6

Юдес Люгранд
16.02.2011.
Здравствуй, ДИ. Я только от дока. Вообще, надо взять за правило приходить к тебе чаще. Знаешь, я даже начинаю испытывать перед тобой стыд после долгого отсутствия. Надеюсь, ты не ревнуешь меня к доку? Кстати, о нем.
Я сегодня поделился с ним своими воспоминаниями, о которых писал тебе последний раз. Есть такая заповедь - не сотвори себе кумира. И, скорее всего, такими темпами я ее скоро нарушу. Буду поклоняться доку, как спасителю и избавителю.

-Юдес, скажите, вы надолго избавились от обсессий после того вечера?
Я задумался. а действительно!..Я знаю точное количество дней, прожитых без навязчивых мыслей. Но я жил с обсессиями настолько долго, что их отсутствие казалось мне секундной передышкой.
-Три дня. Три дня и семь часов, если быть точным.
- А чем были заняты ваши мысли все эти дни?
Я пожал плечами.
-Учебой, в частности, математикой...Много думал о будущем...О ней.
- Но не о наказании?
Вот оно что...Действительно, это ведь нелогично!..
- Я думал о том, что она меня любит. О способе выражения этой любви я не задумывался точно.
Док улыбнулся. Смотри-ка, похоже, перехватил мою мысль. Маэстро!
- Вы ведь поняли, куда я клоню, Юдес. Если прямо сейчас я наору на вас и дам вам эксклюзивную возможность вновь вернуться на десять лет назад, вы не получите ни малейшего удовольствия. И дело даже не в том, что я мужчина.
Я кивнул. Разумеется, вы правы, док. Вы вновь правы.
- Я не виноват. Поэтому и крик, и побои будут восприниматься мною как издевательство, а не как заслуженное наказание. Они будут беспричинны, а, значит, вызваны не желанием помочь мне исправиться...
- И, следовательно, это будет сделано не из любви к вам.
Бинго. Я задумался. Этот месяц стал для моего подсознания революционным. И чем больше я узнавал о себе, тем больше у меня возникало вопросов. Это моя паутина, кольцо за кольцом, шаг за шагом.
- Хорошо. А теперь давайте вернемся к нашему прошлому сеансу. Физическое наказание в ваших мыслях, да и не только, полученное от людей, не являющихся вашими кровными родственниками, вызывает у вас яркие положительные эмоции, но только при условии, что вы сами считаете себя виновным в чем-либо.
Такая трактовка поставила меня в тупик. Я готов подписаться под каждым словом моего терапевта, под каждым, кроме последних.
- Простите, док... Я не совсем понимаю...- я замялся. Слишком много мыслей для одной дурной головы.
- Что именно вас смутило?
- Я не считаю себя виновным. Я действительно виновен.
Док кивнул.
- Вот об этом я и говорю. Смотрите, Юдес, когда вы были ребенком и убежали в парк, вас хотели наказать справедливо? Я прошу, насколько это возможно, абстрагироваться от переживаний. Если бы ваш ребенок выкинул нечто подобное, в незнакомом городе, в разношерстной толпе, нарушив закон, вы бы не наказали его?
- Док, я не отрицаю своей вины. Меня шокировала не реакция на побег, а выбранный способ пресечения подобного. Я ощущал за собой вину, но не был согласен с последствиями.
Док улыбнулся.
-С последствиями, которые так и не реализовались, ведь так?
Я кивнул, все еще не понимая, куда он клонит.
- А теперь давайте начертим таблицу, чтобы все было наглядно. Это действительно сложная ситуация. В ней следует детально разобраться, иначе ее последствия никогда вас не оставят.
Док положил передо мной белый лист и ручку.
- В центре листа пишите слово "проступок", все начинается с него. Так, хорошо. Теперь в левом верхнем углу пишите "осуществленное наказание" в правом верхнем - "обещанного наказания не последовало". Чуть ниже, под "осуществленным" пишите "было предупреждение?", вновь от вопроса две небольшие стрелки вниз...Отлично, так...- док прямо любуется моей писаниной. А почерк у меня ужасный. Может, он поклонник абстракционизма и увидел в моих каракулях проблески гениальности? Все может быть! Я невольно улыбнулся.
- Теперь под левой стрелкой от вопроса пишите "да", под правой "нет". От каждого из ответов по стрелке вниз. Может, сами напишите три последних слова?
Я кивнул. Все очень логично. Под "да" пишу "нет обиды", под "нет" - "обида". Док кивает.
- Отлично. У нас в левом углу еще осталось немного места снизу. Скоро мы вернемся туда. Теперь перейдем в правый угол. Под "не последовало" напишите вопрос про замену одного наказания другим, затем два варианта ответа, "да" и "нет". Хорошо...Сейчас будьте внимательны, Юдес. Под "нет" пишите слово "прощение". А под "да"  напишите еще один вопрос, "был ли упрек?". Вновь две стрелки вниз от него, "да", "нет". Под "нет" стрелка, вопрос "было ли прощение?", "да"-"нет". Возвращаемся к "да" под вопросом про упрек. Стрелка вниз, новый вопрос "сожаление о замене наказания или о плохом поступке". Это ключевой пункт в вашем случае. Стрелка "замена" и стрелка "поступок" от вопроса. Под заменой пишем "обида", под поступком "прощение". Далее, как и раньше, от прощения и обиды по две стрелки. Вопрос под каждой из них "было ли примирение?", "да" - "нет". Под "да" с "обидой" вопрос "прошла ли обида?",  стрелки "да", "нет". Жуткий у вас почерк! - мы расхохотались. Он не фанат абстракционизма, он лишь пытался разобраться в моих каракулях.
- Теперь идем влево. Под "обидой" и "нет обиды" пишем один вопрос, "было ли прощение?", следом - "да", "нет". Под "да" - вопрос про утешение. Стоп.
Я смотрю на схему. Систематика моего отношения к поступкам? Да нет. Тут что-то другое.
- Юдес, смотрите. У большинства людей, оказавшихся на вашем месте, шаг за шагом сработала бы предпоследняя линия справа. Давайте выпишем ее на отдельном листе.
Минута, передо мной линия, сверху вниз.

Проступок
;
Обещанного наказания не последовало
;
Не было предупреждения о замене наказания
;
Замена наказания на другое
;
Упрек в связи с заменой наказания
;
Прощение
;
Нет утешения
- Это схема подходит для большинства. Но не для вас. Основная линия совпала, но в вашем случае вклинились нестандартные обстоятельства. Первое - вы не были предупреждены о последствиях, но был запрет самого поступка. Второе. Обещанного действительно не последовало, но вам об этом прямо не сказали. Даже когда ваша бабушка бросила прут, вы все равно были уверены в том, что вас унизят. Третье. Вы были унижены публично перед человеком, который вам понравился, это усилило стресс. Четвертое, упрек о замене вы получили не от одного, а сразу от нескольких близких людей. Пятое. Прощение не было актом. Ваша бабушка просто более не возвращалась к этому разговору. Вы не услышали слов "Я тебя прощаю", и, что страшнее, вы не произнесли слов " Прости меня!". Шестое. Утешения не последовало, не было никакой поддержки. Вы остались один, будучи ребенком. Включилась защитная реакция. И седьмое. Вы знали, что вы виноваты.
Я молча слушал. Он бесконечно прав. Это тяжело признавать. Я оказался еще слабее, чем ожидал...Мой милый ДИ, уже поздно. Завтра утром меня ждут коллеги. если ты не против, я завершу мою сегодняшнюю исповедь новой таблицей, которую мы выстроили с доком, разобравшись в нюансах.

Запрет поступка
;
Поступок
;
Публичное унижение
;
Угроза
;
Замена одного наказания другим
;
Упрек о замене
;
"Немое" прощение
;
Нет утешения
Знаешь, ДИ, док сказал, что это страшная схема.


***


18.02.2011.
Здравствуй, дружище. Все-таки замечательно, что у тебя такая хорошая память! Ты всегда помнишь, где мы с тобой остановились. Продолжим, пожалуй?
-Это страшная схема, Юдес.
-Все мы люди и имеем право на ошибку. Мои родители не исключение,- вновь выстроенная схема, маячившая перед глазами обухом бьет по мозгам. Мне вдруг стало обидно. За себя, за родителей, за прошлое и настоящее.
-Конечно, вы правы. Но позвольте задать нескромный вопрос, ваши родители тоже исправляют эти самые ошибки в кабинетах психотерапевтов?
Я усмехнулся. Ба у психотерапевта? А за дверью своей очереди ждут мама с папой.
- Они не знают, что я хожу к вам.
- Мне вы можете не отвечать на вопрос "Почему?", но себе - ответьте. Юдес, я не прокурор, это не заседание суда. Вы защищаете родных, значит - любите их. Это замечательно, это похвально. Но это не решит ваших проблем. А мы с вами здесь как раз ищем решение.
Почему? Потому что это моя слабость. Это моя боль и мой крест. Мой, а не их. Это непреложный, самый суровый закон жизни, от которого должен отталкиваться каждый. В распятии участвуют всегда несколько, но на кресте остается лишь один. Я успешен, у меня есть престижная работа и уважение коллег, есть знакомые и друзья. Как я растопчу этот образ счастливого, сильного мужчины? Что я дам им взамен? Униженного, слабого ребенка, который ищет жизненную гармонию в латинской фразе, ставшей его гимном, Cast;go te non quod odio habeam, sed quod amem? Нельзя, никак нельзя!..
Док внимательно смотрит на меня. Я молчу. Он ведь прекрасно понимает, почему никто не знает о посещениях этого светлого кабинета. Он знает, в чем причина. Но он этим недоволен.
- Ладно, Юдес, давайте попробуем теперь разобраться с вашими обсессиями и их содержанием. Ключевая проблема возвращает нас к эпизоду в парке. Вы, являясь взрослым человеком, представляете себя ребенком. Вспомните шкалу потребностей Маслоу. После удовлетворения физиологических потребностей у человека стоит ощущение безопасности А что необходимо ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности?
Я задумался. А действительно, что необходимо? Еда, одежда? Слишком примитивно. Любовь? Семья? Тоже мимо.
- Ребенку нужны рамки.
Четкое знание, что ему дозволено, а что запрещено. Я никогда не видел вас в продуктовом, Юдес. Но я уверен, что смогу сейчас со стопроцентной точностью описать ваш поход в магазин. Вас и вашего друга или коллеги.
Я улыбнулся, кивнув. Давайте, док, дерзайте.
- Вы заходите в магазин и спрашиваете, нужно ли брать тележку. Вас двое, спутник, возможно, не собирается покупать много продуктов. Вы - собираетесь. Но, если на ваш вопрос был дан отрицательный ответ, вы не возьмете тележку. Причем, не важно, как именно ответ звучал. Просто "Нет" или же "Зачем?", "Мне не нужно, буд брать мало продуктов". Даже в этом случае, когда собеседник подчеркивает, что это лично его позиция, вы не разделяете себя и его. Вы зависите от спутника, так как ищете рамки, ваш гарант безопасности.
Док вопросительно взглянул на меня. Я улыбнулся. Поразительно.
- Я в шоке, если честно.
- Это нормальное поведение для ребенка. Возраста пяти-шести лет. Далее, вы идете между прилавков. Если вы планировали с товарищем купить что-то для совместной трапезы, вы не положите в тележку продукт, не спросив спутника, хочет ли он этот продукт. Даже зная, что вызовите этим вопросом раздражение, ваш страх остаться без рамок сильнее страха перед недовольным товарищем. Исключение являются редкие ситуации, когда ваш товарищ сам настаивает на вашем самостоятельном выборе. Но выбор делается вами с трудом, вы боитесь оступиться, разочаровать своим выбором. Я, конечно, могу ошибаться, Юдес...
-Нет, все происходит так, как вы и описываете.
Меня выдала дрожь в голосе. Плевать. Это очень жутко - слушать про свои действия от человека, который этих действий никогда не видел. Он просто читает меня, как раскрытую книгу.
- Вы часто перехватываете инициативу на кассе. Платить за товар хотите именно вы. Почему? Я думаю, из чувства благодарности Вы в рамках, вы в безопасности, вам ее подарили...Кстати, не удивлюсь, если жажда безопасности, нет, не обычной, а болезненной, преследующей вас на протяжении длительного времени, зародилась именно в момент, когда вы стояли у отеля и не могли сделать ни шагу.
Я закрыл глаза, потер виски. А кто сказал, что обнажать душу легко? Кто вообще сказал, что будет легко?
-Да, походы в магазины с коллегами или друзьями проходят так.
- Рамки включают в себя три составляющие. Это условия, действия и реакция. Условие - это запрет посещения парка в тот день. Действие - это нарушение вами запрета. А реакция?
Наверное, так себя чувствует археолог, наткнувшийся на руины древнего города в ходе раскопок. Ладони мокрые, лихорадочно тру их о колени.
-Ее не было. Рамка не была полной!
- Позвольте, я вас чуть-чуть поправлю, Юдес. рамка была, но она была другой. Услышав, как именно с вами хотят поступить, вы, сами того не осознавая, выстроили в голове рамку. Но потом - смена решения, в рамке - трещина. Если наказание заменили сейчас, могут и потом. И еще неизвестно, в какую сторону! Смягчат7 Усилят? А рамка-то крошится...
Док вздохнул. Похоже, ему сеансы даются так же непросто, как и мне.
- Знаете, Юдес, я очень не люблю так называемых парадоксальных выводов, но в этой ситуации итог именно таков. Если бы в тот день ваша бабушка не изменила бы своего намерения и порка бы состоялась, сейчас вы бы не сидели здесь.

Вот так вот, ДИ. Не дали постоянства родные - маниакальный поиск среди чужих. Поиск того, чего обещали. Поиск логического продолжения - разговора, прощения, утешения. Поиск. затянувшийся на десятки лет. Страшная, страшная схема!..