смогла понять, что очень здорово настроение передал и даже, как охотник чешет себе затылок. Как будто из жизни взято.
Для меня художник в то время это такая редкость. В нашем городке все больше занимались простыми делами: копались в огороде, гнали коров, держали свиней и кур.
Рождаются же люди с таким талантом, и чтобы не рисовать, не могут. И если бы живой художник попался мне тогда на пути,может, я даже отвернулась и ушла подальше. Подальше, от стыда за себя, что такая обыкновенная, как серая мышь.
Каждый раз,когда случалось заехать к старикам, подолгу разглядывала огромные картины. Герои "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" выглядели, как живые. Сын оставил замечательные копии с известных картин Репина, Перова.
Когда была студенткой пятого курса, случилось вот что.
Девушка из нашей комнаты в общежитие привезла картину с практики. И повесила ее над нашим столиком, где мы принимали пищу. Это был осенний пейзаж размером с альбомный лист.
Человеком она была гордым, строптивым. А я –самоуверенной и безапелляционной. И на этой почве получился конфликт. Сначала однокурсница поделилась со мной, что картину эту нарисовал ни кто иной, как молодой руководитель практики, с которым у них получилась любовь. Ценность картины в моих глазах упала сразу. По моему тогдашнему твердому мнению, художник должен заниматься своим ремеслом и больше ничем. А тут гидробиолог рисует. После моего комментария вышло, что в картине нет ничего особенного. Натали разгневавшись, бросила: «Что бы ты понимала!». Это было так оскорбительно, что я задохнулась от обиды. Но возразить было нечего.
К тому же, тотчас проснулась нежная часть моей натуры, которая внутренним голосом мне заявила:"Натали права!" Долго Натали со мной не разговаривала.
С тех пор я стала специально ездить в Краевую библиотеку и изучать это дело.
Читала все, что попадалось под руку. И чем дальше, тем больше понимала, как сильно задела чувства Натали. Но оценить ту картину я бы и сейчас, наверное, не смогла.
Чувство вины долго терзало меня. Я читала, выписывала в записную книжку про художников разных эпох, стран, направлений. Попутно прихватывала про скульпторов, архитекторов. Затем стала собирать репродукции. Много открыток накопилось у меня тогда.Пересматривая их, мне казалось, что я становилась другой, и очень нравилась сама себе. Ван Гог, Микеланджело, Рубенс, Пикассо, Тициан, Рембрандт, Шишкин, Петров-Водкин, Суриков… Интерес к живописи остался на всю жизнь.
Прошло много лет. Сегодня нашла открытки на даче среди книг. Мои внуки с удовольствием их рассматривают, небрежно они перепутаны между собой. И я вспомнила Натали. И про свою любовь к живописи, которая началась с того дня , как я обидела Натали.
Картина из Интернета
Василий Перов, 1871 г. "Охотники на привале"