Турин. Итальянская работа. Ч. 1

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D

   Поводом написания этой заметки стал вопрос, заданный вчера команде  клуба "Что? Где? Когда?".

   Это был  один из 3-х вопросов "Блица": у игроков только 20 секунд на ответ.
 
   Им  показали фотографию, которую читатель видит на иллюстрации,  и  озвучили вопрос телезрителя:  "Что выпускает  завод, фотография которого представлена уважаемым знатокам?"

   Сообразительные  ребята сразу ухватили, что крыша здания сделана в форме трека  и дальше обсуждали только, что в нём выпускают: автомобили  или велосипеды?
 
   Остановились на автомобилях и угадали.
 
   Между тем, в любой другой стране мира даже люди с эрудицией  куда ниже, чем у  знатоков,  точно знают, что на фотографии запечатлён единственный в своём роде автомобильный завод  "Lingotto-Fiat" в городе Турине.
 
   Бывший завод, должен добавить, но об этом ниже.

   Знатоки  не виноваты:  даже в огромной  двухтомной "Всеобщей истории архитектуры", изданной в бывшем СССР, это уникальное здание не упомянуто!
   
   Хотя  сдано в эксплуатацию  в далёком 1923 году и сразу же стало всемирно известным.
   
  "Lingotto-Fiat" -  одно из крупнейших промышленных зданий в мире.
    
   Его длина 507 метров. Оно состоит из четырёх модульных блоков, каждый из которых имеет четыре этажа, пятиэтажного офисного здания и двух винтовых пандусов в северном и южном концах комплекса.
   
   На нижнем этаже располагалось тяжёлое литейное и кузнечнопрессовое оборудование,  на последующих  этажах - остальные необходимые цеха.
   
   Как видно на фотографии, в завершенном виде это одно большое здание, состоящее из двух блоков, соединённых поперечными переходами, в которых находятся кухни, лифты и бытовые помещения.
   
   Производство автомобилей начиналось снизу, с каждым этажом они обрастали узлами и деталями,  пока не выкатывались  на испытательный трек на крыше.
   
   Можно сказать, что покупатели получали машины, которые  свои  первые километры накатали в небе Турина.
   
   15 мая 1923 года завод торжественно открыли  король Виктор Эммануэль III и Муссолини.
   
   Думаю, даже далёкие от строительства люди поймут, как непросто рассчитать  конструкции, способные воспринять нагрузки от тяжёлого кузнечного оборудования на первом этаже, от вибраций на всех этажах,  да ещё и  нагрузки от тестируемых на крыше автомобилей.  Машины  резко разгоняли до 150 км\ч, заставляли прыгать  на  трассе со специальными бетонными выступами  (теперь это называют "стиральной доской"), а потом резко останавливали!
   
   Но уникальность конструкций не только в сложности, но и в их красоте!
   
   Чего стоит только дизайн винтовых пандусов для автомобилей: снизу их ажурные конструкции напоминают стебли цветов.
   
   Конечно, Giacomo Mattе-Trucco, автор проекта, был человеком весьма незаурядным. Выполнить сложнейшие расчёты "Lingotto-Fiat" ему помогло и не совсем обычное для инженера образование: сначала он окончил физико-математический факультет Туринского  университета, а уже после этого - Королевскую инженерную школу.
   
   Как пишет автомобильный авторитет  Brendan McAleer, крупнейшая автомобильная фабрика в Европе, построенная Giacomo Mattе-Trucco с единственной целью производства автомобилей, воплотила новые философии футуризма и модернизма. Издали комплекс кажется колоссальным полукилометровым  многооконным  ковчегом.

   Однако на "Lingotto-Fiat" было построено меньше автомобилей, чем ожидалось: выпускалось в среднем 200 автомобилей ежедневно против  нескольких  тысяч у  Ford.

  "Fiat"  строил  новые предприятия  и в Италии, и за её рубежами.  В 1982 году завод "Lingotto-Fiat" был официально закрыт  и  вскоре реконструирован  в  торгово-развлекательно-гостиничный комплекс  с  конференц-центром,  вертолётной площадкой и даже небольшим сферическим аэровокзалом на крыше.  Новый дизайн включает и роскошные зимние сады на разных этажах.
    
   Проект реконструкции, точнее, конверсии, принадлежит другому знаменитому итальянскому архитектору  Ренцо Пьяно (Renzo Piano),  который вместе с Ричардом Роджерсом  и Норманом Фостером  создал стиль хай-тек, автору самого высокого здания Великобритании – 310-метрового  «Осколка» (The Shard)  в Лондоне.

   Ренцо Пьяно является и автором проекта огромного торгово-развлекательного комплекса "Добрый Вулкан", второго по величине в Европе, построенного рядом с отрогами Везувия ("Добрый Вулкан" от Ренцо Пиано  -   http://www.proza.ru/2016/05/24/976).

   Ещё несколько слов о конверсии "Lingotto-Fiat". В преддверии зимних Олимпийских игр 2006 года в Турине, к югу от бывшего завода по проекту лондонской архитектурной фирмы HOK и миланской Studio Zoppini Associati построили «Овал Линготто», в котором разместился крытый каток для скоростного бега на коньках на 7675 зрителей.

   Здание тоже уникально:  строение размером 200х100 метров площадью более 20000 кв. метров не имеет центральных опор.
    
   Хотел написать коротенькую заметку,  даже  после её завершения выбросил много интересных деталей, но…
   
   Не остаётся здесь места объяснить  название  заметки  -  "Турин. Итальянская работа". 
   
   Не только потому, что работы итальянских архитекторов прекрасны.
   
   Читатели знают это и без меня – ведь именно итальянские зодчие возвели самые красивые здания Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.
   
   Так что неожиданное объяснение названия – в следующей части.

   При условии, что эту будут читать.
   
   Окончание следует - http://www.proza.ru/2017/05/03/1776