Свитязь

Татьяна Никитина 7
Как много в мире двойников! Вот и озёр с чарующим названием Свитязь по меньшей мере два: одно в Беларуси, другое на Украине. Оба на западе, неподалеку от Польши. Оба имеют одинаковое природное происхождение – карстовое, то есть образовались в результате провала земной коры над размытыми хрупкими породами известняка и гипса. А различаются эти две Свитязи размерами и очертаниями: украинская раз в десять больше и вытянута, белорусская не такая глубокая и почти идеально круглая. Еще - вокруг белорусского озера сохраняется девственная неприкосновенность, только один-единственный санаторий приютился на его берегу, украинская Свитязь изобилует прибрежными пансионатами и виллами. Оба озера славятся удивительно прозрачной водой и легендами. На украинском бывать не приходилось, на нашем – не раз. И этот рассказ о нём.

…В трёх часах езды от Гродно, укрытая от посторонних глаз плотным кольцом таинственного леса, покоится на вершине холма жемчужина Беларуси – Свитязь. С высоты птичьего полёта или на карте озеро кажется совершенно круглым, оно заполняет до краёв чашу Новогрудской возвышенности, словно кратер. В зависимости от погоды Свитязь может быть то умиротворённой, зеркально-гладкой и насквозь прозрачной, то волнующейся и пенной, как море. Волшебное озеро кого только не заворожило и не пленило, начиная с Адама Мицкевича и заканчивая Андреем Вознесенским…

Впервые мы попали сюда всей семьёй двадцать лет назад… Если когда-то на отпускные могли 20 дней безбедно загорать в Сочи, то сейчас их хватило лишь на десяток дней на Свитязи. Пансионат, в который мы попали (сейчас на его месте новый санаторий), обустраивался в своё время на широкую ногу: в номерах паркет, ковры, лоджии, в санузле душ, унитаз и даже биде. Заметно, правда, что эксплуатируется всё это уже не первый год… Приятной неожиданностью стали подаваемые к завтраку и обеду грецкие орехи, бананы и апельсины. А истопника местной котельной по нескольку раз на дню хотелось благодарить: горячая вода была бесперебойно круглые сутки. С энтузиазмом трудился и здешний киномеханик: он умудрялся откапывать и привозить занятные фильмы, которые мы видели впервые, и даже побаловал эротической российской лентой «Дафнис и Хлоя», объявление о которой усердно прятали от детей.
 
Помня, что после чернобыльской аварии новогрудская земля впитала в себя радиоактивные осадки, мы прихватили с собой дозиметр – и не поверили глазам: радиационный фон на берегу Свитязи в норме и даже ниже, чем в Гродно. А в здешнем воздухе практически нет пыли.

Компьютеры тогда только входили в домашний обиход, а ноутбуков и в помине не было, поэтому первые сведения о таинственном озере мы почерпнули из фанерного щита на его берегу. Скупые строчки  гласили об уникальности Свитязи. Читая их, я чувствовала, как еле уловимая оторопь охватывает меня… Мы сразу же бросились искать речку, вытекающую из Свитязи подобно тому, как из Байкала вытекает Ангара…

Неспешно обойдя всё озеро за полтора часа, речку мы так и не нашли. Пока наконец не увидели  бетонный столб, небрежно сваленный у истока некого ручейка – видимо, для запруды. Пожалуй, только в самые сильные ливни и бури, когда чаша озера переполняется, этот ручеёк резво сбегает вниз меж валунов, разбросанных среди зарослей дубов, лип, берез и сосен, постепенно становясь речкой Своротвой, которая несёт свои воды в Неман.

Как-то, прогуливаясь в прибрежном лесу, наткнулись мы на редкую находку: под невысокой молодой ёлочкой притаилось семейство удивительных грибов. Это была весёлка, разновидность мухомора, исцеляющая даже от рака. В лесах под Гродно её и заиском не найти. Уже дома я вычитала в энциклопедии, что в озёрной фауне и флоре Свитязи обнаружены реликты, которые можно встретить лишь на Яве, в озёрах Бельгии, Франции, Германии и Скандинавии.

Свитязь изобилует раками, а мягкая её вода, как радостно сообщают родителям не вылезающие из озера малыши, «только у берега холодная!» Солнца в те июльские дни было мало – всё облака да облака, откуда они только брались? Загорали, как в Паланге, урывками. А когда, катаясь на лодке, попали в начинавшуюся бурю и грозу – сверху чёрное, исчерченное молниями небо, а вокруг помрачневшее, ходящее ходуном озеро, - я сразу вспомнила о его коварных водоворотах-вирунах и просто умирала от страха…

Легенда, которую сочинили о Свитязи, такая: будто давным-давно на месте озера был городок, которым правил князь Туган. Однажды он с дружиной поспешил на выручку князю Миндовгу в Новогрудок. Тем временем к оставленному без защиты городку подступали враги. Жители не хотели покоряться захватчикам, все они собрались в княжеском замке, а когда враги были уже у самых ворот, подожгли его. В это время разверзлась земля и поглотила городок, а на его месте разлилось озеро. Два столетия назад эту старинную легенду пересказал Адам Мицкевич в своей балладе «Свитязь».

На берегу озера сохранился гигантский пень былого дуба-великана, в тени которого юный поэт любил посидеть с книгой и помечтать… Неподалеку бетонная стела с его барельефом и строчками из баллады «Свитязянка» -  о красавице русалке, коварно заманившей в пучину озера наивного юношу. Примитивная стела и поросшая сорняками цветочница произвели гнетущее впечатление. Редко кто из отдыхающих оставит здесь букетик ромашек или васильков… Зато в десятке метров от этой сиротской вазы  - густо усаженная цветами клумба… Непостижимо…

«Свитязь так же прекрасна и загадочна, как любимая женщина...» - это слова моего коллеги, который снимал озеро на рассвете и на закате, в бурю и штиль, в разгар лета и зимней порою, пристально вглядываясь в его удивительные черты.

Впервые увидев Свитязь, ощутив её космическую природу и колдовской характер, почувствовав себя избранником на её пустынных берегах, полностью открытых взору, а вокруг ни души, ни деревеньки, ни хутора, невольно приходишь к мысли: сюда надо пускать, как в Эрмитаж. Пусть не в войлочных тапочках, но с предосторожностями, напоминать о которых не лишне: не рвать, не сорить, не топтать, не шуметь! И тогда кто угодно и сколько угодно сможет дышать этим чистым воздухом, бродить по прибрежному лесу среди вековых дубов, любуясь поблёскивающим в лучах солнца загадочным озером.

Фото автора. В зарослях у озера Свитязь.