История об истории

Елена Де-Бовэ
ИСТОРИЯ ОБ ИСТОРИИ

В Древнем Риме времен высокоталантливого Нерона, обученного как философии, так и искусствам, - в патрицианских семействах утвердилась "традиция"  указывать в завещаниях в качестве наследников не только домочадцев, но и императора. 

Указывали, - потому что знали, что, если не вписать имя Нерона как наследника двух третей состояния, то он возьмет всё.

Впрочем, патрициев это не особенно защищало от хищника в императорской короне, который приходил к вдовам и забирал у них свои две трети, а потом возвращался и тащил оставшееся, оставляя сиротам одну виллу и несколько рабов.

Надо сказать, что рабом в Древнем Риме мог стать любой свободный гражданин, если он, к примеру, не смог уплатить долгов или совершил правонарушение.

Если же государство (в лице чиновников) со своими олигархами ("всадниками") конфисковывало землю у честного земледельца, дабы прирезать ее к латифундии земельного воротилы, то экспроприированный крестьянин налегке шел в Вечный город Рим, радуясь тому, что он свободен от каких бы то ни было долгов, от хозяйства, от семьи и вообще - совершенно свободен.

Там, в великом городе он и вливался в огромную армию полудиких дармоедов, которых Маркс назвал "люмпен-пролетариями". В Риме же они были просто "люмпенами"

В те времена, которые многие современные исследователи стали величать "ранним античным капитализмом", - почти все работы выполняли бесплатные "гастарбайтеры" - рабы, а потому сфера наемного труда была чрезвычайно узкой. В связи с этим, качество товаров неуклонно снижалось.

Кончилось тем, что все предметы роскоши Рим начал закупать в других странах и в метрополии их  перестали производить. Римские императоры рассуждали точно так же, как современные политики: "Зачем нам что-то производить, если всё можно купить?"

Люмпенам, стекавшимся в Рим, оказывалась базовая "социальная помощь" - их кормили и развлекали за государственный счет. В результате,  они до такой степени обленились, что больше  вообще не хотели работать и представляли собой то, что сегодня принято называть прекариатом - то есть, деморализованным и деклассированным элементом, лишенным всего, а, главное - воли к жизни...

В последние  времена, когда солнце ныне существующей цивилизации почти полностью ушло "под землю", оставив на поверхности одну лишь светящуюся точку, исследователи стали все чаще обращать тоскливый взгляд на древнюю историю, поскольку стало очевидным, что она неумолимо повторяется.

Сделав над собой небольшое усилие, и, проследив критическим взглядом путь, которым "хиляло" в своей последней трети жизни умирающее римское государство, они усмотрели в этом петляющем пути удивительное сходство с тем бездорожьем, по которому бредет цивилизация нынешняя.

В этой связи, интересным представляется итог, приключившийся с древней цивилизаций, в которой сегодняшние печальные ученые находят так много черт, роднящих ее с нынешним положением вещей.

Так каково же было завершение безрадостного пути когда-то великой Римской империи?

Оно было таким же, как у всех других великих империй, закончивших свой путь в маразме высших слоев, уверовавших в свою божественную беспредельность, и разложении низших, увязших в нищете, равнодушии и скуке.

На этой грустной ноте можно было бы и закончить рассказ. Но, поскольку я взяла себе за правило даже в самой неприятной коллизии искать крупицы хорошего, постольку мне хотелось бы сказать, что в ситуации с погибшим Древним Римом утешить может только одно - ВСЕ УМЕРЛИ АБСОЛЮТНО СВОБОДНЫМИ...