Специалист

Диментор Килган
Вспоминаю, как зимой 2006 года я приехал из Петербурга в родной Новосибирск, чтобы продать свою квартиру. Процесс затянулся, и я стал искать себе временной работы. «Диспетчер на телефоне. Работа в офисе. Зарплата 15000 рублей» - гласило очередное газетное объявление. Здание бизнес-центра оказалось в центре города, но деньги, предложенные за «номинальную» работу, были существенной приманкой. Я приехал по нужному адресу, и некоторое время глазел на новенькое высотное здание из кирпича, а затем решительно вошёл внутрь. На собеседовании выяснилось, что 15000 рублей это гипербола, на самом деле можно заработать и 100000 рублей и более, а можно и совсем ничего - всё зависит от того, сколько товаров ты способен «впарить» по телефону доверчивым покупателям. Фирма занималась продвижением на рынке лечебных препаратов и чудо-приборов, излечивающих практически от всех недугов. Понятно, что головная гидра сидела в Москве, а оттуда метастазы в виде филиалов расползались уже по всей стране. Как говорил певец Серёга, исполнитель песни Чёрный бумер, "Москва это такой город, куда съехались подонки со всего СНГ, чтобы делать деньги". Наверное, он прав!..

 Офис, в котором предстояло работать, мне понравился – современная отделка, мебель, а главное, пожалуй, это контингент, состоящий в основном из молодых девушек-студенток. В общем, я решил попробовать свои силы в этом бизнесе, хотя порою меня охватывали смутные сомнения. Уж очень этот бизнес напоминал «Гербалайф» из недавних 90-х. Но ничего подходящего мне больше не встретилось, вакансий вообще было катастрофически мало. Я даже подумывал устроиться охранником в зал игровых автоматов, но зарплата показалась мне мизерной, вдобавок, ещё и ночные смены. Итак, решившись, я вышел на новую работу в бизнес-центр. Курилки там не было и мы с девчонками ходили «подымить» на улицу. Благо сильные морозы уже спали, а какие-то жалкие тридцать градусов после январского «полтинника» показались сочинским пляжем в разгар сезона.

 Покурив, мы поднимались к себе на этаж и рассаживались за столами. Начинался рабочий день и «обзвон» клиентов. Клиентская база формировалась так – по радио запускалась передача с рассказом о наших чудодейственных препаратах, тут же была организована «горячая линия» с якобы дозвонившимися радиослушателями. Ими, в «прямом» эфире, задавались «нужные» вопросы и наши специалисты блестяще отвечали на них. Как итог – лавина звонков, тех, кто слушал передачу и поверил во всю эту ересь. Мы сидим наготове, каждый на своём телефоне. Многоканальная АТС распределяет звонки – так создаётся новая клиентская база, при первом разговоре достаточно записать ФИО, диагноз и номер телефона потенциального потребителя продукции нашей фирмы. В конце разговора произносится кодовая фраза – с вами свяжутся наши специалисты, а дальше принимается новый звонок. Нужно успеть записать данные возможно большего количества человек, пока не схлынул вал звонков от «заведённых» передачей радиослушателей. Звонят в основном пожилые люди, и спектр заболеваний, который берётся излечить безоперационным способом наша организация, велик. Тут глаукома, катаракта, отслоение сетчатки глаза, пятно Фукса и прочие дегенеративные изменения атрофического характера. Всё, что связано с офтальмологией, такова наша ниша на рынке препаратов. Попутно продвигается препарат, регулирующий артериальное давление - в комплексе предлагаемого лечения.

 - Ни в коем случае при телефонном разговоре с клиентами не представляйтесь врачами и докторами – это закон! – говорили нам. Только специалистами. "Минимальный пакет", предлагаемый покупателю, это три препарата стоимостью двенадцать тысяч рублей, из них три тысячи идёт в зарплату специалиста. Если человек с лёгкостью приобретает этот "пакет", следует предложить ему дополнительные препараты из нашей линейки. А для этого нужно обстоятельно расспросить его как о симптомах основного заболевания, так и сопутствующих ему недомоганиях, например, то же нестабильное АД (артериальное давление). А также побольше бодрости и оптимизма в разговорах.

 На рабочем месте «специалиста» повсюду были прикреплены различные «говорилки» - то, что произносится чаще всего в разговорах с клиентами. Также под рукою имелись медицинские справочники и брошюры, отмеченные в нужных местах закладками, чтобы в процессе разговора быстро найти необходимое в них место. Полученная в результате трансляции передачи клиентская база равномерно делилась между специалистами, и начинались телефонные звонки, теперь уже клиентам. Для такой работы важна доброжелательность, внятная дикция, а главное – хорошо подвешенный язык, как говориться в народе. Был у меня случай – «нарвался» я на медработника, женщина утверждала, что много лет отработала в районной поликлинике участковым врачом и не позволит ей «задурить» голову. В начале нашего разговора она была настроена весьма скептически и говорила, в общем, правильные вещи, но я сумел её переубедить. В итоге – «закрыл» бывшего врача-терапевта на минимальный пакет препаратов и заработал три тысячи. Знания в отличие от Знания, вещь вообще весьма субъективная, ибо, если человек и может быть уверен в чём-то абсолютно, так это в своём полном невежестве.

 На тех людей, которые покупали у нас препараты, заводились «медицинские карты», в которых была подробная личная информация, включая адрес проживания – необходимый для доставки препаратов на дом. Ещё в карте указывались диагноз, названия проданных препаратов и срок окончания лечебного курса. За время курса пациент не был забыт, специалист звонил на дом и узнавал, как идут дела. Связь существовала двусторонняя – пациент тоже мог позвонить «своему» специалисту и задать интересующий его вопрос. А потому люди заплатившие немалые деньги не чувствовали себя обманутыми, некоторые даже ощущали значительное улучшение своего состояния. Поверив в это, я захотел и себе тоже прикупить «волшебный» препарат, но вовремя понял, что это «работает» сила внушения, так называемый эффект плацебо. В самом деле, как за «такие» деньги можно НЕ ИСЦЕЛИТЬСЯ?

Но случилось так, что уже через месяц после начала работы в бизнес-центре, я стал чувствовать странное недомогание во время телефонных разговоров с клиентами. Кровь приливала к лицу, как это бывает при повышенном артериальном давлении, вдобавок, появлялось неприятное лихорадочное состояние. Понятно, что я тратил много энергии на общение с «пациентами», пытаясь «закрыть» их, как было принято у нас говорить, на требуемую сумму. Однако, поработав ещё немного, я понял, что причина физического недомогания, как ни странно, это проснувшаяся совесть. Зоркий страж и неподкупная оценщица всех наших поступков. Ведь, что ни говори, а весь этот бизнес изначально был построен на обмане пожилых людей, с которых вытягивались, в том числе и с моей помощью, колоссальные деньги. Когда я осознал всё это полностью, мне стало так противно, что дорога в бизнес-центр была забыта мною в одночасье. Не хочу я ничего никому «впаривать», несмотря на явные способности, которые проявились у меня в этой сфере деятельности. Такой вот открылся во мне рудиментарный пережиток советского времени, бессмысленный атавизм в эпоху Золотого Тельца. Одним словом – неформат!.. А, может, просто осознанность момента бытия, в процессе нашей бездумной, почти механической повседневности?..