45-2. Школа даосов о счастье и свободе

Владимир Фёдорович Власов
45-2.

ШКОЛА ДАОСОВ О СЧАСТЬЕ И СВОБОДЕ

Чжуанцзы, выслушав историю Лецзы о том, почему старый даос был счастлив, прожив свою жизнь независимо ни от кого, и оставаясь самим собой, молвил: «Главное в жизни – это обрести себя и не потерять свой природное начало, не стать годным для кого-то, кто нас использует для какой-то своей цели, совсем не нужной нам».

И в подтверждение своих слов он рассказал притчу, из которой получилось такое стихотворение:

ДЕРЕВО НА ГОРЕ

Бродя по склонам гор, Чжуанцзы дерево заметил,
С огромной кроной, ветвистое, и густой листвою.
- «Его не срубишь»? – спрашивал он лесоруба, встретив.
- «Оно не годно ни на что», - качал тот головою.

Друг приготовить для него решил гуся на ужин
Слуга спросил у птичника: «Убить какую птицу»?
- «Но не того же, кто умеет петь, он нам не нужен.
Того, что петь не может, только он один сгодится».

На день другой ученики учителя спросили:
- «Что не годится, дерево, жить дальше остаётся.
И тот негодной гусь для вас на ужин подаётся,
А как вы годность эту для себя определили»?

- «Себя бы поместил я между годным и негодным,
У нас меж годным и негодным нет определенья,
И в свойствах человека неизбежны затрудненья,
Поэтому я руководствуюсь свойством природным.

Но всё иначе, если странствовать, паря в эфире, -
Природные все свойства оседлав, подобно буре,
Дракону иль змее, без славы и хулы жить в мире,
Со временем меняясь вместе в собственной натуре.

Не соглашаясь одному чему-либо предаться,
Паря и странствуя в гармонии с истоком вещим,
В среде вещей самим собой я буду оставаться,
Как вещь я буду рядом с вещью, не как вещь для вещи.

Откуда же со мной тогда возьмутся затрудненья?
Ведь были ж независимые раньше у нас предки,
О годности в ту пору не имели представленья,
И только ставили на шкале времени отметки.

Сейчас же мир иной, и дело обстоит иначе,
Все те, кто говорит о тьме вещей и отношеньях
Друг с другом, - им дела несут одни лишь неудачи:
Единое разбито, созданное - в разрушенье.

Сейчас всех самых честных в обществе уничтожают,
Повсюду добродетельных перехитрить стремятся,
Везде всех почитаемых, достойных низвергают,
И бесполезных обмануть открыто не боятся.

Не обязательны разве тогда все затрудненья,
Когда все мы разделены на годных и негодных?
Вопрос этот встаёт весь в свете ложного значенья.
Вам остаётся лишь одно всем – область свойств природных».

Лецзы согласился с мудрецом Чжуанцзы и сказал, что обрести гармонию с природой может ни только простой человек, но и разделяющий в стране всех на годных и негодных - первое лицо в государстве, и от этого его правление только выигрывает. И по этому случаю он рассказал свою историю:

ИДЕАЛЬНЫЙ ЦАРЬ

Пятнадцать лет царь радовался, стоя на престоле,
Что Поднебесная вся подчинялась его власти.
Он наслаждался жизнью, правя всем по своей воле,
Пока не притупились чувства, начались напасти.

Ещё он правил лет пятнадцать, о стране печалясь,
Что в Поднебесной нет порядка, не сильны законы,
Чиновники из сил всех угодить ему старались,
Но чаще слышались в народе от страданий стоны.

- «Ах! – царь вздохнул тогда в сердцах, - как я погряз в пороке!
Существ тьмой управляя, трепеща от наслажденья,
Забыл вот, Небо ведь всему определило сроки,
От управления делами впал я в помраченье».

Тут он, всю свиту отослав, дела свои оставил,
Убрал колокола, себя в питанье ограничил.
Дворец покинул, тьмой существ уже больше не правил,
В себе замкнулся, к стране, к народу стал безразличен.

Очистив сердце, подчинил он воле своей тело,
И месяца три целых не вникал в дела правленья,
Живя всё в праздности, слонялся по горам без дела,
В горах души его происходило исцеленье.

И вот когда совсем очистилось его сознанье,
Увидел сон он как-то днём на солнечной поляне,
Где-то бродил в стране Всеобщего он процветанья,
Там жили без начальников свободные миряне.

Сам каждый по себе, никто собою не гордится,
Страстей и алчности среди народа не бывает,
Не ведают там радости, когда кто-то родится,
Не ведают печали, когда кто-то умирает.

Там нет измены, покорности или принужденья,
И прежде срока нигде юные не погибают,
Не ведают любви и ненависти, отчужденья.
Народ счастливый выгод и убытков там не знает.

Никто там не боится, за себя не опасаясь,
В воде никто не тонет, и никто их не спасает.
Там смело ходят сквозь огонь, огнём не обжигаясь,
Ни ран, ни боли и зуда никто не ощущает.

По тверди словно, там они по воздуху ступают,
Спят в пустоте, в постели как на простыне нетленной,
Туман и облака смотреть глазам их не мешают,
Гром не препятствует им слушать музыку Вселенной.

На красоту и безобразье смотрят без смущенья,
Идут через препятствия легко, не спотыкаясь,
В стране испытывая вечной жизни наслажденье,
Себя не утруждают, мыслью лишь передвигаясь.

Очнулся царь от сна, порозовевший и довольный,
Вернувшись во дворец, призвал к себе всё окруженье,
Сказал всем: «Жили без меня своей вы жизнью вольной
Три месяца, пока я жаждал обрести ученье.

Очистив сердце, думал я всё время в созерцанье,
Как о себе заботиться и управлять другими,
Но не придумал ничего, и тут моё сознанье
Чудесный сон наполнил вдруг идеями благими.

И понял я, какое стране нужно управленье,
Во сне о той стране меня виденье посетило,
Нельзя найти лишь с чувством настоящее ученье,
Познал я разумом его, но вам сказать не в силах».

Прошло пятнадцать лет, стала страна подобьем рая,
Была жизнь, как в стране Всеобщего там процветанья.
Народ оплакивал царя весь, не переставая,
Когда его правленью наступило окончанье.

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович