Цена войны

Володя Новозеландский
Я, ребёнок, – свидетель, я – заплативший цену.

Цена войны – потерянное детство целого поколения.
Первое, довлеющее воспоминание детства это голод. Голод, преследующий человека постоянно в течение многих лет, уже только это свидетельство потери детства. Холод остался в глубинах памяти. Разумеется, все военные и послевоенные годы было не до занятий, сказок, учёбы. В первом классе бабушка купила мне подержаный учебник на рынке за огромную цену, полбуханки хлеба.

Цена войны – межнациональная ненависть, антисемитизм.
Конец 1941-го, посёлок за Уралом. Местные жители, простые, добрые русские люди никогда до войны, до эвакуации, не видели евреев. Они говорили моей маме, учительнице, «очень удивительно, вы евреи и нормальные люди!» Сплетни о том что «евреи воюют в Ташкенте» были всюду. Пик ненависти разжигаемый властью, «дело врачей», подготовка погромов и депортации евреев пришлись на начало 50-х, вплоть до смерти «вождя всех народов».
Добавим депортации (чему я не был свидетель) чеченцев, ингушей, крымских татар, турок-месхетинцев, калмыков и др.

Цена войны – калеки, инвалиды, больные, нищие.
Я хорошо помню мужчин, безногих на небольших самодельных деревянных платформах на маленьких колёсиках. Я помню этих инвалидов, с множеством орденов, никому не нужных, у булочной, у пивной. Внезапно все они исчезли. Настоятельно рекомендую книгу Е. Кузнецова «Валаамская тетрадь».
Хорошо помню на улицах, в метро множество нищих, инвалидов, больных, мужчин, женщин с детьми, детей. Жалобы нищих: голодаем, нет денег на дорогу домой, нечем кормить детей или больных. Одни подавали милостыню, другие говорили: «все равно пропьют».

Цена войны – нравственная деградация.
На войне люди отвыкают от реалий мирной жизни, многие морально, психически ненормальны. Это естественный медицинский факт. Живо в памяти, после войны, разгул, подлинный террор банд грабителей, насильников, убийц. Сын директора школы, в которой я учился, был одним из главарей банды

Цена войны – страх, нервное напряжение.
Труд из последних сил в течении многих губительных, изматывающих лет. Люди почти не болели, адреналин поддерживал и быстро сводил в могилу. Постоянный страх за близких, зАмершая улица по которой шёл почтальон, что в его сумке, жизнь или смерть?! Страх за тех кто остался по ту сторону фронта. Страх потерять карточки, или их у тебя украдут, выхватят, ведь это смертный приговор.

Цена войны – безотцовщина, одиночество стариков.
Несчётно детей оставшихся без отцов, и тех, отцы которых погибли, и тех кто родился без отца. Тяжка доля их и их матерей. Огромное число детей оказались беспризорными и в детдомах. Очень рекомендую повесть А. Приставкина «Кукушата», и добавить нечего.
Пол страны стариков остались доживать в горе, нищете, без помощи.

Цена войны – судьба миллионов военнопленных, людей гражданских угнанных в Германию, оставшихся на оккупированных территориях.
Страдания их неописуемы! Но они не окончились с миром. После войны в анкете появился вопрос, был ли ты в плену или проживал на оккупированной территории. Если «да», ты зачислялся в неблагонадежные со всеми вытекающими отсюда последствиями, будто ты был в этом виновен.

Цена войны – измены, разбитые семьи, что для многих хуже смерти.
Б. Окуджава: наши женщины «Они впускают нас и вводят в дом, А в этом доме пахнет воровством», «А по полям жиреет воронье".
В. Высоцкий: "Почтальон, что ты мне притащил! За минуту до смерти В треугольном конверте Пулевое ранение я получил".

Цена войны – 27 или 42 миллиона погибших, многие сотни миллиардов долларов. Но, я глубоко уверен, не этими цифрами, не только ими, нужно оценивать трагедию.