Ч. 23 Война на Тихом океане. Бомба и акулы

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/05/03/1238

После отклонения японцами ультиматума для союзников стало ясно, что впереди предстоит самое жестокое сражение с невероятными потерями в своих войсках. Американский комитет штабов понимал, что даже вступление в войну СССР, которому придётся сражаться с Квантунской армией, не спасёт их от огромных потерь при высадке на Японские острова.

Высаживаться предстояло американцам, потому что у Советского Союза не было ни опыта, ни десантных средств, которыми располагали союзники, а советский Тихоокеанский флот состоял, в основном, из кораблей, переданных Советскому Союзу по ленд-лизу.

Штабные расчёты показали, что обычный десант на Японские острова повлечет за собой гибель более трёх миллионов человек среди американских десантников, японских военных и мирных граждан. Японию нужно было победить, не высаживаясь на острова, сделать так, чтобы японцы отказались от мысли продолжать войну.

У военных есть такое понятие - неприемлемый ущерб. Попросту говоря, это такой ущерб, что лучше капитулировать, чем продолжать войну.

В наше время неприемлемый ущерб могут причинить государства, обладающие ядерным оружием. Но не только. Многие страны на свою шею понастроили атомные электростанции, потенциально опасные объекты, подверженные воздействию даже обычных видов вооружения.

В 1945 году мир ещё ни о чём подобном не подозревал, а между тем шло соревнование между Германией, США и СССР, кто быстрее создаст ядерное оружие. Немцы, на наше счастье, не успели. Опередили всех американцы.

Неприемлемый ущерб создаётся не только разрушением экономики или военных объектов, но и уничтожением гражданского населения.

 Можно не сомневаться, что и тогда, и сейчас, ракеты с ядерными боеголовками всех государств, обладающих ядерным оружием, имеют полётные задания, нацеленные не только на военные или промышленные объекты, но и на наиболее густонаселённые районы самых различных стран.

19 августа 1943 года США и Соединённое Королевство подписали Квебекское соглашение, которое затрагивало многие вопросы и, в частности, военного использования атомной энергии.

Вот почему по согласованию с британской стороной, в соответствии с Квебекским соглашением,  американский президент принял решение об использовании ядерного оружия. Атаку наметили произвести с аэродромов на острове Тиниан. Этот остров заняли с тяжёлыми боями.

Первый десант высадили на остров 24 июня 1944 года. Несмотря на огромное превосходство американцев в технике и силе, сильнейшие бомбардировки и обстрелы с моря, японцы продолжали сопротивляться до 1 августа. За время осады острова погибли триста американцев и свыше шести тысяч японцев.

В течение двух месяцев военно-морские инженерные части «SeaBees» («Морские пчёлы») превратили Тиниан в самую большую в мире авиабазу, на которой находились 269 «летающих крепостей» В-29. Отсюда они летали бомбить Японию. Полёт от Тиниана до Токио и обратно занимал 12 часов.

«Морские пчёлы» оборудовали и причал для тяжёлого крейсера «Indianapolis», который, следуя полным ходом, доставил компоненты для атомной бомбы и обогащённый уран - 235, половину тогдашнего мирового запаса, для атомной бомбы «Малыш».

После этого крейсер направился к острову Гуам, где произошла замена отслуживших матросов на новое пополнение, а оттуда взял курс на Окинаву, чтобы присоединиться к эскадре вице-адмирала Джесси Олдендорфа.  Видимо, американцы расслабились в 1945 году, крейсер шёл без охранения.

30 июля в 00:14 в правый борт крейсера попали две торпеды, выпущенные подводной лодкой I-58, которой командовал капитан-лейтенант Мочицура Хашимото. Через 12 минут крейсер перевернулся и затонул, унося с собой на дно 1 196 моряков.

Остальные оказались на поверхности. Одни в нескольких спасательных шлюпках, которые разбросало, а многие даже без спасательных жилетов, плавали в воде.
Через трое с половиной суток пилот патрульного самолёта лейтенант Уилбур Гвинн и второй пилот Уоррен Колвелл заметили в воде людей. Гвинн сразу сбросил спасательный плот и радиопередатчик, и вызвал спасателей.

Немедленно вылетела летающая лодка «Catalina», пилот которой, лейтенант Адриан Маркс, заметил в море эсминец «Cecil J. Doyle». Получив сообщение от лётчика, командир изменил курс и на свою ответственность  направился спасать людей.

 Лейтенант Маркс обнаружил людей и увидел ещё с воздуха, что их атакуют акулы.
Его команда принялась сбрасывать резиновые плоты и продукты.  Вопреки строжайшему запрету это делать, Маркс приводнился в океане и приступил к спасению людей.

 На самолёт подняли 56 человек. Остальным морякам бросили парашютные стропы, которые те привязали к крыльям самолёта. Теперь люди держались за них. Солнце зашло, стремительно сгущалась темнота.

Летающая лодка получила повреждения, подошёл эсминец «Cecil J. Doyle». Его командир капитан 3 ранга Грэхем Клейтон приказал сначала снять всех с летающей лодки, которая начала тонуть. В качестве маяка для других кораблей по приказу командира луч прожектора направили вертикально вверх. Это был рискованно в случае нахождения поблизости японских подводных лодок.

Потом подошли ещё шесть эсминцев. Они искали людей до 8 августа. Как выяснилось, на поверхности воды после гибели крейсера остались 880 человек. Выжили 317.  Остальные погибли от обезвоживания, переохлаждения, голода, нападения акул. Некоторые, потеряв рассудок, убивали себя или нападали на других.

Командира крейсера капитана 1 ранга Чарльза Маквэя, который выжил в том кошмаре, когда он пришёл в себя после лечения в госпитале, судили военным судом. Обвинили в том, что он не вёл крейсер противолодочным зигзагом. После войны допрошенный командир японской подводной лодки, потопившей крейсер, заявил, что шёл ли крейсер зигзагом, или нет, он его всё равно бы потопил.

Выяснилось, что приказ следовать зигзагом, был дан командиру крейсера с оговорками. Адмирал флота Нимиц отменил приговор суда и восстановил Маквэя на службе. Но командиру крейсера члены семей погибших моряков на каждое Рождество присылали открытки со словами, что по его вине они не встречают Рождество со своим сыном, мужем или братом.

Маквэй, дослужившийся до контр-адмирала, не выдержал этой травли и застрелился.
 
Меня снова отнесло ветром странствий по историческим страницам в сторону от темы, пора вернуться к тому оружию, которое доставили на погибшем крейсере.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/05/05/1953