Бинокль

Петр Панасейко
                - Бабушка, где тут у Вас в селе живёт Илья Храмов, - спросил водитель остановившейся «Победы».
                - А кто он тебе, милок, будет? - спросила местная жительница.
                - Пятнадцать лет назад проходили вместе срочную армейскую службу. Он демобилизовался, а я остался на сверхсрочную. Служу в ГДР.
                - Теперь, поди, ты генерал? Форма уж больно на тебе красивая.
                - Нет, бабуля, я - прапорщик. На генерала надо военное училище заканчивать, потом – военную академию.
                - Ой, солдатик, я тут с тобой разговорилась, а моя корова от меня убежала. Пошла догонять. Пастбище-то за селом, видишь, какое широкое. А твой Илья живёт вон в том доме. Это в селе самое высокое место. Высоту у нас в народе именуют Эльбрусом. Оттуда – «село как на ладони».

                Бабушка, увидев, что её «Зорька» остановилась и мирно жуёт зелёную травку, тоже остановилась. Потом пошла обратно к стоящему на месте автомобилю. Она с детства была очень любопытной, ничего не могло незаметно промелькнуть мимо её зорких глаз. Вот и тут, догоняя корову, она заметила, как приезжий вместо того, чтобы включить зажигание  и тронуться с места, достал что-то с заднего сидения  и навёл его в сторону, указанную ею.

                - Голубчик, прости меня, старую, - обратилась она к нему, - это что у тебя? Фотоаппарат? Сфотографируй меня. Фотографию пошлю на конкурс. Может какой-нибудь одинокий дедок и «клюнет» на такую красивую женщину. Как проводила мужа на фронт, так с тех пор и  одна.

                - Нет, бабушка, это не фотоаппарат, это –  бинокль. Благодаря ему я сейчас увидел издалека своего сослуживца. Что-то делает на крыше дома.
                - Солдатик, а мне можно посмотреть?
                - Пожалуйста.

                Биноклем сельчанка  воспользоваться не смогла,  вернула обратно:
                - Что-то я ничего не увидела? Сломался, наверное?
                - Да нет, бабуля, им просто надо уметь пользоваться. Что Вы хотели увидеть?
                - Свой дом, сынок. Там, слева,  по  второй улице.
                - Так это же, бабушка, другое расстояние. Сейчас настрою.

                Взяв настроенный бинокль, Мария Спиридоновна (так звали пожилую женщину) навела его сначала на свой дом, затем – на огород:
                - Ах, она такая-сякая. Вот кто у меня ворует в моё отсутствие урожай. Да и муженёк её туда же. На посмотри, будешь свидетелем. Я их засужу обоих.
       
                Прапорщик, взяв бинокль, пытался увидеть то, что увидела «потерпевшая», но огород последней оказался пустым. Не считая разве «пугала» от ворон. О чём и сообщил ей.
                - Как это ничего нет? Дай-ка, я ещё раз посмотрю.
                Не обнаружив на своём огороде, по её словам, наглых жуликов, бабушка с досадой вернула бинокль хозяину:
                - Ничего не понимаю? Куда же они делись?
                - Да уж не знаю. Простите, - ответил приезжий и включил зажигание. – Если воруют, обратитесь к участковому инспектору милиции. Пусть устроит засаду на огороде.

                На этом они расстались.

                Степан Крылов, служивший в Группе советских войск в Германии, за прошедшее время после расставания с Ильёй, получал несколько приглашений от  последнего, но поехать в гости не мог по различным субъективным и объективным причинам. Оказавшись же в командировке в областном центре, прапорщик взял напрокат автомобиль и поехал к другу в село, захватив с собой в качестве подарка бинокль. Такой подарок выбрал не случайно: Храмов увлекался охотой и рыбалкой.

                Встретились однополчане на крыше сельского новенького дома. Он совсем недавно появился на месте старого. Все работы закончили в срок, оставалась крыша. Её-то Илья и покрывал шифером. С помощью друга вечером торжественно «отметили» сдачу дома  в эксплуатацию. Друг, находящийся за рулём, «отмечал» это событие лимонадом. Несмотря на «ворчание» жены, его сослуживец «до отмечался», что как сидел за столом, так за ним и уснул.

                Пришлось Степану передать подарок на хранение до утра жене, поскольку поздно вечером он уезжал обратно в область.

                Утром, проснувшись и не имея возможности похмелиться (жена пригрозила разводом), Храмов пошёл на пруд купаться. Там никого ещё не было. Полежав на берегу на песочке с полчаса, он, не имея хорошо плавать, прыгнул в воду и поплыл на середину. Куда, из-за большой глубины, даже опытные пловцы не решались заплывать. Илья поплыл: виной тому находящийся с вечера в организме алкоголь. И остался бы он навечно в водах этого грозного пруда, если бы не его сын Артём.

              В это самое время подросток сидел на неубранной лестнице на крыше дома и рассматривал окружающие достопримечательности в бинокль. Когда он навёл его на пруд, то в буквальном смысле слова свалился вниз. Однако упал не на землю, а на стог сена. Подросток занимался в секции плавания, являлся  победителем на районных соревнованиях. Не сказав, чтобы не расстраивать, ничего маме, он помчался к пруду, по пути захватив с собой двух ребят из секции. Прибежали вовремя: Илья, мгновенно протрезвевший, отчаянно боролся за жизнь. Подросткам-спортсменам удалось с помощью спасательного круга вытащить его на берег.

                С этой минуты вернувшийся, получается, с «того света» Храмов-старший спиртного больше в рот никогда не брал. Узнав, чему  обязан своим спасением, он свой подарок передарил сыну-спасителю. Тот, разумеется, только об этом и мечтал. Передавая бинокль Артёму, отец поставил условие: пользоваться им осторожно, не причиняя вреда окружающим.
               - Не волнуйся, папа, - отвечал сын, - за девочками мы подглядывать не будем. Поскольку, как ты знаешь, мы втроём на днях вступили в отряд «Юные друзья милиции», то мы будем бороться с нарушителями в нашем селе.
              - Я знаю, но только ты, сынок, знай, что бороться вы должны с нарушителями-подростками, не трогайте взрослых.
              - Будет исполнено, папа.

              Уходя на следующий день со школы, ребята заметили, что несмотря на отсутствие сентябрьского ветра, почему-то окно в кабинете химии после уроков оставалось приоткрытым.
               - Не волнуйся, Артём,- успокаивал одноклассника Антон. – Наверное, тётя Маша пол моет и проветривает кабинет.
               - А если её там нет?- вступил в разговор Андрей.
                Друзья хотели  вернуться и взглянуть в окно, но в это время из-за угла выбежала чёрная-чёрная кошка и перебежала им дорогу. Желание смотреть улетучилось. Подростки пошли по домам.

                Вечером, когда начинало темнеть,  к Артёму зашёл Андрей:
               - Чувствую, что окно сегодня открылось не совсем случайно. Его кто-то открыл.
                - Почему ты так думаешь?
                - На сколько я знаю, именно сегодня учитель-химик проводил опыты в соседнем классе.
                - Кажется, ты прав, дружок.

                Взяв с собой бинокль, друзья полезли на самое высокое дикорастущее дерево у дома. Им оказался обыкновенный дуб. С этой позиции с помощью бинокля хорошо просматривалась школа. Свет горел только в коридоре, где мирно спал сторож. В остальных окнах он отсутствовал. В том числе и в кабинете химии, расположенном на первом этаже с краю. Школьный двор, как и положено, освещался фонарями.

                Просидев на дубе полчаса, юные друзья милиции, начавшие  уже дремать, хотели слезать вниз, как вдруг, посмотрев напоследок в бинокль,  увидели передвижение вдоль стены школы двух подростков. Те передвигались спиной к наблюдателям, увидеть лица не представлялось возможным. Открыв полностью окно, злоумышленники дружно в него прыгнули.

                Что делать, ребята не знали. Участковый милиционер в селе в это время отсутствовал, жил в соседнем селе. Задержать «жуликов» вдвоём они могли не успеть. Решили узнать и запомнить  их лица. Через некоторое время им это удалось: в школу полезли воровать семиклассники, состоящие на учёте в милиции, Иванов и Петров. Почему-то с ними Сидорова не оказалось. Возможно, тот поумнел.

                После этого в школе села на двух учеников стало меньше: Иванова и Петрова отправили в спецшколу. Зато появились первые два героя. Начальник районной милиции наградил двух школьников Артёма и Андрея ценными подарками. Однако приключения ребят на этом не закончились.  После одного из них  бинокль у Артёма отец забрал. Со словами: «Подальше от греха».

                Артём с Андреем сидели в воскресный день на крыше дома (лестницу так и не убрали) и рассматривали дорогу, идущую за селом. Остановился рейсовый автобус. Из него вышел пожилой мужчина. Когда автобус отъехал, он собрался перейти на другую сторону и направиться в село. Не успел  сделать и двух шагов, как из-за поворота выскочил  мотоцикл с коляской. Мужчина, понятно, оказался под его колёсами. Вёл транспортное средство сын председателя колхоза, сзади сидел его друг, в коляске –  подруга.

            Остановившись и убедившись, что пострадавший не подаёт признаков жизни, «троица» с места аварии  скрылась. Об увиденном ребята рассказали своим родителям. Те велели молчать. Они молчали два дня.

            В школу с лекцией о безопасности дорожного движения приехал с района инспектор ГАИ. На лекции в актовом зале присутствовали все учащиеся сельской школы. Вспомнил инспектор и тот печальный случай с пешеходом. После лекции два наших знакомых подростка из отряда «ЮДМ» встретились  с лейтенантом милиции. Мотоцикл срочно  отправили на техническую экспертизу в район. Транспортное средство принадлежало сыну колхозного председателя. Несмотря на  беспрецедентное давление последнего, подруга  сына не пошла на сделку со своей совестью и сказала, кто находился в момент аварии за рулём.

          Пришлось виновнику аварии со смертельным исходом отправиться в колонию. А его отца районное начальство перевело на работу в колхоз другого села. Разумеется, председателем. Такие тогда были времена.

10.05.2017 г.

Фото из Интернета