Навсегда

Юрий Николаевич Егоров
1

Этого рыжего мальчишку ненавидел весь город. Началось всё с того, что он вызвался помочь местному конюху. Всего-то надо было присмотреть за животными, пока тот ненадолго отлучился по делам, только потом коней пришлось собирать по всему городу. В другой раз, услышав от какого-то выдумщика про припрятанный клад, хулиган перерыл все улицы, и в одну из ям угодил местный священник. Затем последовали игры в индейцев и привидения. Мальчишка повыбивал томагавками стёкла в окнах домов многих уважаемых горожан, а явление маленького ночного вампира напугало жителей городка настолько, что после этого все долго боялись выходить на улицы в тёмное время суток. Ещё были двери и заборы, исписанные знаками Зорро, «письма счастья» и много всякого в этом роде. Казалось, неистощимый на выдумки хулиган объявил войну всему городу.
В гимназии от него плакали учителя. В портфели одноклассниц шалун подбрасывал змей и жаб. Когда кто-то выпустил в кабинете биологии двух крыс, даже гадать не стали, чьих это рук дело. Мамаши наказывали своим дочерям не связываться с хулиганом и, завидев его, переходили на другую сторону улицы.
А он – маленький шустрый рыжак, весь в конопушках, с весёлыми глазами, был неугомонным выдумщиком и проказником. Казалось, что целыми днями мальчишка только и занят тем, что высматривает, где бы набезобразничать.
Больше всего доставалось старому садовнику, жившему по соседству. Хулиган обирал яблоки, которые росли в его саду, самые вкусные в городе. Застав однажды мальчишку за этим занятием, сосед схватил хворостину. Проказник пулей бросился в малинник.
– Нет! Это тебе так не сойдёт! Я сейчас тебя достану, – не на шутку рассвирепел старый садовник.
Только ягод в тот год было так много, что все кусты стояли краснющие и маленький рыжий вражина среди малины был совершенно незаметен.
Старик ходил вокруг малинника, вглядываясь в кусты, и повторял: «Где же ты, хитрец? Я знаю, ты здесь!» А мальчишка, затаившись в малинной гуще, смотрел на него большими глазами и улыбался.

2

В тот день мальчишка пошёл на луг искать гнёзда жаворонков. Как ни странно, у него было такое невинное увлечение: маленький злодей, гроза всего города, любил наблюдать за птицами. В отличие от других мальчишек, этот шалопай не разорял гнёзд, а скорее, наоборот, следил за тем, чтобы кто-либо ненароком не обидел птиц. Он спрятался в небольшой ложбинке и оттуда наблюдал за парой жаворонков, круживших над лугом.
Неожиданно появилась она – нескладная девчонка с тоненькими ножками, глазками-угольками и наивным личиком. Девочке было лет четырнадцать, но из-за смешных косичек она выглядела младше. Некоторое время хулиган себя не обнаруживал и с интересом наблюдал за ней.
– Эй, что ты тут кружишь?! – окликнул он неожиданную гостью.
Девочка огляделась, но никого не увидела.
– Не пугай меня! Ты кто? – ответила она на незнакомый голос. – Где прячешься? Я тебя не вижу.
– Да здесь я, – мальчишка вылез из своего укрытия. – Ты что птиц тревожишь? У них здесь гнездо.
– Прости, я не знала. А ты зачем здесь?
– Я просто… Наблюдаю... за птицами. А ты что там искала в траве?
Девочка застеснялась. Она посмотрела на мальчишку, видимо решая, говорить или нет.
– Клевер, – наконец тихо произнесла она, покраснев от смущения.
– Клевер? Зачем он тебе?
– Ты разве не знаешь, зачем девушки ищут клевер? Я искала четырёхлистник.
– Какой такой четырёхлистник? – удивился мальчишка.
– Это на счастье! Есть такое поверье. Девушки ищут клевер с четырьмя листиками, чтобы встретить хорошего друга. На всю жизнь. Навсегда. Теперь понимаешь?
– Да ну! Я и не знал. И что, нашла?
– Нет же, я только начала искать, и тут ты меня напугал. Здесь много клевера. Я у своего дома искала, но ничего не нашла. Вот пришла сюда. Здесь ведь должно быть?
– Что должно быть? Счастье? – рассмеялся он. – Разве на лугу можно найти счастье?
Девочка пожала плечиками.
– А ты зачем за птицами следишь? Наверное, птицелов?
– Нет, птиц ловить нехорошо. Мне просто интересно за ними наблюдать. Птицы красивые и добрые. Ну ладно, давай я лучше тебе помогу искать твоё счастье. Показывай, где этот клевер. Найду для тебя четырёхлистник. Иначе останешься без друга навсегда.
Он скорчил рожицу, и они рассмеялись, а потом полезли в траву, чтобы вместе искать счастливый четырёхлистник. Стоя на четвереньках, мальчишка внимательно рассматривал всё вокруг, время от времени спрашивая свою новую знакомую: «Нашла?»
– Нет пока. Но я всё равно не уйду отсюда, пока не отыщу! Хоть до ночи буду искать!
Мальчишке всё время попадались трилистники. Он уже перестал верить в удачу и вот увидел необычный цветок.
– Смотри, я нашёл! Только это пятилистник! Это ведь ещё лучше?
Девочка села на землю и печальными глазами посмотрела на своего помощника.
– Что-то не так? Это плохо? – догадался мальчишка.
– Плохо, – подтвердила она разочарованно. – Четырёхлистник – к счастью, а пятилистник – к беде. Так считается.
– Ты не расстраивайся. Ведь нашёл его я. Значит, плохо будет не тебе. А я всё равно не брошу тебя и найду этот твой четырёхлистник.
Они продолжили поиски, и вскоре мальчишка нашёл счастливый цветок. С радостью он протянул четырёхлистник новой знакомой.
– Я не могу его взять, – сказала девочка, – пусть клеверок будет у тебя. Иначе ты так и останешься с несчастьем.
– Я ничего не боюсь и в поверья не верю. Я же просто хотел тебе помочь. Чтобы ты встретила настоящего друга. Навсегда.
– Знаешь, по-моему, я его уже встретила.
– Как это? Тогда зачем всё это?
– Оставь цветок себе, – попросила девочка.
– Нет, это нечестно. Ты должна взять. Иначе я обижусь.
Девочка улыбнулась и взяла цветок. А потом как великую ценность положила клеверок в маленькую медную коробочку с узором. И спрятала в кармашке платья.
– Счастье надо беречь, – сказала она и снова продолжила поиски.
– Разве этого мало? – удивился мальчишка.
– Теперь я буду искать для тебя, – ответила она нежно, ловко перебирая в траве листики клевера.
Мальчишка дотронулся до её руки, чтобы она остановилась.
– Знаешь, но у меня тоже уже есть настоящий друг, – посмотрев в глаза своей новой знакомой, сказал он серьёзно и уверенно. Девочка не смутилась.
– Тогда я буду искать для того, чтобы твоя дружба была крепче. Чтобы навсегда.
– Хорошо! – улыбнулся мальчишка. – Я согласен, чтобы навсегда.
Они вместе продолжили поиски. На сей раз долго искать не пришлось – девочка почти сразу нашла ещё один четырёхлистник. Теперь – для своего друга. Довольные, они вместе вернулись в город, и мальчик проводил её до дома.
– Я знаю, что о тебе говорят в нашем городе. Но это неправда. Ты хороший! – девочка быстро и неловко поцеловала его в щёку и скорее побежала домой.
Мальчик поднёс руку к щеке, словно сберегая нечаянный поцелуй, и посмотрел вслед убегающей подруге.
Так началась их история.

3

Эта странная дружба обеспокоила родителей девушки. Что нужно известному всему городу хулигану от их дочери? Их семья считалась респектабельной и культурной. Настойчивые попытки убедить дочь расстаться с юношей не приносили результата. Девушка продолжила с ним встречаться.
В тот вечер юноша пришёл к её дому с саженцем в руках.
– Что это у тебя? – спросила девушка.
– Яблонька. Это самые вкусные и самые красивые яблоки в нашем городе.
– Откуда ты её взял? Украл? – предположила она.
– Нет, мне подарил сосед.
– Ты украл!
– Да нет же, говорю тебе – не украл. Я ничего и ни у кого не ворую. И никогда раньше этого не делал. Старик сам дал деревце. Честно.
– Всё ты врёшь! Воровать нехорошо.
– Ну вот, ты мне не веришь. Но это правда – старый садовник подарил мне саженец. У него их много. Когда деревце вырастет, это будут самые лучшие яблоки во всём городе. Я-то знаю. Старик – отличный садовод, и он сам вывел этот сорт. Когда яблоки созревают, то становятся ярко-красными. Таких красивых я нигде и никогда не видел. Сегодня сосед всем знакомым раздавал свои саженцы. Он говорит, что скоро умрёт, и боится, что некому будет смотреть за его садом. Так, может, хоть саженцы останутся у кого-нибудь. Если хочешь, можешь сама его спросить.
– Ну, хорошо. Поверю, – улыбнулась девушка. – Я ведь знаю, что ты хороший, но ведь раньше всякое бывало.
– Да, прежде сосед гонял меня за разные дела, а сейчас я помогаю ему с садом. Старик относится ко мне как к сыну. Просто ты всего не знаешь.
– И куда ты несёшь этот саженец?
– Я подумал: пусть яблонька растёт у тебя. В память о нашей дружбе.
– Но у нас нет сада.
– Ничего страшного. Мы посадим саженец прямо перед твоим домом. Будет здесь жить, рядом с тобой. Мы огородим яблоньку, чтобы никто её не обижал. Ты будешь смотреть в окно и вспоминать меня.
– Ты так говоришь, как будто мы расстаёмся.
– Конечно, нет. Я так просто сказал. Мне совсем не хочется с тобой расставаться. Ведь мы же навсегда вместе. Только я знаю, что твои родители…
– Не надо об этом, – прервала она юношу.
– Ладно… Чего ты стоишь? Мне нужна лопата и ведро воды!
Так у её дома появилась яблонька.

ЭПИЛОГ

С тех пор прошло много лет. Город пережил страшный мор и войну. Половина домов сгорела во время сильного пожара лет десять назад. Да и жителей стало намного меньше прежнего, в основном здесь теперь приезжие. А старые – всё забыли. После того как к столице построили новую дорогу в обход нашего городка, всё здесь стало приходить в запустение. Деловые люди, торговцы, коммивояжёры объезжали наши места стороной.
Этот странный старик появился неожиданно. Он долго бродил по улицам города, как бы пытаясь что-то разузнать, а потом остановился в городской гостинице у почтовой станции. Приезжий был хотя и стар, но не лишён элегантности. Одет в добротное пальто, с палкой в руках, которую можно было принять за трость. Подстрижен пусть и не по моде, но достаточно аккуратно. Несомненно, украшала его борода с заметной проседью, напоминающая профессорскую. Длинные волосы делали его фигуру ещё более колоритной. Новый человек сразу привлёк внимание местных жителей, но никто его не признал. В городке только это и обсуждалось: «Что этот „профессор“ мог забыть в нашем захолустье?»
Однажды приезжего увидели на заброшенном кладбище. От старых могил там почти ничего не осталось. Разбитые надгробья, стёртые надписи… Всё заросло кустарником и сорной травой… Приезжий ходил среди зарослей кустарника и густой травы и что-то искал…
Осень всё увереннее вступала в свои права. Ночь нагнала с реки такой густой туман, что дальше вытянутой руки ничего не было видно. Как всегда, рано утром таинственный «профессор» отправился на прогулку. Улицы и дома тонули в белой пелене, и идти пришлось почти на ощупь. Оказавшись где-то на окраине, он понял, что заблудился. И вот постепенно туман начал рассеиваться. Приезжий неожиданно вышел на открытое место. В утренней дымке стали проступать очертания большого старого дерева…
Посреди поляны стояла ветвистая яблоня с крупными ярко-красными плодами.
Старик не спеша подошёл и нежно обнял дерево.


Рисунок Татьяны Никольской