Гала дали женщина связавшая его с миром

Антон Данилец
          Был вчера на вставке Сальвадора Дали….
          Столько разговоров и анонсов,
Какие-то там 150 или около того работ…
Может быть?
И может быть даже все они гениальные…
А может и — нет….
Во всяком случае, Мастер неплохо рисует, чувствует и видит Мир, совсем не так,
Как его видят другие…
Это интересно, необычно…
Даже загадочно…
Но где же тут восхищение…?
Думаю я не нашел бы его, даже рассматривая эскизы Дали к Божественной Комедии Данте…
Бродить в сумерках, которые устроили устроители выставки в залах Дворца  Дружбы народов, а теперь, вдруг ставшего Музеем Феберже….
Было как-то непривычно…
Я привык к этому Дому – Дворцу в совсем другом обличии…
Он – нравился мне всегда…
Да что там….
В его интерьерах, мне понравилось как-то….
Даже выступление цыган, которые пели и плясали что-то,
На презентации, которую устаивал там Толя Емец….
Не помню, что он там презентовал,
Зато отлично помню, как хорошо «нагрузившись»…
Не отрываясь, смотрел в вырез блузки молодой цыганки, танцевавшей передо мной, что-то, вроде как – зажигательное,
За которым…
Ну, вы сами понимаете, на что я мог смотреть в вырезе блузки красивой, молодой девушки, когда мне было чуть за 20….
И этому не могло помешать ничего, даже жена, которая ходила где-то  рядом….
А я, как завороженный, все кидал и кидал на поднос этой девушки, купюру за купюрой…
И жалел только об одном,
Что она – не принимает безнал…
Ну да ладно….
Не стоит стопориться на этом воспоминании, тем более, что мне давно уже почти пятьдесят и я…
Не женат….
Теперь – я на вставке Дали, которую устроили с музее высокоталантливого кича Феберже,
Мастера, который умел угодить…
Своим творчеством, кому угодно…
Устроенном другим специалистом по кичу – Весельбергом,
Умеющим устроить кич из всего к чему прикасается…
Вплоть до «высоконаучного», но
Ставшего совершенно бесполезным – Сколкова…
И, выставляющем теперь, в своем музее – другого Гения кича…
Сальвадора Дали…
Так вот – ходить в этих сумерках…
Мне, с моим зрением было тяжело…,
И скоро я утомился от удивительного и…
Повторяющегося из рисунка в рисунок …
Разнообразия, замыслов и идей художника…
Не знаю уж, были ли они хорошими
Или не очень…
Или даже – плохими….
Но, очевидно…
Большая, если не вся часть из них, самим Дали явно была признана неудачными…
И, тем не менее,
Кем-то заботливо собранная и…
Собранная и сохраненная для потомков….
Сохраненная, заботливо, без размена на том…
Может ли весь это ворох испачканной бумаги какую-то ценность…
Ценность….?
Я шел вдоль затемненных стен, не вглядываясь в вырванные резким светом, маленькие шедеврики и безобразия…
Понимая, что я совершенно не думаю о них…
Не думаю, даже очень стараясь настроить себя на их приятие, или совершенно неприятие…
Но, думаю именно о том…
Кто каждый день, в добром настроении и в откровенной хандре…
Подбирал эти, разбросанные по всему дому клочки и обрывки  бумаги…
Тщательно собирал, подшивал в альбомы или, может быть…
Тщательно укладывал в папки…
И мне вдруг – стало ясно….
Этот кто-то – была подруга и жена Сальвадора, которую он называл просто – моя Гала…
После этого, понять всё ясно про эту выставку,
Да и про самого Дали – было уже очень просто…
Просто…
Ну – абсолютно во всём…
Да, он умел рисовать и да…
Он видел этот Мир, совершенно по-иному…
Скорее всего, даже гениально….
Скорее всего, восторженно и необыкновенно…
И, скорее всего, мы не узнали бы об этом – никогда…
Или – очень-очень позно….
И точно, не было бы никакого Гения,
Признанного при жизни и самозабвенно купавшегося в этом признании, как будто бы в солнечном свете…
Если бы не Гала….
Совершенно «не в тему» фильм, который можно было посмотреть на этой выставке….
Совсем мельком, не в целевом контексте, представил зрителям эту Женщину…
Несколько несуразную, совсем не красивую внешне…
И, в тоже время, заставляющую осхититься ей….
Я знал, конечно, что Елена —  Гала, была из русской эмигрантской семьи, которая уехала из России после пертурбации 1917…
Знал, что она всё время, как будто бы искала кого-то….
Выходя замуж, то за Поля Элюара, то становясь любовницей кого-то…
Не помню кого,
Но тоже ставшего или уже бывшего кем-то известным….
И вот, эта потрепанная временем и мужчинами Женщина…
Встречает – своего Дали…
И он, встречает её…
Некрасивую, стареющую и…
Чем-то необыкновенно привлекшую его….
И да – она…
Не хотела того, чтобы Сальвадор получил точно заслуженное им признание, когда-то, в глубокой старости, или даже — после смерти….
Она хотела этого – прямо сейчас….
Она не была его продюсером и антрепренёром…
Просто, как-то она смогла стать его Музой….
Вдохновительницей и – хранительницей всего этого вороха изрисованных бумажек…
На которые сейчас, так вдумчиво и благоговейно заглядывается толпа всех этих знатоков и ценителей…
Включая – меня…
И только тут…
Эта выставка стала мне совершенно понятной…
Как стало понятным и само творчество Дали, которое подпитывалась и сохранялась Ею…
Галой…
Галой, которая связала его с Миром и превратила в Гения при жизни….
Я – совсем не уверен, что сам Дали этого так уж сильно хотел…
Но явно, он не был чужд этого налета Гениальности, который обрушился на него своеобразным водопадом блеска…
Он явно не был против этого…
А если и был, то умел как-то тщательно и незаметно, скрывать это…
И вот теперь, мы смотрим всё это, не забывая, хотя бы на всякий случай восхититься…
И подумать о том, какой Сальвадор Дали всё-таки Гений…