Днепр помнит. Днепр благодарен

Людмила Троян
Сегодня 5 мая 2017 года. Обычный день обычного областного города. Еще до рассвета, город  просыпается от пения птиц. Сначала можно услышать, как они начинают щебетать.  И только после этого, минут через 20 наступает рассвет. Меня всегда удивляло пение птиц в этих каменных джунглях.  В городе довольно много зелени. Но пыль,  газ и прочие прелести современного промышленного города  всегда дают о себе знать. Затем  слышно, как мусороуборочные машины убирают мусорные баки. Эти баки находятся возле каждого многоэтажного дома. Где то около часа, если прислушаться, можно слышать, как газуют местные маршрутные такси и частный транспорт. Они развозят жителей города на работу. А затем спальные районы города наполняются детскими криками.  Например  «Эй, Серёга! Дашь математику списать»? или «Тань! А ты почему вчера с последнего урока ушла»? А ещё можно услышать, как плачет  ребёнок. Всё это говорит о том, что  дети идут в школу и детские сады. В начале девятого наступает затишье. Жители города разъехались по своим обычным местам. Школа, работа, детские сады. Именно в это время просыпается мой внук. В детский сад он ещё не ходит. Нам всего лишь 1,5 года. Но вы не подумайте. У нас тоже есть свой режим. Сначала мы или плачем или улыбаемся. Всё зависит от того, с каким настроением мы проснулись. Потом идём умываться и менять памперс. Затем мы завтракаем и идём гулять. Обычно у нас нет определённого маршрута. Мы гуляем на территории двух соседних  школ и трёх детских площадок. У нас,по пути, есть пару детских садов. Мы бы с удовольствием там поиграли. Но, увы. Все детские сады имеют свою охраняемую территорию. Иногда мы ходим немного дальше. За одной из школ, несколько месяцев назад, я обнаружила воинский мемориальный комплекс защитникам Днепра. Странно было видеть, в нашем современном мире, красную звезду с надписью «Подвиг и слава ваша вечны в сердцах благодарных людей». За памятником находились около двухсот гранитных плит, с именами погибших и неизвестных солдат. Здесь было очень тихо и как-то нереально спокойно. Вся площадь мемориала обнесена высоким забором. Нельзя сказать, что бы за этим мемориалом кто-то ухаживал. Трава не подстрижена. Плиты не подметали. Но и грязи из пустых бутылок и бумаг тоже не было. Скорее  подойдёт слово «заброшено». Но мне нравилось приходить сюда с внуком. Как-то, по-особому символично выглядели маленькие детские ножки среди этих плит. Чувство благодарности к миру и покою в наших домах, само собой просыпалось в сердце. Странно, что ничего подобного я не ощущала в молодые годы.
А сегодня я увидела совсем другую картину. Словно вернулась на много лет назад. Когда сама ещё ходила в школу, и на 9 мая, нас, всей школой, водили к могиле неизвестного солдата, что бы возложить цветы и почтить их память. А потом мы все десять лет, на день Победы, писали сочинения на военную тему. Мне казалось, что подобное никогда больше не повторится в современной  Украине. Но я была приятно удивлена.
Весь мемориальный комплекс был свежевыкрашен. Трава подстрижена. Плиты сияют чистотой.  У каждой плиты стоял подсвечник и почти у каждой лежали свежие тюльпаны и сирень. У самого памятника росли цветы, которые обычно высаживают на клумбах. Было такое ощущение, что невидимая рука трудилась здесь всю ночь. И даже, каким-то чудом, вырастила за ночь цветы. Но на этом моё удивление не закончилось. Я увидела, как к мемориалу, по очереди, подводили по два класса детей. Я это поняла по колоннам, как их вели. Приблизительно 4 или 5 класс. В руках у детей были весенние цветы. Они оставляли их у памятника. Ходили между плитами, читали надписи и задавали вопросы учителям. Приблизительно через 30 минут одни колоны детей сменялись другими. Вопросы были глупыми, как на мой взгляд. По крайней мере, моё поколение, в таком возрасте, таких вопросов не задало бы. Потому что такого ученика просто подняли бы на смех. Но в наше время – другое дело.
- Тамара Петровна, как Вы думаете, сколько этим солдатам было лет?
- Тарасов, ты что, считать разучился? Там же даты стоят. Посчитай.
- А почему здесь написано «неизвестные»? – Слышалось с другой стороны.- Как они могут быть неизвестными? Их же сюда кто-то послал? Их что, не посчитали?
- Тамара Петровна, а наш город далеко от границы. Как фашисты сюда попали? На самолётах?
Бедная Тамара Петровна пыталась отвечать детям правдиво. Но детям, которым не преподают подобных уроков в школе, трудно объяснить историю за 30 минут. Да ещё и бегая по плитам. Но лично я рада, что хотя бы таким  способом,  мы пытаемся донести и сохранить память потомкам. Я благодарна Тамаре Петровне, которая много раз повторила «если бы не эти солдаты и тысячи других, им подобных, никого из вас, сейчас бы просто не существовало». Мне очень хочется надеяться, что этот участок земли, не понадобится, какому ни будь бизнесмену, на очередную постройку супермаркета или ночного клуба. И мне приятно слышать, что хотя бы на этом клочке земли нас не делят на русских, украинцев и прочих национальностей. Здесь словно воскресает всеобщее, народное «МЫ» и единый враг. Здесь становится стыдно за современное настоящее.
Я шла с внуком домой и перед глазами мелькала  вчерашняя «картинка». Когда мой внук,  после обеда спал, я услышала во дворе какой-то шум. Недовольно морщась (опять эти школьники  разбудят внука) я вышла на балкон. Обычно, в это время, дети идут со школы и ужасно шумят. Но никаких детей не было. Прямо на детской площадке стоял микроавтобус. А четыре 9- этажных дома высились вокруг этой площадки. Двое мужчин что-то говорили собравшимся вокруг них жителям. Но, судя по жестикуляции и доносившимся  до меня фразам, было ясно одно – то, что говорят эти мужчины, людям не нравится. Больше всего меня заинтересовало наличие непривычных флагов у этого автобуса. Я видела такие флаги по дороге в Карпаты. Мне стало интересно.  Я открыла стеклянную балконную раму, что бы лучше слышать. Оказалось, что эти мужчины предлагают повесить подобный флаг на каждом доме. И даже у каждого подъезда. Они говорили, что сами могут это сделать. Но люди были против подобной акции. Люди говорили, что над каждым подъездом  и так уже висит флаг – украинский.  Чем больше приезжие убеждали людей повесить именно эти флаги, тем больше жители этих домов  были против. В конце концов, из одного подъезда вышла подвыпившая компания из трёх человек. Растолкав толпу, один из компании проревел
- Слышь ты, бандэра недобитый? Вали отсюда, пока я тебя вместо этого флага здесь не повесил!
- У нас есть разрешение на подобную акцию. – Отвечали приезжие. А то, что они именно приезжие, было понятно по произношению.
- Я тебе сейчас твоё разрешение….
Вообщем, пришлось этим «…» собрать свои флаги и уезжать, пока с ними  беды не случилось. А я закрыла раму и открыла интернет. Посмотрела новости: как Днепр будет отмечать день Победы? Оказалось, что как и раньше. С оркестрами в парках  и маршами военных лет. Военной кашей и прочими атрибутами. Вот только фронтовых 100 грамм и победного салюта не будит. Жаль. Я помню, как лет 10 назад, но день Победы, вечернее небо Днепропетровска озарялось салютами. А жители выходили на свои балконы и кричали друг другу (прямо как в кино) «с днём победы»!!! И в такие минуты, действительно казалось, что этот народ победить, рассорить -  невозможно никогда и никому.
 Днепр помнит. Днепр не забудет. Днепр благодарен.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ и ВЕЧНАЯ СЛАВА.