Траурница

Вадим Светашов
Траурница.

                Взошла картошка, и мы с отцом работали в огороде, пропалывая тяпками появившиеся всходы от сорняков. Занятия в школе закончились, я благополучно, с хорошими оценками перешёл в пятый класс, но одиннадцать мне исполнится только в сентябре.
                Мимо пролетела крупная и, как мне показалось, чёрная бабочка.
                -- Траурница, – сказал, посмотрев ей в след, отец, и продолжил орудовать тяпкой.
                Я удивился: отец никогда не интересовался бабочками, и я до этого времени считал, что он знает только трёх бабочек: крапивницу, лимонницу и капустницу. Так я ему об этом и сказал.
                -- Правильно, именно названия этих бабочек я только и знаю. А про траурницу узнал случайно. На днях мы ждали машину у проходной завода, а она села рядом на одуванчик. Один молодой парень из бригады так её назвал. Мой приятель удивился такому названию и переспросил его. Тот ответил, что бабочку назвали так из-за расцветки, напоминающую траурную и ещё потому, что она часто встречается на кладбищах. Бабочка улетела, я и забыл про неё сразу, а тут вдруг вспомнил.
                Прошло больше года. В шестом классе мы начали изучать зоологию. Когда дошли до бабочек, учительница спросила, каких бабочек мы знаем. Большинство потянули вверх руки. Но называли только крапивниц и капустниц, иногда лимонниц. Одна девочка назвала боярышницу, а я траурницу.
                -- Ага, траурница! – остановилась учительница. – А скажи-ка Вадик, что ты про неё знаешь.
                -- Да ничего не знаю, – покраснел я, – только то, что она похожа на траурную ленту и летает по кладбищу.
 
                В классе послышался смех. Учительница тоже улыбнулась, но тут же захлопала в ладоши, усмиряя наиболее громогласных. А когда смех утих, сказала: – То, что бабочку так назвали из-за траурной расцветки, это правда, остальное --сказки. На следующем уроке я вам про эту бабочку многое расскажу и покажу на плакатах.
                Через три дня она принесла на урок два больших плаката с изображением различных бабочек. Пока дежурные их развешивали на доске учительница начала урок.
                -- Совсем скоро вы будете изучать историю. И начнёте изучение с древнейшей истории. Вы узнаете о древних цивилизациях, существовавших на территории современных Греции, Италии, Египта и других стран. Многое узнаете из мифов народов, заселявших эти земли. Мифы – это сказания о богах и героях. В одном из греческих мифов рассказывается об Антиопе – царице амазонок, взятую в плен Тесеем, освободившим при этом Афины для греков. В последствие именем Антиопы назвали одну из красивейших бабочек Европы.
Антиопа – название латинское, а траурница это уже чисто русское название. Вот посмотрите на плакат, – она взяла указку: – Здесь изображены наши дневные бабочки: махаон, лимонница, крапивница, репейница, павлиний глаз, боярышница, капустница, а вот эта бабочка и есть траурница.
                -- Видите, – продолжала она, – бабочка эта крупная, достигает в размахе крыльев девяти сантиметров. Основная окраска её – чёрно-шоколадная с широкой жёлтой каймой по краям крыльев. На переднем крае верхних крыльев два жёлто-белых пятна. Вдоль всей каймы проходит один ряд голубых точек. В наших краях траурница – обычная бабочки, а кое-где даже многочисленная. Встречается по опушкам лесов, полянам, лугам, и обочинам дорог, вокруг водоёмов. Питаются бабочки нектаром цветов, любят берёзовый и кленовый соки, а также сок выделяющийся из перезрелых фруктов.
                Учительница посмотрела на часы и продолжала – у нас эти бабочки зимующие. Вылетают после зимовки в мае. Кстати, у перезимовавших бабочек каёмка на крыльях не жёлтая, а белая. Вскоре после вылета, траурницы откладывают кольцами на ветках до ста яиц и погибают.  В конце июня – начале июля из яиц появляются чёрные мохнатые гусеницы. Гусеницы питаются листьями берёзы, ольхи, шиповника, малины, липы и крапивы. Вырастают и окукливаются, а из куколок в конце лета выходят красивые бабочки. А сейчас я вам коротко расскажу о других бабочках.
                Дальше я уже слушал, как говорится в пол уха. Вечером, после ужина, я рассказал родителям про бабочку траурницу и попросил отца принести из городской библиотеки мифы древней Греции. Отец нехотя согласился и уже на следующий день принёс мне такую книгу. Не толстую, но с многочисленными картинками. В книге я прочёл совсем другой миф. В нём говорилось, что Антиопа была дочерью фивского царя Никтея. Её полюбил самый главный греческий Бог Зевс. Он явился к ней ночью в образе козлоногого Бога Сатира и унёс её от родителей. В школе про этот миф я никому не сказал, боясь подвести учительницу, которая мне нравилась, но рассказал своим друзьям по улице.