Бурят и посланник Владыки смерти

Игорь Муханов
Молодой бурят шёл в Тибет учиться. По дороге к нему пристал некто невидимый и завёл интересный разговор. За этим разговором незаметно пролетело время, и, приближаясь к Тибету, бурят спросил:
– Кто ты и куда идёшь? И почему скрываешь свой облик?
– Потерпи немного, и ты всё узнаешь, – последовал ответ.
Вскоре бурят увидел караван, который вёз к жениху его невесту. Когда караван приблизился, появился старик с железным крюком, подцепил им нарядно одетую невесту и сбросил с лошади. Невеста упала и тут же умерла, а мерзкий старик исчез куда-то.
Сострадая погибшей невесте, бурят продолжил свой путь. А некто невидимый был уже рядом и шептал ему на ухо:
– Вот ты и увидел меня, посланника Владыки смерти. Забрав душу невесты, я должен доставить её в загробный мир. Прощай! Мне было интересно с тобою.
– И ты за всеми приходишь? – спросил бурят.
– Да.
– И за мной тоже придёшь?
– Да, когда наступит срок.
– А когда он наступит?
– Ты определишь время моего прихода по трём главным признакам: когда волосы твои станут седыми, когда кожу на твоём лице избороздят морщины и когда во рту твоём почти не останется зубов, – ответил Посланник.
– А можно, я приду в загробный мир сам?
– Так не бывает, – ответил Посланник. – Люди боятся загробный мир, поэтому им нужен я, чтобы проводить в это место.
И они расстались.
Молодой бурят благополучно достиг города Лхасы, и в одном из монастырей, находящихся в его окрестности, остался учиться буддийской философии.
Прошло много лет, и бурят, ушедший когда-то в Тибет и ставший большим ламой, состарился. Однажды он попросил своих учеников принести ему зеркало, в котором увидел все три признака скорейшего прихода к нему посланника Владыки смерти: седину, морщины и почти полное отсутствие зубов. Бурят этому не обрадовался, но и не огорчился. Он попросил своих учеников запереть его в пустой комнате и погрузился в медитацию.
И вскоре действительно пришёл Посланник, чтобы забрать душу этого бурята.
– Где ваш Учитель? – спросил Посланник его учеников.
– Он медитирует.
– Пойдите и скажите ему, что я пришёл.
Ученики сказали, и бурят передал через них Посланнику, чтобы тот подождал три дня, необходимые ему, чтобы закончить медитацию.
И Посланник согласился подождать.
А когда через три дня Посланник вошёл в его комнату, то застал бурята в неподвижно-сидячем положении. Посланник потрогал его тело – оно было холодным…
– Что ты наделал? – закричал Посланник. – Ты меня… отменил!
И спрятав своё лицо в ладони, заплакал.
Вскоре пришли три безобразных существа, в руках которых блестели бритвы, и, достав душу Посланника, унесли её в загробный мир.


ДОЖДЬ ИЗ ЦВЕТОВ (бурятские буддийские притчи