Глава 4. Когда кухарка получает власть

Георгий Кончаков
- Прочитала, что Крупская, - завела разговор Светлана Викторовна, второй год работающая  в школе после окончания Герценовского, - запретила русские народные сказки. Из библиотек по ее спискам были изъяты не только все русские народные сказки, но"Аленький цветок" Аксакова, шесть детских журналов, басни Крылова и Лафонтена. Неужели это правда? Или очередные нападки ниспровергателей социализма?


- Правда. Просто в советское время об этом скромно умалчивали, не хотели бросать тень на близкого сподвижника Ленина, - прозвучали пояснения Аркадия Львовича. В это время в учительской больше никого не было. -  Неловко говорить о явных промахах члена Коллегии Наркомпроса, председателя Главполитпросвета, жены и революционной подруги самого Ильича. В последующие десятилетия многие нелепости в системе образования первых лет революции были устранены. Но ведь и Ленин в свое время стал инициатором уничтожения памятников царствующим особам. Ленин требовал регулярной цензуры литературной деятельности профессоров и писателей. Ленин санкционировал депортацию философов, литераторов, профессоров из Советской России в 1922, объявив их активными буржуазными идеологами. Или взять его неприятие "омерзительного, но гениального" Достоевского.


- Да, я помнится студенткой читала, что Достоевский многие годы был под запретом. Он не был запрещенным писателем. Ленина возмущала сентиментальность, недопустимая для революционера, психологическое копание в потаенных сторонах человеческой души. После ленинского восклицания "архискверным подражанием архискверному Достоевскому" советские литературоведы воспринимали писателя как чуждого и враждебного социализму. В первом советском школьном учебнике 1935 года была статья о Достоевском. Во втором это имя исчезло. Писатель был исключен не только из школьных, но и вузовских программ.


- Припоминается, как школьником попалась в руки изданная белоэмигрантами "Антология русской поэзии",  -  продолжил свои рассуждения Аркадий Львович. - В предисловии приводился такой эпизод. Из библиотек малограмотными чекистами изымались томики Пушкина, потому что дворянин, и книги Лермонтова из-за портрета, на котором был изображен белогвардейский офицер. Меня тогда это не удивило. Ехидно посмеивался над неграмотностью чекистов. Но когда впервые прочитал, что Крупская собственноручно составляла "черные списки", куда попали не только сказки, но книги Лескова, Достоевского, Скотта, Купера, Дюма, Пруст и Цвейг, я был до дикости возмущен. Как такое могла позволить преданная революции коммунистка?


- О чем разговор? - обратилась вошедшая в учительскую Шорохова.


- О запрещенных книгах в списках Крупской, - пояснила Светлана Викторовна.


- Тут нечему удивляться, - проявила свою энциклопедическую эрудицию Людмила Андреевна. - Под запрет попала многотомная "История государства Российского" Карамзина. Нашему многоуважаемому историку это должно быть известно. Но что брать нелепости многострадального после революционного времени. Недавно читала, не помню при каком обкоме или горкоме, из библиотеки парткабинета в постсоветское время были изъяты и уничтожены книги Горького. Вот вам и великий пролетарский писатель. Просвещенным рыночникам писатель с мировым именем стал не нужен. Бросает тень на их рыночную душу и рыночные деяния.


- Что там говорить, - продолжала Светлана Викторовна. - Ладно - книги. А как пострадал Корней Чуковский. Надо додуматься, запретить Крокодила и Мойдодыра.

- Дело довольно известное, - тут же откликнулась Шорохова. - В 1928 году Крупская опубликовала в "Правде" статью "О "Крокодиле" К. Чуковского". Приговор гласил: "Крокодил" нашим ребятам давать не надо". Надежда Константиновна объясняла: "Мы ратуем против сказок... Ведь это мистика".


- А какая критика обрушилась на Чуковского за Муху-Цокотуху? - не устоял перед соблазном поддержать разговор Аркадий Львович. -  По воспоминаниям Чуковского заседала комиссия. Пропустили "Путаницу", "Тараканище", а из-за Мухи-Цокотухи произошел целый бой. Говорили: буржуазная книга, мещанство, варенье, купеческий быт, свадьба, именины. Но все-таки разрешили и "Муху" и "Мойдодыра".


- От полного разгрома Чуковского тогда спас Горький, -  продолжила Шорохова. - Опубликовал письмо в "Правде". Авторитетный был. Пользовался влиянием. Чуковский предусмотрительно покаялся в "Литературной газете", публично отрекся от сказок. Два года все равно нигде не печатали.  До 1942 года не напишет ни одной сказки.


- Не меньше бед принесет Крупская в педагогике, - выразил своё неудовольствие Аркадий Львович. В это время в учительской появился Лев Авраамович, внимательно слушая изречения коллеги. - Государственная комиссия в 1918 году под руководством Луначарского, Крупской, Лепешинского  разработала "Основные принципы единой трудовой школы" и "Положение об единой трудовой школе". Дело нужное и своевременное. Провозглашался демократический принцип единой, бесплатной, доступной независимо от социального, имущественного положения и национальности школы. Объявлялось отделение школы от церкви. Вводилось совместное обучение. Новая советская школа должна коренным образом отличаться от буржуазной, классовой. С этой целью отказались от традиционной системы учебных предметов, от классно-урочного преподавания. Поощрялись исследовательские, опытно-экспериментальные методы обучения. Учителям на местах предоставлялась свобода творчества, вводились примерные необязательные программы. Апробировали опыты школьного обучения, проводимые в Штатах. Ввели комбинированное обучение.

         -  Это ещё что такое? - вопрос Светланы Викторовны.

- Вспомните "Два капитана" Каверина, - последовал ответ Шороховой. - Саша Григорьев рассказывает: "Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у неё крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живёт и где её нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «у-т-к-а» и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, всё выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час".


- Вы наизусть помните текст из "Двух капитанов"? - удивилась Светлана Викторовна.

- Я много чего знаю наизусть. Не только стихи поэтов, предусмотренные программой. Декламирую ученикам стихи поэтов, не попавших в программу. А как же иначе можно привить интерес, любовь к поэзии у школьников? Заложенное в школьные годы сохраняется на всю последующую жизнь. Много знаю наизусть из классической прозы. Видели бы вы, как восторженно слушают дети монолог деда Щукаря, когда учитель не пользуется книгой.


- В 20-е годы много чего начудили со школьным да и вузовским образованием, - продолжил разговор Аркадий Львович. - Отменили домашние задания, экзамены. В Московском университете экзаменовалась сразу вся учебная группа. Преподаватель задавал вопрос. Кто-то из присутствующих отвечал. Когда все вопросы исчерпаны, каждый получал отметку о сданном экзамене. Вот так готовили кадры для советской республики.


- Должен вас уведомить, коллеги, - заявил о себе Лев Авраамович, - метод оторви и брось, как говорят у нас в Одессе. Но можете представить великолепно, бездари при любой системе обучения остаются ни туды и ни сюды. Но именно в это достопамятное время получил образование в Московском университете математик с мировым именем Колмогоров. Кто скажет себя опровергать, учить надо полной мерой и спрашивать ответственно. Иначе диплом пустая бумаженция, за которую в «Привозе» одессит луковицу не предложит. А вот талантливые студенты вышли в люди, стали выдающимися учеными, артистами, художниками, учителями. В нашей профессии не всякому таланта отмерено. Были времена, когда ремесленники славились божественным мастерством. Сегодня ремесленником пренебрежительно называем неудавшегося учителя, несостоявшегося поэта, посредственного художника.


- С Вами нельзя не согласиться, Лев Авраамович, - поддержал коллегу Аркадий Львович. - Но какой ущерб, урон принесли новации Крупской и ей подобных в системе народного образования. Выросло целое поколение полуграмотных людей, специалистов вроде Лысенко. Окончил двухклассную сельскую школу в дореволюционной России, курсы садоводства. Три года учебы на заочном отделении Киевского сельскохозяйственного института и специалист с высшим образованием готов. В академики вышел, Президентом сельхозакадемии признали.


- Что говорить о Лысенко, - продолжил Лев Авраамович. - Уродов, достигших высоких постов и должностей во все времена хватало. При советской власти условия были созданы куда какие благодатные. Крупская тому пример наглядный и убедительный. Мало того, что напортачила со школой, сколько вреда принесла, препятствуя педагогической работе таких талантов как Шацкий и Макаренко.


- Ничего удивительного в том нет, - поддержал Аркадий Львович. - Интеллигенции, университетской профессуре Ленин не доверял. По-настоящему образованных людей в окружении Ленина почти не было. С наркомом по образованию ему повезло. Хотя характер у Луначарского был настолько мягкий, либеральный, никакое другое ведомство он возглавить не смог бы. Луначарского ценил не только Ленин, но и Троцкий, который считал его незаменимым в приобщении к работе с советской властью университетской профессуры и педагогов дореволюционной России. И вот у такого эрудита, превосходного публициста, переводчика, искусствоведа заместителем оказалась домохозяйка, окончившая гимназию, не имеющая высшего образования.


- Насчет высшего не стоит особо распространяться. Его не было ни у Луначарского, ни у Троцкого, - вступилась Шорохова. - Ленин получил университетский диплом, сдавая экзамены экстерном.

- Но уровень образованности Луначарского не идет ни в какое сравнения с Крупской,- пытался возразить Лев Авраамович .

- Крупская окончила гимназию с золотой медалью. - продолжала настаивать Шорохова. - Ещё год проходила обучение в педагогическом классе. Два года успешной преподавательской практики.

- Вы ещё поставьте ей в заслугу, - возмутился Лев Авраамович, - преподавание в воскресной школе для рабочих. Хотя отбывая ссылку в Шушенском с Лениным, а затем в эмиграции, она не только приобщилась к революционной работе, не только стала личным секретарем вождя русской революции, но и активным деятелем партии. Секретарь «Искры». Участвовала в подготовке и проведении съезда партии в Лондоне.
Была секретарем ЦК. Иными словами, признанным деятелем большевистской партии.


- При этом оставалась преданным, надежным соратником Ленина в революционной борьбе, - не уступала Шорохова. -  По возвращении в Россию в 17-м году, когда Ленин вынужден был скрываться от Временного правительства, Надежда Константиновна подготовила для проекта программы партии раздел по народному образованию. Уже тогда сформулировала обучение в многонациональной России на родном языке, отделение школы от церкви и ряд других положений, которые будут проводится после Октябрьской революции.


- А заодно идею единой трудовой школы, - продолжал упорствовать Лев Авраамович. - Нечего, мол, пичкать детей абстрактными книжными знаниями. Знания надо получать непосредственно на промышленном и сельскохозяйственном производстве.  Сельские школьники пусть обучаются работе на земле. Готова смена, кто должен вкалывать, чтобы кормить страну. Новой советской школе на кой ляд предметное преподавание? Рабочему у станка и крестьянину в деревне достаточно читать, писать и знать таблицу умножения. И ведь признали в качестве педагога-теоретика большевиков. Так получается, когда кухарке доверяют власть. 


- Ну уж , скажете тоже! - возмутилась Шорохова. - Понятно, что после революции ни Крупская, ни вожди революции не знали, как поставить народное образование. Винить Крупскую во всех бедах школьного образования было бы ошибкой. Тем более что все декреты по народному образованию принимались коллегиально.


- Ленина особо не заботило состояние образования, - вставил свое слово Аркадий Львович. -  Он видел перед собой задачу практическую. Уже в 19-м году им был подписан Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Большой вклад в содержание декрета внесла Крупская.  В 20-м учредили ещё одну ВЧК. На этот раз Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Ликбезы были созданы не для того, чтобы сделать народ грамотным. «Наш лозунг «Ликвидировать безграмотность», - пояснял Ленин, - лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи читать наши декреты, воззвания. Цель — вполне практическая. Только и всего». Народное образование детей и молодежи было отдано на откуп людям, не сведущим в педагогике. Изначально наркомом образования был назначен Луначарский. Ленин полагал, что для Крупской самое подходящее место быть заместителем наркома. Луначарский определил её заведующей внешкольным отделом Наркомата. Но должность заместителя давала возможность вмешиваться и вершить дела во всех вопросах просвещения.


- Нельзя не отметить роль профессора-историка Покровского в новом Наркомате, - сделал своё дополнение Лев Авраамович. - Додумался закрыть юридические факультеты, а затем историко-филологические. Зачем ученые степени и звания для преподавания в вузах? Ректор Московского университета Новиков на коллегии наркомата так и заявил: «Разрушение высшей школы, которое не удалось Победоносцеву и Кассо, удалось Луначарскому и Покровскому».


-  Дело дошло до того, — это уже Аркадий Львович, - что с отменой платы за обучение разрешили поступать в вузы всем желающим без вступительных экзаменов и без среднего образования. В декрете «О правилах приема» записали, что каждый, кому исполнилось 16 лет, мог стать слушателем любого вуза. Запрещалось требовать документ об образовании. Слушателям без достаточного образования учеба не давалась. Открыли рабфаки. Принятые два года усваивали школьные знания, чтобы продолжить учебу на одном из факультетов. Не все после рабфака были в состоянии усвоить вузовскую программу. Первая советская конституция 1918 года не только лишала избирательных прав бывших помещиков, служащих правоохранительных органов, купцов, служителей культа. Они не получали продовольственные карточки, не могли работать в государственных учреждениях, а их детей не принимали в высшие учебные заведения. Вот вам и социальная справедливость и социальное равенство. Предреволюционный лозунг о равенстве был отвергнут.


- Цель Ленина можно изложить на трёх пунктах, - подал свой голос Лев Авраамович, - 1) захватить власть; 2) дождаться мировой революции; 3) построить коммунизм. При этом ни Ленин, ни те, кто пошел за ним, ведать-не ведали: осуществимо ли это? Писатель назвал главу грубовато, но верно «Когда кухарка получает власть». Хотя кухаркой Крупскую не назовешь. Во время сибирской ссылки готовила пищу ее мать, а когда поселились в Кремле содержали прислугу. Сама признавалась, что кухарка никудышная.

Запомнил, как в советских учебниках живописали факт: нарком продовольствия упал в обморок на заседании Совнаркома из-за недоедания. А вот современные историки противятся. Ильич в это историческое время любил грибы, баклажаны, паштеты, бефстроганов. Совнаркомовский паёк включал: сахара — четыре фунта (фунт — 400 граммов) в месяц, муки ржаной — 20, мяса — 12, сыра или ветчины — четыре, два куска мыла, 500 папирос и десять коробков спичек. Наркомам и членам политбюро - сверх того красная и черная икра, сардины, яйца, колбаса, масло. Это только в дореволюционных книжках можно было писать: отберем у эксплуататоров награбленное, поделим поровну, всех накормим, все станут сытыми. Не получилось. Голодал народ. Не добрым словом крестил коммуняк.


- Положение учителей было катастрофическое, - вторил коллеге Аркадий Львович. - Учителя по несколько месяцев не получали зарплату. В нескольких губерниях полностью закрыли школы, а учителей распустили. После революции было обещано бесплатное образование, бесплатное питание школьников, обеспеченность учебниками. Денег у государства не было. С 20-го года количество школ сократилось вдвое. Обучением было охвачено 40 процентов детей.



- В этих условиях Крупская удобно пристроилась, - последовала очередная реплика Льва Авраамовича, - возглавив в 1920-м году Главполитпросвет Республики, пропагандистский главк по коммунистическому воспитанию трудящихся. Когда в 21-м было подавлено восстание моряков в Кронштадте, Крупская предлагает издать Красную книгу о Кронштадте, чтобы беспартийные массы могли усвоить уроки происшедшего, указать на происки иностранных государств в разжигании мятежа. Из секретного доклада Агранова Крупская знала, что произошло на самом деле. Но для защиты революции можно и погрешить истиной. Могу достоверно не сомневаться, что Сталина раздражало само присутствие Крупской в государственных делах. Со временем политпросветработу в армии вернули в политуправление Реввоенсовета. Воспитанием рабочего класса занялись профсоюзы. Крупская могла с полным удовольствием заниматься культурной работой в деревне, ликбезом, сельскими библиотеками, избами-читалками.


- Репрессии коснулись и Наркомпроса и учителей, - продолжил тему бедственного положения с народным образованием Аркадий Львович. - Сменивший Луначарского Бубнов поставил свою подпись на арест сотни сотрудников наркомата. Сам не избежал общей участи. В 37-м арестован, через год расстрелян. Сменивший Бубнова Тюркин во время блокады Ленинграда в звании генерал-майора был начальником политуправления Ленинградского фронта. В 49-м шел по «ленинградскому делу», обвинен за связь с антипартийной группой, враждебную деятельность против партии и советского правительства. А сколько сил вложил, разоблачая предшественника Бубнова, сигнализируя о вредительской работе врагов народа в Наркомпросе и его местных органах.


- Да уж, от репрессий никому не поздоровилось, - поддержал Лев Авраамович. - Репрессированы были многие старые знакомые Крупской. Взять того же секретаря ЦК Серебрякова. В 27-м году исключен из партии и сослан в Семипалатинск как деятель троцкистской оппозиции. В 29-м возвращен в Москву, восстановлен в партии, В 36-м арестован вторично, в 37-м расстрелян. Расстреляли Крестинского, а жену — главного врача одной из Московских больниц - отправили в лагерь. Председателя Всеукраинского ЦИК Петровского перевели на должность заместителя директора Музея революции по хозяйственной части. Старшего сына, редактора «Ленинградской правды», арестовали, умер в заключении. Младшего уволили из армии, перед войной вернули, погиб в Великую Отечественную. Калинин так боялся собственного ареста, что не посмел заступиться за собственную жену, которая десять лет провела в лагерях.
В 37-м Особый отдел ЦК разослал письмо за подписью Сталина. Каждый член ЦК должен поставить подпись «за». «Против» - никто не решился. Крупская тоже поставила свою подпись. На XVII cъезде она была избрана членом ЦК.

- Как же. Памятный был съезд, так и назвали «Съезд победителей», - дополнил Аркадий Львович.
 
- А также вошел в историю, как «Съезд расстрелянных». Более половины делегатов впоследствии было репрессировано, - уточнил Лев Авраамович. - Годом раньше Крупская удостоена ордена Ленина. В 36-м без защиты присудили степень доктора педагогических наук. Была членом президиума Верховного Совета СССР. После гонений за ее участие в оппозиции вынуждена вести себя осторожно. Даже воспоминания о Ленине согласовывала с вождем. Продолжала писать и печатать статьи. Много работала, несмотря на плохое здоровье. 23-го февраля 39-го года принимала участие в заседании Совнаркома РСФСР, на котором рассматривался третий пятилетний план по народному образованию. Избрана делегатом на XVIII съезд партии. Не довелось поучаствовать. 27 февраля Крупской не стало.


- Не простую жизнь прожила Крупская, - сделал дополнение Аркадий Львович. - Она была не только жена вождя русской революции, но верный, надежный, преданный соратник. Единомышленниками были. Верную характеристику дал им историк Млечин: «Надежда Константиновна посвятила жизнь мужу. Их объединяли общие идеалы, взаимное уважение. Нельзя говорить, что их брак был неудачным. Владимир Ильич ценил жену, сочувствовал ее страданиям. И она в трудные для него годы отплатит ему сторицей».


- Они оба были убеждены, что построение коммунистического общества сделает всех людей счастливыми, - поддержал Лев Авраамович. - Я, конечно, дико извиняюсь, не ручаюсь, что дословно цитирую Троцкого. Но смысл о Крупской-вдове такой: «Ей оказывались знаки уважения, скорее полупочета. Внутри аппарата систематически компрометировали, чернили, унижали, а в рядах комсомола о ней распространялись самые нелепые и грубые сплетни. Что оставалось делать несчастной, раздавленной женщине? Изолированная, с тяжелым камнем на сердце, неуверенная, в тисках болезни, она доживала тяжелую жизнь».

- Я сильно негодовал на Крупскую, - вторил Аркадий Львович, - за ее «черные списки» на детскую литературу, возмущался её нападками на Макаренко. Её педагогические воззрения мне были мало известны. Говорить, что своей деятельностью в Наркомпросе принесла большой вред народному образованию вряд ли правомерно. Это была общая установка большевиков. Результат коллективных поисков и ошибок. Крупская хотя и оказалась в роли «кухарки» попавшей во власть, винить ее не за что. Прочитал биографию Надежды Константиновны в серии ЖЗЛ советских времен и книгу Млечина, также изданную в ЖЗЛ в наше время, и проникся к ней сочувствием. Всей своей жизнью она заслужила не снисхождения, когда непрофессионально бралась за педагогические проблемы, а сочувствия и искреннего уважения.


- Наконец-то услышала разумные слова, - не удержалась от реплики Шорохова. -  Оказывается и мужчины бывают объективны в оценке женщины. Не будем зацикливаться на государственной и общественной деятельности. Не всем дано горшки обжигать. Говорят, что даже Боги этого делать не умеют.

                http://www.proza.ru/2015/02/28/1842