Круговор жадности, или учебник по алгебре

Екатерина Копыткова
Ввожу в курс дела, которое случилось со мной в школе. Прекрасный месяц май, последний день занятий. Солнечные лучи пронзали листву за окном и падали на тетрадь с такой силой, что из-за яркости бумаги было сложно писать. Все шло как обычно, и только мысль о том, что завтра надо писать ЕГЭ немного портила настроение. Это был урок алгебры. Оля и Аня попросили нас с Витей одолжить им учебник по алгебре. Я без задней мысли отдаю им свой учебник и кладу задачник Вити на центр парты.
— А знаешь, как я могу сделать? – возмущённо сказал Витя.
Он отодвигает учебник к себе.
"Ну ничего себе!" – думаю я – "какой вредный!"
На перемене возмущение побеждает мою дипломатичность, и я иду к Вите и заявляю ему в лицо, что нельзя быть таким аморальным жмотом, на что он мне отвечает, что заколебался быть добрым: видите ли, он уже второй раз за год одолжил учебник одноклассникам (к слову сегодня же он первый раз за год соизволил принести свой учебник по русскому, а не пользоваться моим, как обычно). Я выговариваю ему все, что накопилось в голове, а потом заявляю, что больше мне ничего не нужно от такого жлоба. Пафосно ухожу и становлюсь у подоконника. Ко мне подходит Олег. Немного о нем: это довольно яркий персонаж, мальчик лет 12, из 5а класса. У него есть ряд отличий от сверстников: он прекрасно пишет стихи, считает, что будущее России за биохимией и совершенно не умеет сдерживать свои эмоции, про таких ещё говорят, что они не умеют фильтровать базар. А ещё он дружит с моим младшим братом Кешкой, соответсвенно и меня он считает своим другом.
— Кать, мне нужны деньги, можешь одолжить, пожалуйста? – спрашивает Олежка.
"Зачем пятикласснику деньги на перемене?.. Может, поспорил с кем..."
— нет, у меня сейчас нет с собой денег – не краснея, вру ребёнку.
— жаль, мне 50 рублей нужно было, а то на еду не хватает.
И тут я уже было полезла за деньгами в карман, как вдруг понимаю, что я не фокусник, чтобы у меня деньги из воздуха появлялись. Иначе говоря, остаюсь верной своему вранью. Да и к тому же от Олега за километр пахнет сырокопченой колбасой, даже отчасти завидую ему.
— ну ничего, парень, ещё один урок и будет обед. Там и поедим – утешаю мальчика.
Олег уходит. И я вдруг понимаю, что пару минут назад называла своего одноклассника величайшим жмотиной, а тут сама зажала деньги ребёнку! Стыдно стало, но ничего не могу сделать: врать, так до конца.
После уроков наш класс пошёл сдавать учебники, и обнаруживается, что я посеяла это пресловутый учебник по алгебре. Я бегом к Оле с Аней, они говорят, что отдавали учебник мне, а я искренне не помню ни того, как они мне его отдали, ни того, как положила его в свой портфель. Супер. Выслушав лекцию об ответственности от библиотекарши, бегу в ближайший книжный, где продаются учебники.
Тем временем Олег был уже на пути к себе домой и, зайдя в магазин, чтобы полюбоваться едой, на которую не хватает 50 рублей, встречает моего брательника.
— о, Викеша, привет! А ты чего здесь делаешь? – спрашивает Олег.
— да я подарок одной девочке хочу купить, а не хватает 10 рублей. Даже обидно – расстроенно отвечает Кенька.
— ооооо, девочка, ну яяясно... Понимаю, да! – с видом гуру говорит Олежка - сейчас, погоди.
Олег достаёт из кармана свои последние 10 рублей:
— на вот, держи
— ой спасибо, прямо выручил! – радуется Кешка.
— да обращайся) слушай, у меня к тебе только одна просьба будет: можно я буду присутствовать на вручении подарка?
— Эм, ну как хочешь – подтупливает Викеша – тогда подходи к моему дому завтра часа в 2.
— оооо, да ты её ещё и домой к себе позвал! Ну ты даёшь, смельчак!
— мы с ней так-то живем вместе... – пробормотал Кеша – ну можно и так сказать.
— ты на целый год младше меня, а уже шуры-муры крутишь! Обалдеть! – посмеялся гуру.
Ребята попрощались, и Олег пошел дальше и зашёл в книжный, где встречает никого иного, как меня. В этот момент, стоя у кассы, я судорожно вытаскиваю деньги из кармана, чтобы заплатить за учебник. Олег застал меня врасплох! Он подходит ко мне. У него трясётся подбородочек:
— но... Но ты же говорила, что у тебя нет денег... - пытается говорить недрожащим голосом Олежек – ты что, обманула меня?! Да я ведь считал тебя своим другом! А ты 50 рублей на шоколадку зажала!
Заплаканный мальчик уходит из магазина. Немая сцена, затянувшаяся секунд на 30.
Красная от стыда, продолжаю доставать деньги и вижу, что не хватает ещё 50 рублей...
— тут не хватает...
Пытаюсь при этом смотреть продавщице в глаза, но совесть не позволяет. Оставляю учебник и возвращаюсь в школу.
Наши все ещё сдавали учебники, и я не знала, что делать. Тут ко мне подходит, как вы думаете кто? Ага, именно он! Витя отдаёт мне свой учебник и готов оплатить штраф. Каким-то загадочным образом, мне вдруг удалось перешагнуть через глупые принципы, и я принимаю помощь человека, которого ещё утром была готова послать куда подальше. Хотя нельзя не заметить чувство вины, проскальзывающее из глаз Вити. Мы оба все поняли.
Новый день, новая нервотрёпка! Вот он, день, когда мы сдаём первое в нашей жизни настоящее ЕГЭ! Нервы и так на исходе, а металлоискатели и камеры в кабинетах ещё больше "подбадривают"... Не буду сильно много рассказывать о самом экзамене, ибо в этой истории важнее его наличие, а не содержание. Но в целом, все прошло неплохо — жить можно.
Возвращаюсь домой, где на пороге меня встречает мама, брат и... Опять неловко... Зачем он вообще пришёл сюда? Если до сих пор не поняли, я про Олега. Он стоит рядом с Кешкой, и физиономия у него крайне красноречивая...
— Дорогая Катя! Поздравляю тебя с возвращением с твоего первого ЕГЭ! Этот подарок тебе! – с торжеством объявил Кеша.
Тут встревает Олег и с детской непосредственностью прерывает церемонию вручения со словами "стой! Да как так?! Кеша, не давай ей этот подарок, жмоты не заслуживают такого!"
— в смысле? – спросил Кенька.
— да в прямом!
Далее следует долгий иск Олега на меня, со всеми соответствующими словами и эмоциями. Что-то слишком часто я начала краснеть в последнее время: совесть разбушевалась.
— даааа, Кать... Это и правда косяк – разочарованно сказал мне маленький брат.
Ещё интересно то, что в этот момент мне казалось, что здесь не этим взрослым и честным парням по 11-12 лет, а мне 17, скорее, наоборот. Да уж. Позорно вышло.
— да, ребят, вы правы... Что-то я и вправду жмот какой-то... Олеж, прости меня, пожалуйста! Кто ж мог подумать, что человеку с запахом колбасы изо рта нужны деньги на еду)
Олег прекрасно понял, о чем я, и потупил взгляд.
— вам не кажется, что во всей этой истории не хватает жирной точки?) – говорю я мальчикам и маме – предлагаю сходить в кафе и наесться сладостей!
Разумеется, спонсором этого похода невольно стала мама, которая сама ещё пока не до конца понимала, что произошло. Вот так порой жизнь учит нас тому, чему не учат в школе.
P.S. Учебник по алгебре в конце концов нашёлся: он лежал на подоконнике, возле которого произошла завязка этого рассказа. Как он там оказался, я так и не поняла.