Дважды два равняется четырём?

Виктор Сапрунов
               
      Если у животных программа жизнедеятельности передаётся по наследству, то родившемуся человеку, чтоб стать членом общества, личностью, надо усвоить нормы поведения, перенять навыки, получить знания, которые передаются только социально, только в обществе. Именно это, что делает человека человеком, делает его членом общества, личностью и есть идеальное. Т.о., идеальное не только независимо от индивидуального сознания, но и определяет поведение человека. Надо сразу отметить, что это влияние не диктаторское, а это влияние идёт через диалог. Чем больше вопросов поставит перед опытом, культурой всего человечества личность, чем больше она с засученными рукавами включается в общечеловеческую практику освоения мира, тем значительнее будет такая личность.
      Общество тем совершеннее, чем разнообразнее развитие его членов. Для такой разносторонности необходима самостоятельность. С другой стороны, чтобы выжить, члены общества должны сплотиться. Т.о., с одной стороны, нужно многообразие, а с другой – сплочение. Это противоречие, стадии его разрешения определяют нашу историю. Для лучшего единения люди создали группу, чтобы она занималась организацией сплочения. Сначала эта доминантная группа работала для общества, а потом  общество стало работать на эту группу То, что создавалось самими людьми, стало оборачиваться против них, как против Волка из мультфильма, который сначала управлял катком, а потом ему, вышвырнутому, пришлось  изо всех сил уворачиваться от него. Это случилось в то время, когда благодаря сплочению, удалось всех членов общества  обеспечить прожиточным минимумом, да ещё и появились излишки. Но с другой стороны, изобилия всего и на всех не было достигнуто. Излишки стали прикарманивать члены доминантной группы, отчуждая их от большинства. Эти отчуждённые средства стали той основой, с помощью которых власть имущие стали отбирать у большинства всё, оставляя ему  только прожиточный минимум. Конечно, такая система держится только на насилии, которое доминантная группа осуществляет с помощью государства. Отношения сплочения “свой  ;свой” стали заменяться на отношения “господин;раб’’. Освоение стало вытесняться отчуждением, появилось насилие
       Насилие как метод заимствовано у природы, где насилие есть основа существования. Насилие отличается своей определённостью, протяжённостью,  одновекторностью, которая характеризуется течением времени из прошлого в будущее, необходимостью причины перейти в определённое следствие. Насилие – это иерархия, это отношения ‘’господин – раб”,’’чужой- чужой”.
       Ненасилие, наоборот, есть равный диалог, предполагающий активность всех сторон. Это вариативность, свобода, целая необъятность возможностей. Это отношения ‘’свой – свой’’, где причинно – следственные отношения снимаются , становятся не так актуальны.
      В такой целостности индивид превращается в личность, которая способна вырабатывать гораздо больше, чем индивид, отчуждённый от других индивидов. Разница между таким индивидуумом и личностью такая же, как между алмазом и графитом. В такой целостности, повторимся ещё раз, причинно – следственные отношения снимаются, последовательность тоже не работает, а на первый план выходит одновременность. Один великий предупреждал, что поколению нельзя полностью отдаваться только созиданию будущего3.Ибо, предостерегал он, будущие поколения будут жить в раю, а предыдущие, выходит, будут навозом для них?  Разве это справедливо? Нельзя ради будущего жертвовать настоящим. Надо настоящее и будущее строить одновременно. Упрямое стремление к одному, не считаясь ни с чем, не приводит ни к чему хорошему . Чем быстрее мы забудем пословицу о том, что победителей не судят, которая есть наследие эпохи насилия, тем скорее у нас утвердится истина, что нам важен результат вместе со своим становлением.
     Последовательность – это инструкция, шаблон, унификация. Одновременность – это равноправность всех усилий, вариативность, свобода, необъятность, творчество.
     Но одновременность одновременностью, а мы же планируем, что писать дальше .Да и пишем мы строка за строкой, вроде бы последовательно раскрывая содержание. Но когда мы пишем, то замысел очень часто рождается вместе с осуществлением и часто сначала прописывается конец. А потом начало. Если мы обратимся к текстам, то в предложениях сказуемое формально раскрывает последовательно содержание подлежащего, но в то же время это сказуемое в смысловом плане может брать на себя роль подлежащего и диктовать формальному подлежащему свои условия. Т.о.,уже на уровне предложения за внешне последовательной формой наблюдается пульсация смыслов, их взаимопереходы,  которые в тексте подхватываются пульсацией смыслов периодов и глав, что обуславливает ядерную реакцию творчества. Понимание текста выступает в виде акта перевода линейной последовательности в представление смысла, а текст, в свою очередь,  - как реализация смысла.
      Всё это возможно благодаря тому, что есть единое целое, в котором всё есть грани одного и того же .Даже иное у целостности своё. Своё в том смысле, что как бы не изменялся Иванов в течение своей жизни, он всё –равно оставлся бы Ивановым.
Взаимодействие своего и иного обуславливает освоение человеком мира, начиная с самого простого. Казалось бы, что может быть проще 2;2=4? Но один великий заметил, что 2;2=4 не есть равенство. Равенство – это 4=4 или 2;2=2. 2;2=4 не есть равенство, а это есть уравнивание разных частей в едином целом. Это целостность человеческого опыта: человечество миллиарды раз проверяло это соотношение на практике, устанавливая, что 2;2=4, а не 10,оно определяло, что это есть и равность, и есть неодинаковость. В таких уравнениях и создаются условия для единства и борьбы противоположностей, что есть perpetuum  mobile,есть то, на чём держится мир.
     Надеемся, что после прочтения этих страниц вы уже не будете задаваться вопросами типа, что, мол, если они такие умные, то почему строем не ходят и почему не выдают на гора детальных планов громадьё. Не воспринимайте написанное как инструкцию. Мы призываем вас к творчеству, к тому, чтобы вы шли по жизни своей колеёй с верой в свои силы и возможности, отвергая костыльную помощь инструкций.