Свобода совести признана преступной

Игорь Кутузов
Ставропольский суд рассматривает дело в отношении Виктора Краснова, который оставил в одном из сообществ во «ВКонтакте» комментарий, впоследствии признанный подпадающим под статью 148 УК РФ (оскорбление чувств верующих).
Спор нескольких комментаторов начался в паблике «Подслушано Ставрополье» под записью девушки, которая делилась наставлениями своей матери.
«Моя мама говорит, что в семье должна быть я главной, т.к. я женщина, а брату, что он должен жену свою держать в ежовых рукавицах, т.к. он мужчина. Никто из нас не выполняет мамины наставления», — гласил анонимный пост.
Под ним появился комментарий с цитатой из Библии, без указания на автора или источник, после чего развязалась дискуссия, в которой принял участие и Виктор Краснов. Двух собеседников, которые позднее обратились в полицию, оскорбили фразы оппонента о том, что «боха нет» (орфография автора сохранена) и название Библии «списком еврейских сказок».

Как рассказывает сам Виктор, от спора во «ВКонтакте» до прихода представителей Следственного комитета в его дом прошло около полугода.«Я уже и думать о нем забыл», — отмечает Виктор.Молодого человека, живущего в квартире с матерью, медбрата по образованию, который перебивался случайными заработками, принудительно поместили на месяц в психиатрическую больницу, после чего признали вменяемым. Еще одна экспертиза была проведена и в отношении комментариев, вызвавших резонанс. Психолого-лингвистическую экспертизу, впрочем, провели исключительно по комментариям самого Виктора Краснова, ответы других участников дискуссии не учитывались, а позже были удалены самими потерпевшими.В частности, под экспертизу попали высказывания Краснова, оставленные под постом о празднике Хеллоуин.

Специалисты по итогам психолого-лингвистической экспертизы сделали вывод о том, что в высказываниях пользователя «не содержится психологических и лингвистических признаков унижения достоинства (оскорбления) человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии», но — «данные высказывания носят оскорбительный характер в отношении православного христианства и направлены на унижение (оскорбление) религиозных чувств верующих».
Инициаторы разбирательства — военнослужащий Александр Кравцов и местный житель Дмитрий Бурняшев — как на предварительные слушания, так и на первое заседание не явились.Поэтому они были доставлены в зал суда приводом, где дали показания. Александр Кравцов, доставленный из Абхазии, заявил, что выступает от имени всех православных христиан, так как считает их чувства оскорбленными. Еще один пострадавший, Дмитрий Бурняшев, также выступил за то, что подсудимый обязательно должен быть наказан судом за свои слова в социальной сети.

На следующее заседание в суд вызвали оперуполномоченного, который составил крайне неполный протокол осмотра интернет-страницы, где были выбраны только высказывания Виктора Краснова.Виктор Краснов рассказал , что после того, как о его деле стало известно в публичной плоскости, он начал получать анонимные угрозы физической расправы и оскорбления от неизвестных людей, которые пишут ему в личные сообщения с фейковых аккаунтов.Вместе с тем многие выражали и слова поддержки: люди, с которыми Виктор незнаком, из разных городов пишут ему сообщения с пожеланиями «держаться».
«Я даже не знаю, как на это все реагировать! По мне, это все дурной сон!» — говорит Виктор обо всей этой истории.

Как рассказывает местное ставропольское издание, в редакцию приходят письма со словами поддержки от местных жителей. В интернете также создана петиция, в которой требуется прекратить судебное преследование Виктора Краснова и привлечь к ответственности пострадавших в деле «за разжигание религиозной розни, нарушение права на свободу совести и вероисповедания, угрозы физической расправы и попытку скрыться от суда».
Местные СМИ также передают, что в поддержку Краснова в суд пришли люди, придерживающиеся христианских взглядов. В ходе заседания Краснов вину не признал и давать показания отказался.