Усвоенный урок

Николай Мельников 3
     - Варя! – кричал с порога возвращавшийся с работы отец своей дочери-третьекласснице в дни, когда мама девочки была на смене, - Уроки все сделала?
     - Почти все, папочка, - обычно отвечала дочь.
     Ответом на последующий недоуменный взгляд родителя было:
     - По «Окружающему миру» не поняла, что задано.
     Любящий отец переодевался, ужинал и садился вместе с дочерью за уроки. Сам в прошлом педагог, Евгений Алексеевич, ушедший из образования по причине скудности жалования, стремился вкладывать свои знания и опыт в воспитание и обучение дочери. Привычно проверял правильность и аккуратность Вариных трудов и соответствие выполненного записанному в дневнике. И, если по русскому языку или математике строчки дневника вполне хватало, чтобы указать номер задания и страницу учебника или рабочей тетради, то по предмету о природе, например, текст «питание и дыхание ж…», написанный детской рукой требовалось еще расшифровать, сопоставив с изучаемой темой в учебнике. После того, как становилось ясно, что речь идет о питании и дыхании живых организмов отец с дочерью садились прорабатывать материал домашнего задания.
     Бывали случаи, когда смысл задания удавалось понять только после звонков нескольким одноклассникам Вари. Как ответить  на вопрос, если в строке помещалось только: «Почему вода в реке…»? А дальше уже предполагалось включение мозга родителя и памяти ребенка: «Течет? .. Замерзает или, наоборот, не замерзает?.. Мутная или темная?.. Может быть, холодная?.. Или она журчит?». В итоге родственные души выясняли, почему она «не кончается».
     Чтобы в дальнейшем избегать подобных недоразумений, Евгений Алексеевич объяснил дочери, что слова можно писать не полностью, а сокращать, записывая только часть их или даже только первые буквы. Варя, как смогла, поняла такую запись. Девочке даже понравилось – коротко и всё ясно. Ведь из совсем короткого «ПЛИЗ» ученице сразу ясно, что требуется прочитать материал о планетах и звездах, а «внутренний скелет и его ПИН» заставляет найти в тексте учебника преимущества и недостатки этого скелета…
                ***
  … Евгений Алексеевич затеял ремонт на кухне и потому до школьных дел дочери руки стали доходить лишь в районе позднего вечера и далеко не каждый день. Стройная геометрия стены со свежеуложенной кафельной плиткой давалась с большим трудом и требовала неимоверных эмоциональных и временных затрат. Ведь плитку хозяин клал впервые в своей жизни. Злой и уставший Евгений, закончив очередной этап работы, добредал до своей кровати и почти сразу же засыпал…
     … Несколько некстати разбитых плиток не позволили закончить ремонт в этот вечер, а так хотелось, чтобы вернувшаяся утром жена восхитилась обновленным обликом кухни, ну, и мужем, конечно. Евгений, чтобы снять накопившуюся усталость, сходил в ближайший магазинчик за пивом и косичкой копченого сыра и, как обычно, в прихожей вспомнил о дочери:
     - Варенька! Как дела с домашкой?
     - Хорошо, папочка. Уже «Окружающий мир» делаю…
     Папочка сидел на диване, посасывая пивко и поедая косичку сыра, когда дочь принесла учебники, тетради и дневник, чтобы родитель ознакомился, наконец, с последними успехами любимого чада. Оценки вполне устраивали Евгения Алексеевича, а выполненное домашнее задание устраивало лишь частично: почерк мог бы быть аккуратнее, а исправлений – чуть меньше. Недоумение родителя вызвала запись в дневнике Вариным почерком: «Изучить ПИВО». Евгений бросил взгляд на почти пустой сосуд с пенным напитком и подумал: «А не рано ли?» У дочери же спросил:
     - А пиво как связано с окружающим миром?
     - ПИВО, папа, - это полезные ископаемые Вологодской области. Сам же научил меня слова сокращать…
     Папа почесал затылок и улыбнулся в ответ:
     - Да, уж! Лаконично и точно… Ну, и как? Изучила?
     - Да. Проверяй! – и Варя подсунула отцу открытую тетрадку с выполненным заданием по «Окружающему миру»…