Законы природы. Часть-1

Александр Ивашкевич
       Любой закон - это всегда ограничение свободы для чего-то или кого-то.
       Если всё происходит по "законам", то при чём здесь слово "свобода"?
       Когда возникла "наука" в современном её понимании, все, кто посчитал себя  "учёным", стали активно искать законы, по которым устроен мир. Зачем? Для практического удобства! Знание законов позволяет предвидеть развитие событий и улучшить условия существования. Иногда. При этом понимание самих терминов "закон" и "наука" остаются до сих пор довольно неопределёнными и широкими по своему смыслу,- все "учёные", конечно,  более менее представляют себе о чём идёт речь и чем их работа отличается от работы дворника или президента.
       Китайцы долго смеялись над европейскими "учёными", когда те им стали рассказывать, что они формулируют  и определяют  законы Природы. У китайцев в те времена было совсем иное понимание и представление о  слове (иероглифе) "закон". И вовсе не человеческое это дело устанавливать законы природы, считали они.
       Но постепенно и у китайцев выработалось понимание, что есть такое "наука" и "законы" ею изучаемые и устанавливаемые. Кому интересно, легко найдёт десятки определений этих терминов в интернете или в соответствующих очень толстых книгах о науке и законах.
       Мы с вами не диссертацию пишем и потому можем совершенно свободно и независимо от этих экспликаций рассуждать на интересующую - во всяком случае меня -  тему.
       Итак, любой закон - это, во первых,  строгое, конкретное  и однозначное ограничение возможностей протекания рассматриваемых явлений и описание допустимого поведения выделенных объектов, вещей, предметов, систем, процессов посредством специальных слов (терминов).
       Очевидно, что следует различать законы природы и законы, регулирующие отношения между людьми.  Для людей любого  государства основным Законом является Конституция. На её основе пишутся многочисленные нормативные правовые акты и кодексы, регулирующие поведение и наказание людей.  То есть, подобные "законы"  не есть некая объективная детерминированность действий, а представляет собой всего лишь  выдумку людей для обеспечения реализации определённых целей данного общества и людей, пишущих эти "законы". 
       Вот поэтому китайцы и смеялись, поскольку они под "законами" подразумевали только такие законы, которые регулируют  отношения между всеми  субъектами и объектами человеческой деятельности, устанавливаемые божественным провидением.
       Европейцы же, со своей "наукой", хотели познать законы устройства  мира, выявить естественные отношения между всеми наблюдаемыми объектами природы и космоса. Эти законы, понятно, совершенно не должны зависеть от людей и их прихотей, в отличии от законов общества, социума, которые придумываются  и изменяются людьми довольно произвольно. Хотя, основные законы морали и нравственности люди решили объективировать, посчитав их данными им  Богом в пресловутых моисеевых скрижалях из ковчега.  Ну мол, основные, главные  правила поведения  и взаимоотношения между людьми даны нам свыше и потому незыблемы. Люди решили так считать и наказывать всех тех, кто с этим не согласен. Так возникло "право"  или, для кого-то, более близко по существу - узаконенное "бесправие".
       Кант даже выдумал специальный термин  "категорический императив"  - понятие, представляющее собой высший, объективный  принцип  человеческой нравственности (сформулировано И.Кантом в его труде "Основы метафизики нравственности" (1785) и подробно исследовано в "Критике практического разума" (1788)).   
       Согласно представлениям  Канта, человек  совершает поступки, благодаря своей  воли, исходя из неких, выдуманных им же, принципов поведения.
       Человеку  для нормального сосуществования с другими людьми необходимо установить, придумать,  сформулировать принципы,  определяемые его основными желаниями,  придав  этим  принципам  статус моральных законов.  Понятно, что в разных обществах  могут быть сформулированы разные законы, в  зависимости от конкретных условий существования данного общества и личных желаний власть предержащих людей.  Понятия счастья, личного или общего, справедливости всегда зависят от конкретных обстоятельств существования общества и человека.
       Кант решил найти безусловный, абсолютный, объективный моральный принцип,   не зависящий от  обстоятельств,  субъекта и  объекта желаний,  который может иметь силу подлинного морального закона.  Таковым он посчитал  моральный закон  в следующей формулировке:  "поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом".   То есть, так, как бы поступил любой "нормальный" человек. Или в более общей  формулировке:  "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". 
       Кант посчитал, что этот  нравственный  закон не зависит  от  преходящих  причин и делает человека по-настоящему свободным.  Получилось  что-то на уровне менталитетной позиции: "свобода – это познанная правильная необходимость".
       Понятно, что моральные, нравственные  законы устанавливают границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью  в  конкретном понимании  этих терминов  для конкретного общества  в данном месте и в данное время  (здесь и сейчас)  в формулировках наиболее умных представителей  элит данного общества. 
       Для  возможности соблюдения  этих принципов и законов  и было создано  в своё время  "государство", как некая система,  и различные его регулятивные "институты": полиция, армия, суд...
       Но мы сейчас не об этом. Мы хотим разобраться в сущности "законов" природы, которые  ни в какой степени не зависят от человека, уровня его развития,  его желаний и воли.
       Отношение длины окружности к длине  диаметра  этой  окружности независимо от размеров окружности всегда равно числу "пи" =  3,14159265… и так далее без конца. Это и есть классический "закон" устройства нашего мира. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.  Именно подобными законами или, точнее,  соотношениями, связями между измеряемыми параметрами объектов, вещей, предметов, процессов, явлений  и  их качествами  и занимается настоящая наука.
       Законы  Кеплера,  Ньютона,  Гука,  Авогадро, Кулона, Ампера,  Фарадея, Джоуля,  Менделеева,  Рауля, Больцмана, Максвелла , Планка, Эйнштейна, Бора, Столетова,  Гейзенберга, Дебая и так далее, и так далее, и так далее – описывают взаимосвязь между какой-либо функцией и аргументами или, выражаясь физически, между какими-то свойствами, качествами  рассматриваемых объектов, вещей, предметов, систем, процессов, явлений, событий и параметрами, определяющими  их состояния:  массой, координатами, временем, температурой, давлением, плотностью, объёмом,  концентрацией и так далее.
       Всё, что я перечислил, это вовсе не есть имманентные атрибуты рассматриваемых феноменов существующие в них как нечто.  Этого  всего у  рассматриваемых  нами объектов, вещей, предметов, систем, процессов, явлений, событий  просто нет! Я называю и перечисляю всего лишь  наименования конкретных человеческих впечатлений, ощущений, чувств  от взаимодействия этого с чем-то другим или непосредственно с человеком.  У объектов нет никаких "свойств"!  Они  существуют только  в наименованиях человеческих ощущений. Всё в этом мире состоит из протонов, электронов и нейтронов. А все "качества" объектов определяются их движением и взаимодействием!
       Что такое "свойство" вещества?  Я всегда начинаю свой курс химии с этого вопроса. Естественно, никто не может ясно ответить на данный вопрос. Далее я спрашиваю:  чем физические свойства  веществ отличаются от химических? Очень редко кто-то что-то промямлит по этому поводу.  Хотя "законы" природы  многие могут вспомнить и сформулировать. Но практически мало что в них понимают.
       Любое "свойство" объекта, по существу, – это лишь наименование нашего ощущения при воздействии (или сравнении) данного объекта на какой-то другой объект, принятый  нами за эталонный.  Например, утверждение о том, что данный объект весит 5 кг означает лишь то, что принятый нами за эталон  другой объект, которому  мы произвольно приписали массу в 1 килограмм, в пятикратном количестве может уравновесить рассматриваемый объект. То же относится и к длине, времени, силе тока...   
      Любое химическое свойство – это всего лишь описание того, как данное вещество будет изменяться по нашим ощущениям, если его  смешать с другим веществом, которое мы решили называть  водой, кислотой, щёлочью, кослородом или  хлором.
      У Природы нет никаких  своих личных "свойств", как и нет "плохой погоды"! 
      Все, так называемые, "законы" как и "свойства" веществ, - это только наименования наших впечатлений, ощущений  от наблюдаемых событий при создании определённых  условий взаимодействия рассматриваемого объекта с рядом других объектов, которым мы приписали определённые названия их "свойств": металл, водород, растворитель, кислота, основание, окислитель, восстановитель... Не более! 
      Все законы и свойства  существуют только в головах людей! 
      Вот основной закон Природы!