Любой закон - это всегда ограничение свободы для чего-то или кого-то.
Если всё происходит по "законам", то при чём здесь слово "свобода"?
Когда возникла "наука" в современном её понимании, все, кто посчитал себя "учёным", стали активно искать законы, по которым устроен мир. Зачем? Для практического удобства! Знание законов позволяет предвидеть развитие событий и улучшить условия существования. Иногда. При этом понимание самих терминов "закон" и "наука" остаются до сих пор довольно неопределёнными и широкими по своему смыслу,- все "учёные", конечно, более менее представляют себе о чём идёт речь и чем их работа отличается от работы дворника или президента.
Китайцы долго смеялись над европейскими "учёными", когда те им стали рассказывать, что они формулируют и определяют законы Природы. У китайцев в те времена было совсем иное понимание и представление о слове (иероглифе) "закон". И вовсе не человеческое это дело устанавливать законы природы, считали они.
Но постепенно и у китайцев выработалось понимание, что есть такое "наука" и "законы" ею изучаемые и устанавливаемые. Кому интересно, легко найдёт десятки определений этих терминов в интернете или в соответствующих очень толстых книгах о науке и законах.
Мы с вами не диссертацию пишем и потому можем совершенно свободно и независимо от этих экспликаций рассуждать на интересующую - во всяком случае меня - тему.
Итак, любой закон - это, во первых, строгое, конкретное и однозначное ограничение возможностей протекания рассматриваемых явлений и описание допустимого поведения выделенных объектов, вещей, предметов, систем, процессов посредством специальных слов (терминов).
Очевидно, что следует различать законы природы и законы, регулирующие отношения между людьми. Для людей любого государства основным Законом является Конституция. На её основе пишутся многочисленные нормативные правовые акты и кодексы, регулирующие поведение и наказание людей. То есть, подобные "законы" не есть некая объективная детерминированность действий, а представляет собой всего лишь выдумку людей для обеспечения реализации определённых целей данного общества и людей, пишущих эти "законы".
Вот поэтому китайцы и смеялись, поскольку они под "законами" подразумевали только такие законы, которые регулируют отношения между всеми субъектами и объектами человеческой деятельности, устанавливаемые божественным провидением.
Европейцы же, со своей "наукой", хотели познать законы устройства мира, выявить естественные отношения между всеми наблюдаемыми объектами природы и космоса. Эти законы, понятно, совершенно не должны зависеть от людей и их прихотей, в отличии от законов общества, социума, которые придумываются и изменяются людьми довольно произвольно. Хотя, основные законы морали и нравственности люди решили объективировать, посчитав их данными им Богом в пресловутых моисеевых скрижалях из ковчега. Ну мол, основные, главные правила поведения и взаимоотношения между людьми даны нам свыше и потому незыблемы. Люди решили так считать и наказывать всех тех, кто с этим не согласен. Так возникло "право" или, для кого-то, более близко по существу - узаконенное "бесправие".
Кант даже выдумал специальный термин "категорический императив" - понятие, представляющее собой высший, объективный принцип человеческой нравственности (сформулировано И.Кантом в его труде "Основы метафизики нравственности" (1785) и подробно исследовано в "Критике практического разума" (1788)).
Согласно представлениям Канта, человек совершает поступки, благодаря своей воли, исходя из неких, выдуманных им же, принципов поведения.
Человеку для нормального сосуществования с другими людьми необходимо установить, придумать, сформулировать принципы, определяемые его основными желаниями, придав этим принципам статус моральных законов. Понятно, что в разных обществах могут быть сформулированы разные законы, в зависимости от конкретных условий существования данного общества и личных желаний власть предержащих людей. Понятия счастья, личного или общего, справедливости всегда зависят от конкретных обстоятельств существования общества и человека.
Кант решил найти безусловный, абсолютный, объективный моральный принцип, не зависящий от обстоятельств, субъекта и объекта желаний, который может иметь силу подлинного морального закона. Таковым он посчитал моральный закон в следующей формулировке: "поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом". То есть, так, как бы поступил любой "нормальный" человек. Или в более общей формулировке: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".
Кант посчитал, что этот нравственный закон не зависит от преходящих причин и делает человека по-настоящему свободным. Получилось что-то на уровне менталитетной позиции: "свобода – это познанная правильная необходимость".
Понятно, что моральные, нравственные законы устанавливают границы между добром и злом, справедливостью и несправедливостью в конкретном понимании этих терминов для конкретного общества в данном месте и в данное время (здесь и сейчас) в формулировках наиболее умных представителей элит данного общества.
Для возможности соблюдения этих принципов и законов и было создано в своё время "государство", как некая система, и различные его регулятивные "институты": полиция, армия, суд...
Но мы сейчас не об этом. Мы хотим разобраться в сущности "законов" природы, которые ни в какой степени не зависят от человека, уровня его развития, его желаний и воли.
Отношение длины окружности к длине диаметра этой окружности независимо от размеров окружности всегда равно числу "пи" = 3,14159265… и так далее без конца. Это и есть классический "закон" устройства нашего мира. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Именно подобными законами или, точнее, соотношениями, связями между измеряемыми параметрами объектов, вещей, предметов, процессов, явлений и их качествами и занимается настоящая наука.
Законы Кеплера, Ньютона, Гука, Авогадро, Кулона, Ампера, Фарадея, Джоуля, Менделеева, Рауля, Больцмана, Максвелла , Планка, Эйнштейна, Бора, Столетова, Гейзенберга, Дебая и так далее, и так далее, и так далее – описывают взаимосвязь между какой-либо функцией и аргументами или, выражаясь физически, между какими-то свойствами, качествами рассматриваемых объектов, вещей, предметов, систем, процессов, явлений, событий и параметрами, определяющими их состояния: массой, координатами, временем, температурой, давлением, плотностью, объёмом, концентрацией и так далее.
Всё, что я перечислил, это вовсе не есть имманентные атрибуты рассматриваемых феноменов существующие в них как нечто. Этого всего у рассматриваемых нами объектов, вещей, предметов, систем, процессов, явлений, событий просто нет! Я называю и перечисляю всего лишь наименования конкретных человеческих впечатлений, ощущений, чувств от взаимодействия этого с чем-то другим или непосредственно с человеком. У объектов нет никаких "свойств"! Они существуют только в наименованиях человеческих ощущений. Всё в этом мире состоит из протонов, электронов и нейтронов. А все "качества" объектов определяются их движением и взаимодействием!
Что такое "свойство" вещества? Я всегда начинаю свой курс химии с этого вопроса. Естественно, никто не может ясно ответить на данный вопрос. Далее я спрашиваю: чем физические свойства веществ отличаются от химических? Очень редко кто-то что-то промямлит по этому поводу. Хотя "законы" природы многие могут вспомнить и сформулировать. Но практически мало что в них понимают.
Любое "свойство" объекта, по существу, – это лишь наименование нашего ощущения при воздействии (или сравнении) данного объекта на какой-то другой объект, принятый нами за эталонный. Например, утверждение о том, что данный объект весит 5 кг означает лишь то, что принятый нами за эталон другой объект, которому мы произвольно приписали массу в 1 килограмм, в пятикратном количестве может уравновесить рассматриваемый объект. То же относится и к длине, времени, силе тока...
Любое химическое свойство – это всего лишь описание того, как данное вещество будет изменяться по нашим ощущениям, если его смешать с другим веществом, которое мы решили называть водой, кислотой, щёлочью, кослородом или хлором.
У Природы нет никаких своих личных "свойств", как и нет "плохой погоды"!
Все, так называемые, "законы" как и "свойства" веществ, - это только наименования наших впечатлений, ощущений от наблюдаемых событий при создании определённых условий взаимодействия рассматриваемого объекта с рядом других объектов, которым мы приписали определённые названия их "свойств": металл, водород, растворитель, кислота, основание, окислитель, восстановитель... Не более!
Все законы и свойства существуют только в головах людей!
Вот основной закон Природы!