Ч. 25 Война на Тихом океане. СССР и Япония

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/05/05/1953

Исходя из анализа боевых действий, в частности, при взятии Сайпана и Окинавы, учитывая ярость и фанатизм не только вооружённых сил, но и населения Японии, командование союзников было уверено: вторжение в Японию будет самым кровавым морским десантом. Обойдётся оно, предположительно, раз в десять дороже с точки зрения потерь, чем вторжение в Нормандию.

Плану по вторжению в Японию присвоили кодовое наименование «Operation Olympic», а главнокомандующим сил вторжения назначили генерала Макартура. Десант планировался на ноябрь 1945 года.

Уинстон Черчилль в палате общин заявил, что потребуются неимоверные усилия для вторжения в Японию, и никто не может определить, какие для этого нужны  материальные ценности, а главное, сколько погибнут английских и американских солдат.

Через шестнадцать часов после бомбардировки Хиросимы, американский президент Гарри Трумэн обратился к правительству Японии, предупреждая, что в случае отказа капитулировать, Японию ожидает гибельное разрушение с воздуха, «подобного которому никогда не видели на этой земле».
 
Однако на японское правительство это не произвело нужного впечатления. Более того, в японском генеральном штабе были уверены, что ценой гибели двадцати миллионов японцев, они сумеют остановить вторжение и добиться заключения мира с учётом условий Японии.

Война измучила население воюющих стран, её следовало закончить любыми способами. 9-го августа произошли два события, которые привели к её окончанию.
Поздно вечером 8 августа 1945 года в соответствии с Ялтинскими соглашениями    (советско-японский пакт о нейтралитете советской стороной был денонсирован 6-го апреля) Советский Союз объявил войну Японии.

 Боевые действия начались 9-го августа. И в тот же день США сбросили вторую атомную бомбу на Нагасаки.

В десять минут после полуночи 9 августа 1945 года войска Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронта начали наступление на японское марионеточное государство Маньчжоу-Го.

 На рассвете советская авиация нанесла удары по наиболее важным объектам самых крупных городов Маньчжурии, железнодорожным станциям и узлам связи.  11-го августа к двум фронтам присоединился третий - 2-й Дальневосточный фронт.

Советский Союз дал обязательство вступить в войну с Японией через 90 дней после подписания договора о капитуляции Германии. Этот перерыв потребовался, чтобы перебросить по железной дороге эшелоны с войсками и техникой из Европы на Дальний Восток.

Сброс второй атомной бомбы осуществил экипаж бомбардировщика под командой майора Чарльза Суини. Эта плутониевая бомба была более мощной, чем взорванная над Хиросимой. Главной целью  был город Кокура, а не Нагасаки. В Кокура находился крупнейший завод по производству боеприпасов.

Расчёт строился на том, чтобы показать, будто США имеют неограниченные запасы нового оружия и будут бомбить атомными бомбами Японию до тех пор, пока она безоговорочно не капитулирует.

9 августа в 03.49  бомбардировщик B-29, который майор Суини назвал «Bockscar», взлетел с аэродрома и в сопровождении пяти других самолётов направился к Кокура.
Если полёт Тиббитса прошёл без всяких осложнений, то экипажу Суини не повезло.
 Вылетели во время тропического шквала с дождём, при котором проходила большая часть полёта. Взлететь удалось только благодаря искусству лётчика.

На половине пути замигала красная лампочка, сигнал о том, что начата подготовка к взрыву бомбы. Весь экипаж охватил ужас. Один из инженеров, ответственных за снаряжение бомбы, схватил чертежи и помчался в отсек, где она
находилась.

Пока он разбирался с причиной срабатывания сигнализации, экипаж едва не поседел. Неисправность была устранена.

Когда через семь часов полёта самолёт оказался над Кокура, выяснилось, что город был весь затянут облаками и дымом от пожаров, который тянуло с подвергшегося ранее бомбардировке соседнего города Явата.

Майор имел приказ сбросить бомбу на цель только в том случае, если он мог наблюдать её визуально. Поэтому Суини принял решение бомбить запасную цель, Нагасаки. В разрыве облаков он увидел цель и в 10.58 по местному времени сбросил «Толстяка».

Бомба взорвалась на высоте 500 метров. Радиус полного уничтожения составил около двух километров. Пожары уничтожили здания за пределами зоны непосредственного поражения. Половина города была полностью разрушена, но его расположение в долинах между горами, уменьшило зону поражения.

Для возвращения на Тиниан топлива не хватало, поэтому майор Суини посадил свой самолёт на Окинаве. Бомбардировка Нагасаки и вступление в войну Советского Союза, которые произошли в течение одного дня, привели японское правительство к осознанию, что дальнейшее сопротивление бесполезно, однако ещё была очень сильная оппозиция, которая требовала продолжения войны.

В столице даже вспыхнул военный мятеж, но он был подавлен. Японское правительство вступило в переговоры с американцами. В полдень 15 августа император Хирохито впервые по национальному радио объявил о капитуляции Японии. Соединенные Штаты немедленно приняли капитуляцию.

А советское правительство тем временем спешило внести свой вклад в победу над Японией. Квантунская армия с опозданием получила приказ о капитуляции и продолжала сражаться.

 К 19 августа советские войска продвинулись вглубь Маньчжурии с запада на 50, с востока на 170 и с севера на 150 километров. В тот же день высадились советские воздушные десанты в Чанчуне, Гирине, Мукдене, Харбине, Порт-Артуре, в военных центрах Маньчжурии и в Северной Корее.

Китайские войска подошли к Нанкину и Шанхаю. 19 августа Квантунская армия капитулировала. В короткой советско-японской войне Амурская флотилия содействовала сухопутным войскам при переправе через Амур и на реке Сунгари.

Тихоокеанский флот 8-го августа развернул на позициях 12 подводных лодок с задачей  во взаимодействии с ВВС и отрядом лёгких сил нарушать коммуникации Японии. Но нарушать было нечего, Поэтому лёгкие силы остались в главной базе, а самолёты на аэродромах.

На торпедных катерах при содействии авиации флота высадили десанты в портах Расин и Юки.

13 августа началась высадка десанта в порт Сейсин, но там находились японское пехотное училище и батальон пехоты, которые оказали такое сопротивление, что пришлось привлечь авиацию флота, эсминец «Войков», минный заградитель «Аргунь» и сторожевик «Метель».

 В помощь десантникам высадили ещё пять тысяч человек, подошли войска 1-го Дальневосточного фронта, но только 16 августа Сейсин был взят. Затем  десант в 2000 человек занял порт Гензан. Сколько там было японцев, неизвестно.

В трудах наших военно-морских историков говорится, что «захватом Юки, Расина, Сейсина, Оденцина и Гензана Тихоокеанский флот выполнил свои задачи. Он помог нашим войскам на приморском фланге сомкнуть кольцо окружения, лишив противника возможности эвакуировать свои войска через порты Северной Кореи».

Правда, японцам не на чем было эвакуироваться, и некому было эту эвакуацию организовывать.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/05/07/1433