Под небом Зауралья

Олег Хайдуков
 Осенью я собирался посетить город Далматово, и его главную достопримечательность - Успенский Далматовский монастырь. Также, обязательным "пунктиком" у меня было купание в холодной воде источника, который находится в часовне возле стен монастыря. Я уже бывал там с экскурсиями, но из-за ограниченности во времени, так ни разу не искупался.

 Обстоятельства для поездки никак не складывались в мою пользу. Непогода, семейные неурядицы, неполадки с машиной... Словно, что-то не отпускало меня в небольшое странствие длиной полсотни километров, в соседний район области. А съездить мне хотелось в сентябре, по нормальной погоде, пока я был в отпуске. Поскольку, недавно я купил велосипед, и уже имел небольшой опыт загородных велопоездок, то ехать решил на нём. "Попытка не пытка", как говорится. Я хотел испытать свои силы. Если бы у меня не получилось, то можно было бы в другой день на электричке съездить.

 В последнюю неделю сентября я отправился в это долгожданное велопутешествие, сев на велосипед, который хоть и простой, односкоростной, но специально переделанный для длительных поездок. Пришлось поменять на нём "звёздочку" - деталь, влияющую на развитие скорости.

 Когда я выехал из родного Шадринска, и через несколько километров съехал с оживленной трассы на дорогу районного значения, машины мне стали попадаться лишь изредка. Вскоре, я оставил позади хорошо знакомые места, куда ездил за грибами, и уже "незамыленным" взглядом смотрел на мир. Дорога была относительно ровной, шла то на постепенный подъём, то на спуск, во время которого ноги отдыхали от длительных подъёмов. Иногда, я привставал на педалях, чтобы выпрямить спину. Я вдыхал свежий воздух полной грудью. Было тёплое осеннее утро. Погода была, как по заказу, отличная. Я ехал в гордом одиночестве, в сопровождении облаков, сложившихся клином в направлении моего движения.
 
 Вскоре, я подъехал к старинному селу, под названием - Коврига. Перед поселением я увидел полуразрушенные сельхозпредприятия эпохи Советского союза. На стенах надписи: Больше зерна - богаче Родина! Труженикам полей - слава! Продадим государству сельхозпродукты! Наш ударный труд - тебе человек! То были лозунги времён СССР, когда деревни города кормили. Теперь же, всё это вызывает лишь ностальгию...

 Затем, я увидел и саму деревню с её аккуратными деревянными домами, резными палисадниками с ёлками. На границе Шадринского и Далматовского района асфальт кончился. Пошла грунтовая дорога, пролегающая по низине, ближе к реке Исети, параллельно которой пролегал мой путь из Шадринска. В Ячменево надо мной пролетели утки, и вслед им кто-то выстрелил со стороны домов и построек деревни. Потом дорога повела вверх. Там я увидел жёлтое пшеничное поле, и одиноко стоящий угол кирпичной стены посреди него. Рядом, на холмике из камней, стоял деревянный крест. Это памятник разрушенной деревенской церкви. И на фоне всего этого, вдали, на другом берегу реки, виднелась заброшенная церковь села Замараевского. Две схожих судьбы на разных берегах... В этом месте я остановился, и сделал несколько хороших снимков.

 Дальше, дорога продолжала идти по возвышенности, но теперь уже в Далматовском районе. Не доезжая до деревни Загайнова, поверх крон деревьев, я увидел на горизонте белое громадное строение. Я подумал, - не уж то это Далматовский монастырь! Ведь до него ёщё километров тридцать. Строение было плохо видно. Поразмыслив, я пришёл к выводу, что это, должно быть, громадное здание Далматовского элеватора. Но, тем не менее, этот поднебесный, белый маяк меня воодушевил. Половина пути была уже позади, и в этот момент ко мне пришло понимание - Я доеду!

 Уже снова по асфальту, я проехал село Крутиха, которое расположилось в основном у главной дороги, и оказалось таким длинным, что я преодолевал его минут пятнадцать. Утреннее осеннее солнце начинало отсвечивать от окон деревенских домов. На лавочки у ворот выходили погреться старушки. На лужайках паслись домашние утки и гуси.

 После Крутихи, мне предстояло ехать в одиночестве около десяти километров. Сначала дорога шла вдоль поля, на котором недавно закончили уборку урожая, и теперь его вспахивали трактора - "Кировцы". На обочине дороги остались колосья от собранного урожая пшеницы, и проезжая возле них, я время от времени слышал мышиное попискивание в траве. Видимо, мыши с полей предпочли обочину дороги в сложившихся обстоятельствах. Когда дорога шла через перелески, я вдыхал запахи осени. Запах опадающей листвы. Запах берёз, осин, тополей. На некоторых деревьях, листва была ещё зелёной, но на большинстве крон она уже стала жёлтой или красной.

 После сорока километров езды, ноги начали уставать. Ехал я, примерно, со скоростью тринадцать километров в час, и на дорогу в целом, отводилось около пяти часов. Вечером я рассчитывал вернуться обратно домой. После сёл Красноисетское и Затеченское, я проехал небольшой мост через реку Теча. Теча - это приток нашей Исети, недалеко от Далматово впадающий в неё. Километров пять, вдоль дороги тянулась речная пойма двух рек с кустами ивняка. Затем я, наконец, увидел каменную стелу с названием города Далматово и гербом.

 С моста через реку Исеть, мне открылся вид на купола, стены крепости, и угловые башни Далматовского монастыря. Монастырь был первым поселением в Зауралье, и выполнял оборонительные функции от набегов кочевников. История поселения берёт начало от 1644 года. Сначала он был деревянный. Затем, в семисотые годы, были возведены каменные стены толщиной в полтора метра. Теперь, по этим стенам ходят туристы и паломники, поднимаясь на них через угловую башню. Основателем поселения и монастырской средневековой крепости, был монах-отшельник Далмат, который поселился в пещере на берегу реки Исеть. Также известно, что он основал Введенский Верхнетеченский женский монастырь, который сейчас находится в селе Верхняя Теча. Он пил воду из подземного источника, который находится возле стен Далматовской крепости, и, предположительно, поэтому прожил сто три года. Теперь, Далмата Исетского причислили к лику святых. На территории обители установлен памятник преподобному Далмату, изображающему его пришествие на этот берег реки с иконой Успения Пресвятой Богородицы в руках.
 
 В центре монастырской обители стоит храм - Церковь в честь иконы Всех скорбящих радость. Его недавно отреставрировали, и теперь он, покрашенный преимущественно в светло-красный цвет, выглядит величественно, и внушает радость на него смотрящим. К храму примыкает Усыпальница преподобного Далмата. Это место, где в 1994 году были найдены его останки. Рядом с храмом, недавно построена колокольная звонница, а позади храма разбит сад с деревьями и цветочными клумбами. Также, на территории крепости есть здание Успенского собора, которое ещё предстоит восстановить. Имеется гостиница для паломников, трапезная, хозяйственно-бытовой корпус, где живут и работают немногочисленные монахи.

 В 2012 году открыт монастырский музей в здании надвратной церкви Иоанна Богослова. Музею присвоено имя учёного и основателя большинства земель России в Палестине, архимандрита Антонина Капустина. Он происходил из известного в Зауралье рода священников Капустиных, что служили в Спасо-Преображенской церкви села Батурино Шадринского уезда, которая тоже является памятником истории и культуры. Он похоронен на Елеонской горе в Спасо-Вознесенском соборе, где стоит самая высокая колокольня в Иерусалиме - «Русская свеча». Символ русского присутствия на Святой земле. Антонин Капустин был выпускником духовного училища при монастыре, которое в своё время являлось центром науки и образования в Зауралье. Его выпускниками были также: изобретатель радио Попов А.С., путешественник из Шадринска, исследователь полярных земель Носилов К.Д., известный далматовский и шадринский краевед Зырянов А.С. Благодарными шадринцами, установлен памятник, похороненному в стенах монастыря Зырянову, который записал в Шадринском уезде народные сказки "Царевна-лягушка" и "Сивка-бурка", вошедшие в сборник русских народных сказок известного фольклориста Афанасьева А.Н.

 Известно также, что далматовские архитекторы после завершения основного этапа строительства Далматовского монастыря - первой каменной постройки Зауралья, в 1777 году построили первую каменную постройку и в нашем Шадринске. Это - Спасо-Преображенский собор, что тоже стоит на берегу реки Исеть.

 Сделав пару снимков с моста, я направился в город к центральной улице, под названием - Советская, на которой и находится Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь на Успенской площади, что в центре этого небольшого городка. Первым делом, я проехал вдоль монастырской стены к часовне на источнике. Там, на смотровой площадке, перед спуском к источнику, я узнал от местной женщины, которая там стояла, что часовню-купель открывают для купаний и омовений только по воскресениям. Но, если попросить ключ у смотрителя на проходной, что в надвратной церкви, то он может ненадолго дать ключ от часовни. Припарковав велосипед на автостоянке, по подсказкам, я нашёл монаха-смотрителя. Этот светлый человек худощавого телосложения с седой бородой, предпенсионного возраста, оказался человеком простым и открытым. Его образ ассоциируется у меня с добродушными заводскими старорабочими, которых теперь уже немного остаётся на предприятиях. Он завёл меня на проходную в надвратной церкви, где есть что-то наподобие слесарной мастерской, и дал ключ от часовни, доходчиво рассказав, как им пользоваться, и предупредив, что идти на источник лучше не через двор, а вокруг стен, чтобы не было соблазна у прочих возможных желающих попасть в часовню.

 Выполнив все инструкции, я зашёл в часовню, и наконец-то исполнил задуманное. Вода была холодная, как и должно быть на источниках. Это дало мне заряд энергии, и помогло снять усталость от длительной поездки.

 Позже, дома мне приснился сон, в котором я находился под куполом часовни, и смотрел в окно. Моему взору открылись бескрайние поля и луга на берегу реки, а также крестьяне, работавшие в поле. Завораживающий вид, некогда богатой на сельхозпродукцию Курганской области, ждущий своего возвращения в реальность...

 Вернув ключ смотрителю, я осмотрел территорию монастыря. Побывал в Скорбященском храме возле раки с мощами преподобного Далмата. Прошёлся вокруг храма, пофотографировал. Купил сувениров и монастырского мёда в иконной лавке. Присел немного отдохнуть на скамейке. Рассчитав время на обратный путь, решил собираться. Я дал круг на велосипеде вокруг старинных стен крепости, и выехал на Успенскую площадь перед монастырём, где стоит небольшая часовня Александра Невского. Посетил городской парк, что примыкает к площади. В нём, и вообще в городе, есть немало патриотических памятников. Это гаубицы, танк на постаменте, установленный в память о локальных конфликтах, пограничный столб, памятник жертвам радиации, аллея героев, памятники погибшим красноармейцам, обелиск Победы на площади Первого мая. Есть и "мирные" достопримечательности. Например, арка для новобрачных с колокольчиком, железная "брачная" берёзка с разными сувенирными замочками, свадебная аллея, фонтан, памятник учительнице Черёмухиной П.И., некогда основавшей первую женскую школу в Зауралье.

 Затем, я фотографировал центральную часть города по пути к мосту. Отдельно остановился у старинного здания времён постройки монастыря, которое до революции было городской церковью. Последнее время, в нём располагался краеведческий музей. А теперь, после переезда музея в другое старинное здание, Николаевская церковь города Далматово получила вторую жизнь. В моём родном Шадринске, кстати, тоже есть Николаевская церковь.

 С небольшой задержкой я отправился в обратный путь. Ехал уже чуть медленней, поскольку сказывалась усталость. Вскоре я увидел яркие краски начинающегося заката отражающиеся в окнах деревенских домов. На пороге был тихий осенний вечер. На подъезде к Шадринску, вечером оживлённое движение на трассе, а доехать до дома засветло я уже не успевал, поэтому вызвал машину.  Моё путешествие в Далматово, символично закончилось как раз на границе Далматовского и Шадринского района, на фоне двух заброшенных церквей на разных берегах реки Исети.