Мини-лекции. Видеомагнитофон. Жизнь на волоске...

Владимир Сысолятин
Слава Богу Советская власть жить разрешила! Сначала слушать радио потом телевизор смотреть, а теперь вот видеомагнитофон! Правда народ длинное название быстренько сократил всё это до видика, ну типа педика! Хотя мир от этого совсем не изменился... Ну естественно начали их эти видики выпускать на местном заводе. Это как с колбасой дело было! У нас делали, а мы в Москву или в Ленинград за ней ездили. Ну, наверное чтобы по ночам не очень хотелось?.. Так и с видиками. Жили не тужили и вдруг как всем захотелось... А на всех не было расcчитано, а всем захотелось! Короче при моём, страшно сказать окладе в 114 рэ видик стоил в магазине 1100! Ни хрена себе?! И тут же все кинулись покупать, даже бабки старые! А как же? Потом перепродать, но уже за 1500!!!

И вот-таки купил... А, что с ним делать? Просто с телека всё подряд писать? А в магазинах готового, — шаром покати! В смысле ничего нет. Зато у кого-то есть! И началось... Писанные-переписанные... Качество чуть лучше чем у использованной туалетной бумаги... Кто, когда, откуда, но появились фильмы закордонные с дурацким переводом, идиотскими голосами! Помните? Голос с прищепкой на носу?! Ну, чтобы голос не узнали... Потом клипы, боевики, порнуха и прочая хрень... И тут власть засуетилась, задёргалась видно рано разрешили жить?! А вдруг у строителей коммунизма крыша съедет раньше чем положено? И началась охота с ментами, погонями и? И отключением электроэнергии! Да! Есть, что вспомнить...

Ну, ладно с парнухой вроде бы всё ясно! В СССР секса нет, а всё что ниже подбородка и выше колен, — всё порнография! А тут в «прокат» вышла фильма «Греческая смоковница»! Для детского сада фильма. Если мне память не изменяет, то героиня один раз в ванне сидела с кем-то, да грудь показала и всё вроде бы?.. Остальное один трёп, развлекаловка короче... И, что? Если верить слухам мужик за просмотр с приятелями этой «Смоковницы» два года отсидел! От звонка, до звонка! Рано-рано жить разрешили! Не готова была ещё власть на диком пляже загорать со всеми подробностями...

Мой знакомый, работавший на заводе выпускающие эти самые видики рассказывал... Ну, типа приезжали люди из тогда ещё, КГБ. И так это нежно спрашивали типа, а нельзя ли так сделать, чтобы наши люди (облико-морале) не могли смотреть закордонные фильмы?! В таком случае говорят: «Комментарии излишни!»

И вот стали появляться всякие видеосалоны, особенно где с остальными развлечениями была напряжёнка. А люди ставшие в одночасье видеоманами начали сбиваться в стаи, в смысле коллективный обмен кассетами со всем содержимым... Кто-то, где-то, что-то покупал?... Так порно, на три часа — 300 рэ, и даже не думай торговаться! Торг не уместен! Хотя ведь всё это было, — кот в мешке... В том же Гостинном дворе, на Невском...

Худо-бедно, но уже через полгода у меня была небольшая коллекция, нет обычных, человеческих фильмов. Качество конечно... Как на меня вышли эти два парня и откуда? Из Карелии, из какой-то глухомани?.. И соответственно предложение! Короче я им посылал в посылке кучу фильмов, а они как бы расплачивались или деньгами и даже всякими ягодами, грибами... Там же леса, озёра... Но меня поразили их просторы... Как-то в разговоре один (наверное главарь?) сказал мне, что съездит на мотоцикле на другой берег какого-то озера?.. Ну типа здесь, недалеко.
 — А недалеко, это скока? — спросил я.
 — Двести девяносто кеме! Ни хрена себе, — близкий свет! Короче там, в посёлке они видеосалон организовали, а с фильмами напряжёнка?! Так эти паразиты втянули меня в эту аферу, собаки!

И вот однажды позвонили эти орлы по межгороду, естественно за тыщу километров... Видик у них отрубился! Ну не совсем. Всё крутится, всё вертится, а на экране изображение со снегом! Помехи идут. И пришлось мне организовывать хирургическую операцию по телефону! Первое конечно, встречавшееся тогда, это «нагар» на головках видика от грязных, старых лент. Типа промойте аккуратно спиртиком и всё! Через час звонят не помогает?! Вроде бы сначала пошло, а потом опять... Короче дня два они меня мурыжили и всё бестолку... Везите в Ленинград, в мастерскую. Что я ещё мог посоветовать?.. Но нашли консенсус. Привезти аппарат ко мне, а если, что то и завод недалеко, прямо в нашем городе!

А вот за тыщу километров, на перекладных, под вечер заявляется с чемоданом... И пока он ужинал, то да сё... Короче я разобрал аппарат в надежде увидеть сломанную головку или даже две, — и такое встречалось! Люди же подходят ко всему по топорному, как к трактору «Кировец». Посмотрел наконец-то через микроскоп и?..

В далёкие шестидесятые, случайно попалась мне книга примерное название «Турецкие рассказы». Был ли это один автор или сборная команда?.. Запомнились лишь два рассказа. В одном, по ошибке древнюю старуху призвали служить в армию... Долго её доставали повестками... В конце-концов ей это надоело и она припёрлась на призывной пункт с саблей наголо!.. А во втором мужчина неожиданно заболел. И начались хождения по мукам. То его тем лечили, то этим?.. Даже кое-что отрезали, а ему всё хуже и хуже... И попал он (я могу соврать) к стоматологу. Тот глянул, и? И пинцетом вынул из гортани щетину от зубной щётки! Всё! Мужчина выздоровел! Это конечно шутка, но?

Я тоже взял пинцет и оторвал... Нет не то. А тонкую нить клея, засохшую и не убранную вовремя. Да того самого, которым склеивали или просто фиксировали одну из головок магнитофона. Нить долго в согнутом состоянии держалась внутри барабана. И вот однажды не выдержала и вылетела наружу. И пришлось ей висеть между головкой и плёнкой... Через пятнадцать минут всё уже работало! Вся жизнь видеоманная оказывается держалось на этой тонкой нити... У того видеокарельца видуха была... Из-за какой-то дурацкой нити тыщу вёрст тащиться! А делов-то на пять минут, в смысле на пятнадцать.

А раз уж так мне подфартило, то хочу Вам немного рассказать о секретах старого видика. Если кто-то наивно полагает, что видик это тот же магнитофон ну на котором музыку вертели, то он глубоко заблуждается! Если, что и есть похожее, то это звуковой тракт. Здесь железно тот же звуковик как и в шестидесятые... А вот с видео, — одна головная боль! Если бы мы сошли с ума и пошли по звуковому пути, то скорость движения плёнки должен была быть 200-250 метров в секунду! А теперь посчитайте сколько метров плёнки нужно для записи односерийного фильма (в среднем продолжительностью где-то 90 минут)? А сколько на 3 часа вертелки нужно?! Ну-ка, включите свой калькулятор...

Так, что тормозить стали изобретатели уже при первой же попытки что-либо сварганить?! В начале разговор шёл только о студийных магнитофонах. А там насчёт габаритов, расхода плёнки не очень волновались но всё же... А о бытовых видиках даже и не заикались. Слишком уж всё было проблематично?!

Долго ли коротко ли, но японцы (вот, что значит жить на маленьких островках?!) придумали! Скорость плёнки всего-то 40 сантиметров в секунду. «Матафон» получился размером с барную стойку... Запись велась не по длине плёнки, а по ширине (как бы под углом в 90 градусов) правда при движении плёнки траектория дорожки записи была несколько наклонной. Запись велась аж четырьмя головками находящимися на круглом барабане. Барабан с головками вращался со скоростью 250 об/сек. Мороки конечно было много, но всё же...

Это в СэСэСэРе все были патриотами и думали только о стране, народе, о телевидении, а японцы естественно о деньгах. И вот прикинули и поняли, что если каждому жителю земли втюхать по видику, то можно озолотиться! Во как?! И начали ломать голову, и чуть было не сломали. И придумали... Вначале ходили по кругу. Ведь качество записи зависело от многих факторов: от скорости, от величины рабочего зазора электромагнитных головок, от толщины магнитного слоя и эластичности самих плёнок и много ещё от чего?.. Долго ли они там думали но пришли к тому что мы и имели в те годы видеоманские. Из всего выжимали, что могли и вот результат...

Не прошло и ста лет как на заводе родили советский видак «Электроника ВМ-12»! Это только лох мог поверить, что он советский?! Это одна из первых моделей «Panasonic VN 2000». Я как глянул на схему, — один импорт! Говорят, что первые схемы на заводе были японскими, в смысле надписи иероглифами... Также как и в студийных магнитофонах головки располагаются на барабане Рис1,2. На Рис1. весь блок в сборе: нижняя часть неподвижная (она серебристого цвета), верхняя (золотистого цвета) вращающаяся. Две головки расположены симметрично друг другу (180°). На Рис1. одна из них обозначена красной окружностью. На Рис2. показана только верхняя, вращающаяся часть со стороны крепления головок. Головки универсальные, пишущие-воспроводящие. На Рис2a. одна из головок показана в увеличенном виде. Красная стрелка указывает на рабочую щель головки (я её изобразил для наглядности широкой) ширина её равна 0,3 мкм. Я её видел только в микроскоп с относительно небольшим увеличением.

На Рис3. показан участок плёнки и как располагаются дорожки видеозаписи (они голубоватого цвета). С целью уплотнения, дорожки пишутся без зазора и естественно головки читают как свою, так и чужую дорожки. Так получается... Во избежание мирового скандала решили головки развести во углам (как в боксе) и развели. Теперь рабочая щель каждой головки сдвинута на угол +6°, а вторая на -6° относительно перпендикуляра к стороне плёнки. Как бы след на дорожке каждой головки показан на Рис4. Перпендикуляр это как бы расположение щели в звуковых магнитофонах. Тоже самое и мы увидим (с помощью микроскопа конечно) рабочие щели головок. Они как пьяные одна влево наклонена, другая вправо.

Вернёмся к Рис3. Стрелки показывают направление движения головок и плёнки. По низу как и в звуковом магнитофоне пишутся (отдельной головкой) сигналы управления. По верху звук (как обычно). На Рис5. изображены элементы лентопротяжного тракта. Только та часть, демонстрирующая взаимодействие блока головок с плёнкой. Рис5a. стирающая головка. Рис5b,с. направляющие ролики. Рис5d. собственно сам блок головок, правда он стоит не совсем правильно. Точнее правильно, но не совсем! Здесь два варианта: либо это описание старой конструкции (первоначальной панасониковской?), либо тот кто чертил не соображал, что он делает? Дело в том, что в видиках («Электроника ВМ-12») которые я держал в руках, чтобы писать наклонные строчки (Рис3.) блок головок по отношению к горизонтально идущей плёнке наклонён влево и немного на Вас. Здесь же плёнка идёт не горизонтально, а под углом к блоку. А блок стоит вертикально (не наклонно)?!

Рис5e. собственно плёнка обтекающая все рабочие элементы и в том числе блок головок записи звука и сигналов управления (в блоке их две) Рис5f.

И наконец о качественной характеристике «Электроники ВМ-12». Думаю, что не стоит все нюансы влияющие на технические данные здесь разбирать, но? Но вот один момент Вам как потребителю думаю будет интересно. Даже будучи владельцем аппарата Вы вряд ли читали все эти характеристики?.. Я Вам скажу только об одной.

На Рис7. показан спектр входного телевизионного сигнала. Жёлтым цветом спектр видеосигнала. Зелёным, — спектр цветового сигнала. На Риc8. уже то, что на выходе магнитофона. Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы не понять насколько полосу спектра обрезали! А, что такое для Вас такое обрезание? Чем это нам грозит? В предыдущей лекции я Вам показывал как прямоугольный импульс Рис9d. можно получить из гармоник и как в отсутствие высокочастотных составляющих наш искусственный импульс Рис9e. расползается во времени. И только с большой натяжкой его можно считать прямоугольным! Стало быть на выходе магнитофона вместо прямоугольных будет выходить некое недоразумение! Посмотрите на Рис9a. это как бы часть кадра на экране телевизора, как бы вертикальные полосы чёрные и белые. С разной шириной и межполосными расстояниями. Картинка соответствует временной диаграмме Рис9b. Видите какие они, эти импульсы стройные?! А вот уже на Рис9c. то, что на выходе магнитофона. И если первые два ещё будут выглядеть на экране как бы разделёнными, то остальные три сольются в одну широкую серую полосу. О чём это всё говорит? О потери (снижении) разрешающей способности магнитофона! И если в студийных такое недопустимо, то в бытовых это норма. А, что для Вас, как зрителей это значит? Потеря чёткости (так в общем виде можно назвать). Скажем Вам из студии присылают картинку, лицо человека крупным планом. Вы видите какие-то мелкие детали лица, ресницы, отдельные волосинки на голове, мелкие морщинки и тд. Но вот Вы записали картинку и воспроизвели. И, что? Волосы уже не различаются, а только отдельные пряди. Ресницы слились в полоски. Все более-менее мелкие точки, морщинки предстают перед Вами как некий рельеф.



Посмотрите на Риc6. Это не, что иное как испытательная телевизионная таблица. Кому сейчас за 60-70 наверняка помнят такую? В смысле на экране телевизора часто торчала. Так вот, на Рис7f. Вы видите вертикальный клин этой таблицы (увеличенный) и рядом цифры. Цифры показывают число чёрно-белых вертикальных полос на экране телевизора. Постепенно сходящиеся линии служат для определения разрешающей способности системы: видеокамеры, телевизора или видеомагнитофона. Если линии на каком-то уровне перестают различаться, это и есть реальная разрешающая способность системы! В идеале все линии клина на экране телевизора не должны сходиться, но в реальности это только у видеокамер я мог такое наблюдать, в смысле все 600 линий. Чёрно-белые телевизоры давали разрешение 500-550 линий. Цветные же в силу своих особенностей только 450 и то не всегда.

А, что же наша «Электроника ВМ-12»? В техданных официально, цифра, — 240 линий! То есть получается, что все линии нашего клина на экране сольются. И получается, что наша «Электроника ВМ-12» в два раза хуже цветного телевизора. А Вы и не подозревали! После того как в стране было запущено цветное телевидение, таблицу поменяли на вот такую Рис6a. Вместо клина на ней разместили полоску с чередующимися чёрно-белыми линиями, как бы аналог клина. Там, кстати, разрешение в 600 линий отсутствует! На Рис7g. увеличенная часть таблицы и полоска с теми же чёрно-белыми линиями.

После того, как было принято решение разработать бытовой видеомагнитофон, узкоглазые разработчики столкнулись с дилеммой!

Либо высокое качество и большая скорость плёнки, 40 сантиметров в секунду. И как результат, — длина плёнки сумасшедших размеров. Либо маленькая скорость 2,339 сантиметра в секунду и три часа вертелки. И компактные кассеты вместо огромных бобин (как в студийных магнитофонах). Выбрали последнее! Всё потому как основная масса зрителей следит ведь за действием в фильме, клипе, на эмоциях и не замечает качества. И все довольны! Конечно, если Вам одновременно показать оригинал и то, что Вам показывает Ваш «матафон»... Конечно тут же спросите: «Что ж такое? Как же так?» Конечно тот кто занимается всеми этими «матафонными» прелестями сразу видит, что-к чему? Ну как в жизни... Мужики типа, какие ноги стройные, грудь?!. А женщины, как одета? Накрашена или нет? И тд. и тп! Каждому, — своё!

Конечно были приняты меры по улучшению ситуации. Какие? Ну, если Вы работали в графических редакторах, то наверняка видели некие опции, типа РЕЗКОСТЬ?! Это искусственное подчёркивание границ цветов (в чёрно-белых картинках такого нет!) и не более. Конечно зрительно Вы скажете: «Вау-у-у!» На самом же деле никакой резкости нет! Чтобы она увеличилась нужно большее количество пикселей, несущих каждый свою информацию! А откуда их взять? Если их столько на столько и всё! Вот нечто подобное и было предпринято в видеомагнитофонах. Делали подчёркивание границ импульсов. И, что? Да, чувствовалось некоторое оживление... Зато появлялась белая каёмочка и как бы незаметная?.. И вот Вы решили скопировать кассету и? И каёмочка стала более заметной! Уже на третьей копии начинается бросаться в глаза вся эта грязь и всё более и более! Встречал я копию где если, что и можно различить что-то, но только крупные объекты среди белых и чёрных окантовок...

Продолжение темы в следующей мини-лекции «Тайна старой грампластинки» http://www.proza.ru/2017/04/26/2038