Находчивость

Ирина Тарасенко
   Я был тогда молодым младшим лейтенантом, только что окончившим милицейское училище. Служба начиналась в родном городе Энске.

   Меня и еще двух выпускников взяли на испытательный срок в районный отдел милиции на должность следователя. Место было одно, а нас, претендентов, трое. В итоге должен был остаться только один. Как же мне хотелось, чтобы выбор пал на меня! Родители и сестренка за меня очень переживали. Не мог я в грязь лицом ударить. Решил, в лепешку расшибусь, но буду здесь работать.

   Дело дали сразу. Когда я с ним ознакомился, помню, страшно расстроился - на таком себя не проявить. Но делать нечего, приступил.

   А суть была в следующем. Между молочно-товарной фермой колхоза и приемным пунктом сельхоз продукции в городе разгорелся нешуточный скандал. Утром на ферме после дойки заливали молоко в цистерну молоковоза, взвешивали, измеряли жирность, оформляли документы и отправляли в город. Когда молоковоз приезжал на пункт сдачи, все операции повторялись снова, но оказывалось, что жирность молока не соответствовала заявленной при отгрузке. И так повторялось почти каждый день. Приемный пункт обвинял ферму в искусственном приписывании жирности для увеличения прибыли. Убытки в этом случае несло государство. Дело не шуточное. Вот в этой истории мне поручили разбираться.

   С какой стороны подступиться к делу, я не знал. Для начала посетил ферму, посмотрел на операцию отпуска молока, обследовал молоковоз, с водителем познакомился. Чувствовалось, хороший был парень - Гришкой Додоновым звали. Веселый, разбитной немного, душа компании. Пункт приема я тоже посетил, посмотрел, как и что там происходит. Вроде, все ясно, все по инструкции. А жирность после 50 десяти километров пути улетучивается. Странная ситуация какая-то.

    Еще не раз ездил я с утра на ферму, лично все показания списывал, внимательно за всем процессом отгрузки следил. Потом на УАЗике нашем разъездном в город мчался - цистерну с молоком встречать, показания сверять. Падала жирность по дороге, процентов на тридцать падала! Что за дела! Ничего понять не мог. Чувствовал, не справляюсь с делом.

«Не разгадать мне эту шараду, - думаю, - не возьмут меня в отдел. Родители расстроятся. Будет мне перед ними и сестренкой стыдно».

    После всех этих мытарств домой, помню, тогда расстроенный пришел. Сестренка за уроками сидела. Видит, что я хмурый, расспрашивать начала, что, да как. Я ей про дело это и рассказал, хотя не положено было.

    Она сразу схемку нарисовала, как в задачке. Из пункта А в пункт Б... Все подробно расписала. И получилось, что именно по дороге молоко теряло свою жирность. Что же там происходило в это время?

    Я думал об этом и на работе, и дома, и когда ел, и когда телевизор смотрел. Что называется, зациклился. Но ничего разумного не приходило в голову.

    А ночью приснился мне сон. Яркий такой, будто, наяву все было. Видел я молоковоз, лесочек, водителя Григория Додонова верхом на цистерне, веревку у него в руке. А еще запомнилась мне его наглая ухмылка. В жизни лицо его было довольно приятным, открытым. Я бы даже сказал, располагающим. А в моем сне оно превратилось в отвратительное, надменное и злое.

Присниться же такое!

И представил я, что где-то, действительно, есть лесочек по пути следования молоковоза, что где-то цистерна останавливается и что-то там происходит.

    Рассказал я об этом сестренке. Думал, на смех поднимет. Но она подумала и говорит:- «А ты за цистерной потихоньку поезжай и проследи».

-Да как же я потихоньку-то поеду на милицейской машине? Меня же сразу видно будет!

Своей машины у нас не было, мало у кого в наших краях личный транспорт имелся.

Хорошая мысль проследить за цистерной, но возможности не было.

    Рассказали мы с сестрой об этой беде отцу. Просто так рассказали. У нас в семье принято было, что мы всегда обо всем с папой и мамой делились. Отец задумался.

-Могу помочь. Есть у меня приятель среди таксистов. Договоримся с ним. Он за этим молоковозом проследит потихоньку. Подозрения машина такси не вызовет, мало ли куда едет!

На том и порешили. Не буду углубляться в подробности, что и как дальше происходило.

    А только поймали мы того предприимчивого молоковоза.
Оказывается, нашел он кругленький камешек, привязал к нему веревку и каждый раз, отъехав от фермы, опускал этот камень в молоко. 50 км ехала машина по ухабам наших разбитых дорог до пункта приема, молоко в ней бултыхалось, билось о камень и, в итоге, сбивалось вокруг камня масло. Пока машина по дороге ехала, на камне около трех килограмм оседало. Водитель в ближайшем от города лесочке останавливался, вытягивал за веревку камень с маслом, убирал в пакет и ехал "сдаваться". Вот и теряло жирность деревенское молоко.

    Раскрыл я это дело. Поймали мы водителя за его занятием, прямо на месте преступления поймали. Как же он на нас удивленно смотрел, просто глазам своим не верил. Думал, что никогда эту загадку не разгадают и чувствовал полную безнаказанность. Спокойно масло знакомым продавал, деньги тратил не оглядываясь. Но как говориться, сколько веревочке не виться, конец-то все равно будет.

    Я получил должность следователя в райотделе милиции. Семья моя была очень рада. Отец похлопал меня по плечу, мама заплакала. Только сестренка подмигнула мне весело, и как всегда, показала язык.