Загадка человека-курильщика

Бай Кот
/Ироничная байка не без философии/

Жил-был у меня под окном человек-курильщик. Как ни выгляну в окошко, а он там, на скамье, сидит и курит. То есть, сначала его там не было. А потом он вдруг завёлся, почти как домовой, и уже не выводился.

Мне это однажды совсем надоело, ведь я не курю, зато люблю проветривать. А тут, как ни открою окошко, так и дым. Просто спасу нет, какой-то испорченный домовой-коптильщик! Домовые - они же для помощи? А этот всё портит. Одним словом, извращение.

Тогда я вышел к нему. Ведь говорят теперь повсюду, что начинать улучшать жизнь нужно с малого, с того, что вокруг тебя, и будто бы людям следует говорить о своём отношении, корректно их воспитывая. Вот я и вышел к этому высокому, худощавому человеку, который завёл дурную манеру курить под моим окном.

Многим известна песня "Женщина, которая поёт". В народе образ сформировался: вот женщина, она поёт, зовут Аллой. Я бы хотел донести до читателя другой всенародный образ: человек, который курит. Куда ни глянь, он, образ этот, преследует меня.

Мой конкретный коптящий мужчина под окном - идеальное воплощение такого образа. Впалые щёки, смуглая кожа, нервные пальцы с сигаретой у рта. Длинная жилистая шея с выпирающим кадыком, высокий рост и бросающаяся в глаза худощавость, крупный острый нос, устремлённый в неведомую даль горящий взгляд, мимика затравленного зверя... И ещё множество идеальных штрихов, складывающихся в неотразимый портрет.

Я думаю, какой-нибудь заядлый художник, горячо мечтающий нарисовать своего "Человек, который курит", заключил бы со мной контракт на половину гонорара за будущую картину, лишь бы я ему сказал, где найти столь близкий к идеалу прототип. Вот какой завёлся человек-курильщик под моим окном!

И я долго не решался подойти. Но он не оставил мне выбора.

- Здравствуйте, - я будто немного извинялся за прерванную медитацию.

- М-м? - Невнятный ответ, подозрительный взгляд, в котором читалось, что ничего хорошего он от меня не ждёт.

- Я прошу Вас не курить у меня под окнами, мне это неприятно.

- М-м-м?! А что, только я тут курю? - На лице досада школьника, пойманного за сигаретой на переменке.

- К сожалению, вас целая группа. И я больше не могу это терпеть, поговорю с каждым. Посмотрите, вон там, за оградой, есть множество скамеек. Курите, пожалуйста, там. Не делайте этого у меня под окном. Когда я хочу проветрить, мне в окна заходит дым, это крайне неприятно. Найдите другое место. А лучше бросайте курить совсем.

Длинная пауза. Тяжёлый взгляд. Желание найти какую-то лазейку.

- Ладно, - он махнул длинной рукой сверху вниз, - я понял. - Похоже, ему с трудом давалось моё укоряющее общество.

- Спасибо Вам!

Настроение улучшилось. Чёрт возьми, какой же я молодец! Поговорил с человеком, тот понял, и всё наладилось! С таким настроением я ушёл, и разговаривал потом с другими курильщиками, по одному. Удивительно, но почти у всех из них первой фразой в ответ было: - Что, только я тут курю?! - Вот такое социологическое мини-исследование я вынужден был провести.

Прошло время. Курильщиков всё прибавлялось, регулярно являлись новые, и мне всё труднее давалось говорить с каждым из них. Задумался о том, чтобы сделать надпись "НЕ КУРИТЬ ПОД ОКНАМИ" краской на скамье, а также прямо на асфальте двора, для надёжности...

Я неизменно здоровался с идеальным прототипом картины "Человек, который курит", из благодарности за его уступчивость и понимание, так как именно он навсегда прекратил дымить под моим окном. Курить он, конечно, не бросил. Зато постепенно бросил со мной здороваться. Теперь, когда я поднимаю взгляд, чтобы ему кивнуть, он отворачивается, и делает глубокую затяжку.

Мне от этого как-то не по себе. Ведь я будто бы всё правильно сделал. Корректно, вежливо пояснил человеку, что он не один тут живёт, и что другим может быть плохо от его дыма. Он будто бы даже понял. Но здороваться перестал.

Я знаю, что есть люди, которые лучше меня разбираются в таких вещах. Пожалуйста, скажите мне, что же я сделал не так?

Следуя принципам до конца, я изложу свою версию. Но сам я считаю её очень слабой. Думаю, дело в том, что он Чинга-чкак. Или Чинга-чкок. Понимаете? Чкок - это человек, который курит. Советское наследие настигло и меня, иногда я играю в аббревиатуры. Про чкак я вот что скажу. Для меня это по сути одно и то же, когда кто-то курит в обществе, или же какает в общественном месте. Как одно, так и другое - ярко выраженное неуважение к окружающим.

И вот из этих мыслей я неожиданно вывел, что же именно я сделал не так. Я не представился своему Чинга-чкаку, и не спросил его имени. Возможно, это бы помогло? Пока же он остался для меня безымянным "Человек, который курит", по прозвищу Чинга-чкак.

С другой же стороны, сами представьте. Подхожу, со словами:

- Здравствуйте, я - Бай Кот, нам нужно поговорить!

Стал бы он после этого меня слушать? Да он бы просто сбежал! Впрочем, разумеется, не вынимая сигареты изо рта...