18. Феноменология внимания

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

Рамакришна, Галич и Коротич
долго ждали этого момента.

(Владимир Друк. «Телецентр»)

    В какой степени автор волен над своим произведением, а в какой – произведение властвует над ним? Кому принадлежит инициатива? На протяжении крайних семи недель я искал место для этой темы в своих публикациях, но логика сюжета упорно водила меня другими путями. Ну вот и дождался, что пора подводить итоги Первого Возраста, а тема не раскрыта. Надо досказать недосказанное. Тем более, что и логика сюжета подвела нас к этому. Мы достаточно подробно (надеюсь) ознакомились с формированием «негативных» черт личности, генерализованных «базальной враждебностью». Пора построить столь же подробную модель «нормального» развития. Как дошкольник устанавливает равновесный обмен (как он строит отношения) в своем локусе Дао?
    Во-первых и прежде всего, это совсем другой («нормальный») поток информации сравнительно с тем, который формирует «защитные механизмы»: личность развивается «нетравмирующей» информацией, прошедшей через цензуру Дао в рациональную сферу, где она, информация, и формирует структуры сознания. Главными такими структурами, как уже было сказано, являются «управляющие инстанции», обрабатывающие конкретную и абстрактную информацию (то есть, «матрица поведения» и «матрица установок» соответственно). Как уже было сказано, они образуют единый аппарат сознания: «базис личности». Это единство обеспечивается непрерывным информационным обменом между «матрицей поведения» и «матрицей установок», в котором регулируется и согласуется их работа; то есть – сознательная деятельность разума.
    Как уже было сказано («аксиома бытия» Г.), сознательная деятельность – это способ управления окружающей средой (включая сому). Ну, как-то «средой» управляют и животные – это рефлекторная деятельность Первой сигнальной; она свойственна и человеку,  его безотчетным «механическим действиям» в привычной обстановке. Для того, чтобы отдать себе отчет в этих действиях, человек должен сосредоточить на них внимание (только зачем?). Такие действия называются «предсознательными» (по Фройду) – в отличие от «осознанных», на которых мы сконцентрированы с самого начала, и которые характерны только для человека. Такой отличительной характеристикой и является внимание. Вот об этом и пойдет речь.

    М. Развитие сознательной деятельности дошкольника есть развитие его внимания.

    Существует два обстоятельства, влияющие на раскрытие этой темы; начну с плохого. Персонологи отводят ей неоправданно скромное место в своих моделях. Для них «внимание» – вообще не термин; как правило, они используют это слово в иллюстративных или эвристических целях…

    Последуем их примеру. Первое внимание новорожденного пробуждается самой первой его физиологической проблемой, с решения  которой начинается сознательная деятельность (см. «3. Первый условный»). Это решение, образно говоря, состоит в том, что младенец «обращает внимание», какое из его судорожных мышечных движений эту проблему снимает. Так что рефлексия внимания базируется непосредственно на инстинкт приспособления, отвечающий за прием и обработку информации. Управление полем зрения, которое проявляется уже в первые недели жизни, говорит о том, что рефлексия внимания уже сформировалась и развивается. Локус Дао образуется вниманием к тем обстоятельствам, которые сопутствуют (релевантны) устранению физиологического дискомфорта. С этого начинается развитие сознательной деятельности (см. «10. Зона ближайшего развития»). Дружественная реакция в процессе такого развития первоначально проявляется в активизации мышечной деятельности при появлении взрослого (младенческий рефлекс, известный под идиотским названием «комплекс оживления»). В особенности рано и активно младенец реагирует на мамочку, но тут мы уже имеем дело с более сложной рефлексией «послушания», обусловленной способностью младенца к аккомодации внимания: в зоне ближайшего развития выделяется прототип Дао. Специфическая форма домашнего развития начинается с этого. Другая существенная для воспитания рефлексия «торможения» проявляется существенно позже, в полугодовалом возрасте. Ребенок идентифицирует действия, предшествующие мерам по уходу, и успокаивается на время. Он согласен подождать, пока мамочка взбалтывает бутылу или ищет памперс. Это требует более сложной, структурированной аккомодации внимания, из которой позже развивается «интерес». Рефлексии «послушания» и «торможения» функционально закрепляются (и развиваются) в малышовом возрасте, когда идет процесс научения. Но сначала закрывается младенческая проблематика – присвоение сомы. Это тоже требует более сложных форм рефлексии. Координация движений, например, требует распределения внимания между предметом и ручкой (ножкой) младенца – при предсознательном управлении полем зрения (эта рефлексия уже закреплена!).   
    Таким образом, базальная рефлексия внимания является родовой для наиболее важных и существенных в развитии ребенка рефлексий (предположительно – для всех), связанных с сознательной деятельностью. Любая способность, характеризующая развитие дошкольника, обусловлена освоением какой-то специфической формы внимания – то есть, закреплением какой-то видовой рефлексии. Любой вид мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-схематическое) – не что иное как сложная ассоциация таких рефлексий. Бессмысленно даже пытаться перечислить все виды этих рефлексий, относящиеся формированием, скажем, к малышовому (1-2 года) периоду. Перечислим только некоторые, ограничивающие сроки этого этапа. Радикальное изменение проблематики в годовалом возрасте стимулирует развитие рефлексии «отчуждения», напрямую связанной с одноименной чертой личности. Рефлексия «отчуждения» в свою очередь порождает целый род рефлексий, связанных со способностью смещать локус (центр) внимания в пространстве от объекта к объекту. А предпосылкой (условием) для «кризиса одного года» является закрепление видовой рефлексии «интереса», обусловленной способностью распределять внимание между релевантными (сопутствующими) и оперантными (существенными) обстоятельствами. Позже на базе «интереса» сформируются видовые рефлексии «любопытства» и «целесообразности». Что касается рефлексии «отчуждения», то «сенситивный» аспект научения… Ну, то есть практика концентрации внимания на процессе научения, которая характерна для малышей, развивается в сосредоточенность на собственных действиях. Так формируются на базе «отчуждения» связанные друг с другом видовые рефлексии «инициативы» и «автономии»; что и составляет существо «кризиса трех лет». Они функционально закрепляются в возрасте Игры (3-6 лет). Вообще, любой вид игры (одиночная, предметная, подражательная, символическая, ролевая, сюжетная, коллективная) отражает процесс развивающего закрепления какой-либо видовой рефлексии внимания.

    Ну вот. Я честно старался – и был намерен – рассказать о Куколке и подвести черту под Первым Возрастом уже в следующей публикации. Но «базальное внимание» – тоже итоговая тема; и она требует продолжения. Следующая публикация отдана ей; тогда я и сообщу второе (хорошее) обстоятельство, влияющее на раскрытие этой темы. А сейчас, замыкая рубрику «феноменологии», обращаю внимание читателя на другое обстоятельство: не хорошее и не плохое, а – недосказанное.
«Рефлексия внимания» – это не есть способность сосредоточиться, это способность управлять своим вниманием.