Альтернативный проект Коммюнике Межправкомиссии по

Гуго Вормсбехер
                О полной реабилитации российских немцев
                и восстановлении их государственности
        Открытое обращение к участникам XXII заседания Межправительственной
            Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев
                + Альтернативный пррект Коммюнике

     Мы, российские немцы, граждане России и Германии,
     исходя из того, что официальные обращения к властям о реабилитации российских немцев за много лет не получили ни одного ответа по существу,
     учитывая, что сегодня позиция руководства наших общественных, научных, творческих организаций и союзов часто поставлена в жесткую зависимость от распределителей финансовой поддержки их проектов, 
     руководствуясь волей нашего народа, выраженной делегациями 1965-1988 гг., Съездом немцев СССР 1991 г., Съездом немцев России 1993 г., съездами и конференциями национального движения,
     опираясь на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1964 г., признавший необоснованными обвинения в Указе от 28 августа 1941 г., давшего начало репрессиям всех немцев СССР; на Постановление Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. об отмене репрессивных актов СССР о переселении народов и ликвидации их национально-государственных образований; на Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»; на Указ Президента РФ от 21 февраля 1992 г. об образовании в качестве первого этапа восстановления государственности российских немцев Немецкого национального округа в Волгоградской области и Немецкого национального района в Саратовской области,
     а также на российско-германский Протокол от 10 июля 1992 г. о сотрудничестве с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев, и на Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. о реабилитации депортированных народов Крыма, -
     обращаемся напрямую к Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев через наши интернет-сообщества, порталы и страницы, и заявляем следующее.

     1. 28 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР немцы Поволжья были обвинены в укрывательстве «тысяч и десятков тысяч» германских шпионов и диверсантов и в недонесении об этом властям. На этом основании немцы Поволжья, а затем и всей европейской части страны, были «для предупреждения серьезных кровопролитий» выселены в Сибирь и Казахстан, а территория АССР НП разделена между соседними областями.
 
     После депортации все немцы в возрасте от 15 до 55 лет обоего пола были мобилизованы в трудармию, где они в лагерях за колючей проволокой, под конвоем, в неимоверно тяжелых физических и моральных условиях, со смертностью часто выше фронтовой, все годы войны, а многие и после нее, работали на лесоповале, в шахтах, на строительстве разных объектов. Около трети народа за эти годы погибло, включая десятки тысяч детей и стариков, оставшихся в регионах выселения без всякой поддержки, без средств к существованию, без теплой одежды, без знания русского языка.
 
     Необоснованные репрессии, дискриминация по национальному признаку, невосстановление до сих пор государственности российских немцев лишило народ равноправия с другими народами России, собственного национального дома, и тем самым возможности совместного проживания, экономической базы, социально-культурной, образовательной инфраструктуры. Уже 75 лет народ полностью выключен из политической, культурной, общественной, национальной жизни страны. У него нет ни одного официального представительного органа, ни одного представителя в федеральных, региональных и местных (кроме двух национальных районов) органах власти, ни одной национальной школы, вуза, театра, музея, издательства, органа печати, радио и телевидения.

     Через 12 лет после окончания войны другим депортированным народам разрешили вернуться домой и восстановили их автономные республики. Российским немцам нет. Причина выяснилась после выхода Указа Президиума ВС СССР от 29 августа 1964 года, которым все обвинения из Указа 1941 года были признаны следствием почившего в мавзолее культа личности. Она оказалась в том, что и в годы войны, и после нее российские немцы работали и работают хорошо, вносят большой вклад в экономику регионов их поднадзорного пребывания, они законопослушны, и руководители регионов, чтобы не потерять их как рабочую силу, категорически против восстановления АССР НП, и государство тоже. В общем, чтобы получить реабилитацию, надо было хуже работать…

     Только в последние годы советской власти было, наконец, принято решение о восстановлении государственности и российских немцев, но реализовать его уже не успели. Более того, в 1992 г. президент РФ Б. Ельцин в ходе своей поездки в Поволжье сделал «ответственное заявление»: «Ни один дом не будет снесен ради немцев Поволжья!» и предложил им вместо республики селиться на военном полигоне, выкапывать там снаряды, «и Германия пусть поможет».   

     2. Многолетняя политика чисто потребительского отношения к народу, игнорирования его прав, чаяний и надежд, распыленность его проживания после депортации вели ко все большей утрате родного языка, национальной культуры, угрозе полной ассимиляции, что вызвало с конца 1980-х гг. массовый протестный выезд российских немцев. Почти 2,5 млн человек переехало в Германию, «чтобы хоть дети остались немцами». Только экономический ущерб страны от выезда составил тогда около 100 млрд долл. (по сегодняшнему курсу - в разы больше). Но выезд не снял для народа вопроса о реабилитации: ни для выехавших, ни для более 1 млн оставшихся в России и других странах СНГ. Выезд только усилил боль от не исправленных до сих пор несправедливостей и от ассимиляции, которая давно воспринимается как запланированная: ведь обе стороны даже в «поэтапном восстановлении государственности» все больше отходят от этой цели.

     3. Ситуация значительно осложнена тем, что в ходе освоения средств, выделяющихся уже 25 лет Россией и Германией на решение задач «в пользу российских немцев», сложился тесный симбиоз распределителей средств и подрядчиков по освоению этих средств. Они, находясь во власти и при власти, все больше присваивали себе право представительствовать, говорить и действовать от имени российских немцев как внутри страны, так и на международном уровне, право получать и осваивать средства без всякого контроля со стороны российских немцев. При этом самих российских немцев в лице их общественных организаций, столько лет добивающихся реабилитации народа, все больше не допускали к участию в решении их вопросов, и на сегодня отстранили практически полностью, хотя интересы народа и интересы симбиоза противоположны до взаимоисключения: для российских немцев восстановление их государственности – это вопрос быть или не быть как народу, а для симбиоза – иметь или не иметь доступ к выделяемым средствам.

     Беспредел зашел так далеко, что был даже совершен рейдерский захват основной организации российских немцев – их Федеральной НКА. Совершен с откровенным подлогом документов, что было признано судом, но через воздействие на суд «сверху» захват был оставлен в силе, и новым «президентом ФНКА» стал Г. Мартенс - руководитель подрядной организации под названием МСНК, совершившей захват.

     После этого региональным и местным НКА был выдвинут ультиматум: их проекты будут финансироваться только если они признают «новую ФНКА» и забудут само слово «реабилитация». С тех пор единая прежде ФНКА расколота надвое, а перед народом встал вопрос: такая политика - это политика действительно государства, или чья-то еще лишь от имени государства?

     Сегодня ясный ответ на этот вопрос должна дать Комиссия. Как и на вопрос о том, может ли человек, делающий всё для недопущения реабилитации российских немцев ради своего семейного бизнеса на их трагедии, представлять их и дальше перед властью страны, в Межправительственной комиссии по их вопросам, да еще быть доверенным лицом Президента России, дискредитируя его в глазах целого народа?
 
     4. В сложившейся ситуации требуется, на наш взгляд, коренное изменение сегодняшних целей и форм сотрудничества двух стран - в интересах обеих стран, в интересах нескольких миллионов их граждан, российских немцев России и Германии. Должны быть пересмотрены и заново определены механизмы этого сотрудничества. Исходные пункты в нем видятся следующие.

     4.1. Действительным решением вопроса российских немцев может быть только их полная реабилитация, включающая восстановление их государственности. Потому что лишь это позволит им опять жить вместе, иметь свою экономическую базу, национальное самоуправление, представительство в органах власти и равные права и возможности с другими народами на участие в государственной, экономической, политической жизни страны.

     4.2. Российские немцы понимают, что после распада СССР Россия ни политически, ни экономически не была в состоянии сразу реализовать принятые ею решения об их реабилитации, ибо перед нею острейшим образом стояли задачи сохранения и возрождения самой страны. Сегодня, когда эти задачи во многом решены, мы полагаем возможным решить, наконец, и вопрос о реабилитации последнего не реабилитированного народа России, что позволит и ему вносить свой существенный вклад в решение задач, стоящих перед ней, и в развитие сотрудничества двух стран.

     4.3. В политике «по вопросам российских немцев» недопустима подмена интересов народа подрядными интересами исполнителей проектов. И вопросы реабилитации должны решаться государством в тесном сотрудничестве не с теми, кого реабилитация народа может лишить их многолетней кормушки, а со сторонниками реабилитации. Это особенно важно сегодня, когда в народе, после стольких лет несправедливостей, дискриминации и обманутых надежд, так выросло недоверие к властям: ведь о власти тоже судят по тому, кто ее «друзья».

     4.4 Мы считаем также, что пришло время восстановить структуры национального движения российских немцев, которое в конце 1980-х – начале 1990-х гг. показало себя предельно ответственным и конструктивным и было так методично разрушено за последние 20 лет. Оно может оказать незаменимую помощь в проведении компетентной политики как в процессе восстановления государственности, так и в дальнейшем.

     5. Исходя из того, что только восстановление государственности российских немцев может позволить им как народу опять иметь будущее, мы предлагаем на предстоящем 22 заседании Межправительственной комиссии:
     - принять решение о полном возвращении Комиссии к выполнению Протокола о сотрудничестве в восстановлении государственности российских немцев как главной задачи Комиссии;
     - объявить о недопустимости включения в повестку дня Комиссии вопросов по изменению этой ее главной задачи;
     - рассмотреть прилагаемый Альтернативный проект Коммюнике заседания Комиссии и выразить к нему свое отношение.

     6. Мы предлагаем Комиссии принять обращение к руководству России и Германии о необходимости пересмотреть, наконец, деструктивную политику в отношении российских немцев как народа, которая длится уже 75 лет. Политику, в ходе которой принятые вначале превентивные репрессии были затем превращены в постоянные, узаконены на десятилетия, и вместо исправления лишь дополняются конъюнктурными декларациями о хороших намерениях. Политику, которая противоречит интересам страны, ее многовековому бесценному опыту уважения к своим народам, ее накопленному уникальному капиталу подлинной дружбы народов и их единства. Политику, которая закрепляет неравноправие народов, разъединяет их формированием взаимной подозрительности, попирает дух и букву Конституции страны, нормы международного права, справедливости, человечности и здравого смысла. Такая политика, на наш взгляд, должна быть решительно, в духе времени, пересмотрена.

     7. Мы надеемся, что 25-летие Комиссии станет поворотным пунктом в так затянувшейся реабилитации нашего народа. И что предстоящее заседание не даст четырем миллионам российских немцев в России и Германии оснований считать, что Комиссия в очередной раз проигнорировала их уже поседевшие чаяния и надежды на восстановление справедливости. И что длящаяся уже 75 лет их дискриминация (сегодня даже на исторической родине - хотя бы занижением пенсий и формированием тенденциозного общественного мнения через СМИ) будет наконец прекращена. И что их признанное трудолюбие и законопослушность не будут больше наказываться отказом в реабилитации. И что очередное заседание Комиссии не даст также повода считать его очередной нечестной победой тех, кто от имени двух государств и народов, вопреки интересам этих двух государств и народов, уже столько лет сдерживает выполнение Протокола, по сути продолжая этим политику дискриминации и игнорирования национальных прав, начатую в 1941 году. И мы надеемся, что члены Комиссии осознают не только жизненную важность для целого народа назревших перемен, но и то, какими буквами будут вписаны лично их имена в память этого народа.

     8. Мы также настоятельно просим российскую и германскую сторону пригласить на заседание Межправкомиссии в качестве нашего полномочного представителя Гуго Густавовича Вормсбехера (Москва) - руководителя Экспертной группы по вопросам российских немцев, готовившей данное Обращение и Альтернативное коммюнике, участника национального движения с 1963 года, бывшего члена Межправкомиссии и председателя Международного союза российских немцев, и предоставить ему слово для выступления по затронутым вопросам.   
               
             Москва-Берлин,
             11 мая 2017 г.


     Приложение:
                Альтернативный проект Коммюнике
         22-го заседания Межправительственной Российско-Германской
                комиссии по вопросам российских немцев
                Байройт (Бавария), 23-24 мая 2017 г.


     22-ым заседанием Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев руководили: с российской стороны – руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, с германской стороны - уполномоченный Правительства ФРГ по делам переселенцев и национальных меньшинств Хартмут Кошик.

     1. Свое очередное заседание Комиссия по согласию обеих сторон начала с обсуждения Открытого обращения к ней российских немцев – граждан России и Германии, «О полной реабилитации российских немцев и восстановлении их государственности». Комиссия сочла тревогу и озабоченность, высказанные в Обращении, достойными самого внимательного рассмотрения. В связи с тем, что вопросы, поднятые в Обращении, по своему масштабу выходят за пределы компетенции Комиссии, стороны сочли необходимым высказать по ним на заседании свое видение требуемых решений, чтобы представить его затем на рассмотрение руководству своих стран.

     2. В ходе работы по повестке дня Комиссия, отмечая 25-летие своей деятельности и заслушав доклады своих сопредседателей о проделанной работе, выступления других участников заседания, констатировала, что за годы сотрудничества двух стран по поэтапному восстановлению государственности российских немцев пройден нелегкий путь, были приложены большие усилия и выделены значительные средства. Приоритетными сферами приложения сил и средств были развитие инфраструктуры немецких национальных районов Азово (Омская обл.) и Гальбштадт (Алтайский край), а также поддержка национальной культуры и родного языка российских немцев в различных регионах России.
Комиссия отметила, что наиболее заметными были результаты, полученные в местах компактного проживания российских немцев (около 3 процентов от всего немецкого населения России); в остальных районах работа осложнялась из-за их чрезвычайно дисперсного до сих пор проживания, отсутствия у них необходимой инфраструктуры и официальных представительных органов, что ограничивало реализацию намеченного в основном возможностями местных общественных организаций.

     3. Российская сторона информировала Комиссию о сложностях, которые до сих пор затрудняли решение главной задачи Комиссии, поставленной перед ней при ее создании: восстановление государственности российских немцев. К ним относятся:
     - распад СССР и процесс суверенизации регионов;
     - длительные экономические трудности после распада страны;
     - осложнения международной обстановки, потребовавшие значительного внимания и средств;
     - ошибочное восприятие на некоторых уровнях власти массового выезда российских немцев, во многом вынужденного и протестного, как снижение актуальности для них и для страны вопроса об их полной реабилитации.

     Жизнь, однако, показала, что намечавшиеся 25 лет назад задачи Комиссии в сфере сотрудничества России и Германии по восстановлению государственности российских немцев по-прежнему актуальны, и их решение стало еще более необходимым. Об этом говорят и все возрастающая активность российских немцев в России и Германии в требовании полной реабилитации народа, их обращения к руководству страны, их выступления в СМИ, резкое неприятие того, что их государственность – у единственных из всех репрессированных народов России, до сих пор не восстановлена, и что тем самым до сих пор не восстановлено их равноправие с другими народами России.

     4. Российская сторона констатировала, что широко отмечавшиеся российскими немцами даты 250-летия их приглашения в Россию и 75-летия их депортации еще раз ярко продемонстрировали тесную связь народа российских немцев как с Россией, в становление и развитие которой они внесли большой вклад, так и со своей исторической родиной Германией, а также их активную ориентированность на укрепление добрых отношений и сотрудничества между двумя государствами.

     5. Российская сторона информировала Германскую сторону о том, что на сегодня ситуация в России, в том числе в ее национальной политике, претерпела существенные изменения: принята новая Стратегия государственной национальной политики, подготовлена программа по ее реализации, создано Федеральное агентство по делам национальностей, издан указ Президента РФ о реабилитации репрессированных народов Крыма, который вызвал у российских немцев надежды на распространение этого указа и на всех немцев страны. Российская сторона считает эти надежды вполне обоснованными и работает над этим вопросом. Все это направлено на то, чтобы, как сказал Президент РФ, каждый народ, каждый человек в России мог чувствовать себя как дома.

     6. Российская сторона также отметила, что много вопросов и обращений российских немцев к руководству страны вызвал указ Президента РФ от 31 января 2016 г. о внесении изменений в указ Президента РФ от 21 февраля 1992 г. с исключением из него слов о восстановлении государственности. Российская сторона заверила, что эти изменения были вызваны чисто временными задачами и не означают ни отмены указа 1992 года о создании в Поволжье немецкого национального округа и района, ни прекращения действия Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов», которым предусматривается и восстановление государственности российских немцев.

     Российская сторона намерена инициировать принятие в ближайшее время необходимых еще правовых актов по реабилитации российских немцев в духе Закона «О реабилитации репрессированных народов», а также создание федерального временного представительного органа российских немцев на период восстановления их государственности и избрание их представителей в Госдуму и Совет Федерации.
7. Российская сторона заявила, что намечаемые меры по реабилитации и восстановлению государственности российских немцев ни в коей мере не предполагают ограничений их свободы выбора страны постоянного места жительства как в ходе восстановления их национально-территориального образования, так и после него: этот выбор должен приниматься каждым лично.

     8. Российская сторона высказала мнение, что проектная работа по вопросам российских немцев, к которой во многом была сведена работа Комиссии, что вызвало широкую отрицательную реакцию российских немцев и их общественных организаций, требует сегодня серьезного изменения подходов к ней, и для их выработки Российская сторона считает необходимым провести совместный с Германской стороной содержательный и финансовый аудит этой работы, чтобы подготовить новые формы сотрудничества.

     9. Российская сторона выразила надежду, что новые подходы российской стороны в сотрудничестве по вопросам российских немцев встретят понимание и поддержку у Германской стороны. Это способствовало бы ускорению достижения общей главной цели - полной реабилитации и восстановлению государственности российских немцев.

     Российская сторона также приветствовала бы готовность Германской стороны поддержать намерения российской стороны оказать сегодня опережающую практическую поддержку региональным и местным организациям российских немцев, выступающим за полную реабилитацию своего народа, которые много лет были лишены такой поддержки. Это позволило бы укрепить потенциал, возможности и компетентность их участия в решении задач реабилитации своего народа, сохранения родного языка, культуры и национальной идентичности.

     Российская сторона считает также желательным содействие Германской стороны установлению тесных контактов общественных, деловых, научных, творческих и молодежных организаций российских немцев Германии с соответствующими организациями российских немцев в России и в их подключении к активному участию в процессах реабилитации своего народа.
Российская сторона также предложила приостановить разработку, принятие и финансирование новых проектов, подконтрольных МСНК, до совместной актуализации их направленности, выработки новых форм и инструментов их согласования и реализации.

     10. Германская сторона с удовлетворением приняла, как давно назревшие, масштабные намерения российской стороны по полной реабилитации российских немцев в духе Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» и Российско-Германского Протокола о сотрудничестве в поэтапном восстановлении государственности российских немцев. Германская сторона считает, что эти исключительно важные инициативы России не только свидетельствуют о значительном экономическом и политическом укреплении России и возросших ее возможностях, но и окажут заметное влияние на развитие сотрудничества двух государств, станут впечатляющим примером решения затянувшегося национального вопроса в сегодняшних условиях. Но главное – будет, наконец, полностью восстановлена справедливость по отношению к последнему не реабилитированному народу России, восстановлено его равноправие с другими народами страны.

     11. Германская сторона заверила Российскую сторону в том, что выполнение Российско-Германского Протокола о сотрудничестве в поэтапном восстановлении государственности российских немцев по-прежнему имеет для нее очень большое значение, и что для нее полностью остается в силе ее исходный посыл в этой сфере сотрудничества, провозглашенный 25 лет назад, а именно: чувство своего долга в содействии исправлению трагических последствий войны для так пострадавшего в ее ходе народа российских немцев.

     12. Германская сторона всемерно поддержала намерение российской стороны обеспечить представительство в российских органах власти и в Межправительственной комиссии российских немцев, выражающих многолетние чаяния своего народа о его полной реабилитации. Это создаст новые возможности для реализации национальных прав российских немцев в России и будет способствовать преодолению в глазах других народов России и в общественном мнении все еще встречающихся из-за их долгой нереабилитации предположений их вины перед страной. С Германской стороны представители российских немцев Германии уже включены в Комиссию.

     13. Германская сторона отметила, что в ходе многолетней совместной работы над решением вопросов российских немцев накоплен большой и ценный опыт сотрудничества, который даже в периоды усложнения отношений между двумя государствами положительно сказывается на поддержании добрых отношений и в других сферах.

     14. Германская сторона выразила мнение, что функции Комиссии желательно для большей концентрации на главных ее задачах оставить и дальше сосредоточенными на интересах российских немцев России и Германии как единого народа, не размывая их другими аспектами двусторонних отношений.

     15. Германская сторона с удовлетворением отметила, что российские немцы в Германии играют все большую роль в экономической, политической и культурной жизни страны, а также в развитии и укреплении деловых, культурных, общественных связей двух стран и с регионами своего прежнего проживания на территории бывшего СССР.

     Германская сторона намерена рассмотреть вопросы социального обеспечения российских немцев Германии, в том числе их равноправия в пенсионной сфере, и более объективного показа их в германских СМИ.

     16. Комиссия пришла к единому мнению, что для выработки и реализации новых предстоящих задач потребуется создать при ней ряд новых рабочих структур, отвечающих этим новым задачам, с максимально широким привлечением в них специалистов разных отраслей из числа российских немцев.

     17. Комиссия приняла решение для более оперативного управления процессом реализации намеченных целей вернуться к начальной периодичности ее заседаний – не менее двух раз в год.

     18. Очередное заседание Межправительственной Российско-Германской комиссии по вопросам российских немцев состоится по приглашению российской стороны во второй половине 2017 г. в Российской Федерации.

                Байройт, 24 мая 2017 г.
            И. Баринов                Х. Кошик