Из армии в университет

Владимир Голдин
      ВЛАДИМИР ГОЛДИН

ИЗ АРМИИ В УНИВЕРСИТЕТ

1961 год, каким он был в истории страны, в моей личной истории, и как я вписался студентом в этом году в историю своего государства, и как эта история, лучше сказать, как эти истории общественная и личная легли в мою память?

Те парни, которые служили три года, хорошо помнят, что срок службы четко делился по годам. Первый год привыкания, год ломки и становления характера. Гражданская необузданность незаметно переходит в дисциплинированность, расхлябанность подчиняется жесткому режиму дня и требованиям воинского устава. Все внутренние переживания и несогласия в армии решаются в рамках простой формулы: не хочешь – заставят, не умеешь – научат.

Второй год службы самый спокойный. Воинскую специальность освоил, что такое дисциплина – понял. Даже режим питания по количеству и качеству принимаемой пищи вполне устраивал солдата, на первом году службы еды почему-то всегда не хватало. Однако отдельным едокам её все три года не хватало – бывает такое. Короче, второй год службы был самым спокойным. Спешить никуда не надо, до дембеля далеко. Солдат по-мужски мужал, набирался сил, формировал свой внешний облик, который при встрече со знакомыми всегда вызывал восторг – какой ты стал бравый.

Третий год службы, год начала переживаний, раздумий о предстоящей гражданской жизни: где работать, кем работать? – учиться, где? – как? - если за три года многое забыто то, что изучали в школе. Серьёзные вопросы, которые нарушали сон и аппетит солдата. От таких мыслей солдаты начинали худеть. Все эти мысли бродили в моей голове и внешняя сторона моей личной истории запечатлена в солдатских фотографиях.

Для себя я твердо решил надо учиться, надо получить высшее образование. Я много читал, но системы подготовки не было. В конце моей службы в нашей роте стали появляться ребята с высшим образованием. Однажды мы с товарищем одного такого рядового солдата попросили провести с нами диктант. Результаты были плачевные.

 Учиться или не учиться, кажется, это личный выбор. Но всегда ли он личный? Государство тоже нуждается в грамотных специалистах. Но всегда ли государство проявляет заботу о своих гражданах в достаточных формах? Мизерная стипендия и некоторые льготы в оплате за проживание в общежитии, а дальше твои проблемы, сам и решай. Мысли, мысли – тут не только похудеешь…

Но вернемся в 1961 год. В том году мы гордились своей страной, её достижениями, и они были заметны. В армии появились новые самолёты Илы, АНы, СУ и МИГи. Передвижение этих объектов противовоздушная оборона постоянно наблюдала, и мы иногда выбегали на крыльцо, чтобы визуально посмотреть в небе эти новые объекты. Появились секретные ракетные войска. В Иркутске, когда тягачи везли по улицам города зачехлённые ракеты, выключали уличное освещение. И даже в военном городке одну из четырёх красных казарм отгородили дополнительным забором от солдат и офицеров, не связанных по службе с ракетными войсками.

Полёт Гагарина!!! Чувство гордости за страну переполняло сознание. Казалось, встань на цыпочки, вытяни шею чуть выше солдатского забора и ты увидишь обещанный коммунизм.

Вот в этой идеологически насыщенной атмосфере неожиданно, но своевременно, появилось постановление правительства об оказании помощи солдатам в поступлении в высшие учебные заведения, у которых заканчивался срок службы в армии. Конечно, был серьёзный отбор среди желающих учиться, выбирали отличников боевой и политической подготовки. Командование шло на определённые уступки солдатам. Занятия проходили по субботам и воскресениям в городском Доме офицеров, по программам и требованиям, существующим в то время при поступлении в вузы. Что особенно мне нравилось, это была не просто учеба для галочки, прослушал курс и ушел. После окончания курсов каждый курсант должен был сдать экзамен по всем предметам, которые сдавали абитуриенты в настоящем вузе.

По результатам этих экзаменов солдат получал право подать документы в выбранный вуз и по получении вызова получал увольнение из части, но не со службы. Со службы солдат увольнялся после успешной сдачи экзаменов и зачисления студентом. Провалившиеся или не прошедшие по конкурсу в институт, должен были явиться в военкомат для завершения срока службы в армии.

Такая практика, помощи солдатам при поступлении в вузы была короткой, но, на мой взгляд, она оправдала себя.

Вот такой был момент в моей жизни, когда решение правительства с его интересами, совпало с личным интересом отдельного человека. Сейчас это уже исторический, к сожалению забытый, факт в отношениях между государством и отдельной личностью.

Вступительные экзамены в университет я успешно сдал и шел по списку претендентов третьим. Помню на последнем экзамене по устной литературе и русскому языку меня экзаменовала полная женщина, с папиросой в зубах и молодая ассистентка. Грозная экзаменаторша, всё не хотела меня отпускать, всё задавала дополнительные вопросы и обкуривала меня некурящего табачным дымом. Я отвечал терпеливо. Но когда из облака дыма вырвался очередной вопрос:

- А что вы ещё читали? Я набрал в легкие побольше табачного дыма и по-солдатски, четко ответил:
- Устав Советской Армии.

После этого ассистентка залилась заразительно звонким и чистым смехом. Женщина опустила руку с папиросой и грустно вымолвила:
- Иди уж отсюда…
На этом и закончилась моя солдатская жизнь.