Из книги Хроника пикирующего НИИ

Юрий Юровский
                Мы хотим идти вперед, но нам все время кое-что мешает.
                В.С. Ченомырдин



 Маленькая вставка 1. В далекие шестидесятые годы я случайно встретил на Невском проспекте старого друга нашей семьи - художника. Он был старше моей мамы лет на десять, и познакомились они на почве совместной работы по книжной графике. Разговаривая о пустяках, мы дошли до Дома Книги. Это огромное серое здание было знакомо каждому ленинградцу, который хоть в малой степени интересовался книгами. На первых двух его этажах располагался роскошный книжный магазин.  А на верхних - несколько весьма престижных издательств. Художнику надо было получить гонорар за очередную оформленную им книгу. Из любопытства я решил сопроводить его.

        Издательство занимало почти целый этаж. Длиннющий, кажущийся бесконечным, коридор. По обе его стороны множество дверей с табличками типа: отдел главного редактора, плановый отдел, отдел снабжения, бухгалтерия и т.д. В самом конце коридора помещалась дверь с надписью «Касса». Около этой двери стояла длинная очередь, но старика вежливые ленинградцы пропустили вперед.

        Буквально через десять минут мы уже сидели в ближайшем кафе. За рюмкой коньяка (обмыть гонорар святое дело) он спросил меня: видел, сколько отделов в издательстве? Я ответил, что не считал, но судя по длине коридора не меньше двадцати. Так вот, сказал старый художник, прежде чем попасть в кассу я прошел их все. А как было раньше?

        Вот в годы НЭПа я приносил свои рисунки в частное издательство (были и такие). Навстречу посетителю из-за стола вставал всего один человек – хозяин. Он смотрел мои рисунки и сразу говорил  – эту работу я беру, эту – нет. Затем открывал ящик стола и отсчитывал мне гонорар. Все! Ни каких плановых и прочих отделов. Даже кассира не держал. То, что мы сейчас называем накладными расходами – он просто не мог себе позволить. Все это битком набитое сотрудниками издательство заменял один человек. И все успевал. И книги выходили исправно. Поверь старику, бюрократы и чиновники, в конце концов, погубят наше государство. Какие бы правильные и идейные слова при этом не говорилось.

Полный текст:
http://samlib.ru/editors/j/jurowskij_jurij_georgiewich/