III-1-18. Кому помогает Бог?

Екатерина Истоомина 2
 

                Девятого октября 2014 года в день премьеры посмотрела фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Через неделю слушала в передаче «Наблюдатель» на канале Культура беседу трех мудрых людей: Андрея Максимова, Никиты Михалкова и Бориса Любимова. Неудержимо захотелось пересмотреть фильм. И после снова прослушала передачу по интернету.

                В конце ее А. Максимов напомнил фразу героя из первого фильма Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих": «Господи, почему ты помогаешь этому идиоту, а не мне?» (кстати, абсолютно фарисейское восклицание). И тут же ведущий задал режиссеру вопрос, который он считает для себя главным: «А Бог кому помогает?». Михалков глубоко задумался. И это была для меня потрясающая пауза, несколько раз прокручивала назад эпизод и всматривалась в выражение глаз. Ответ его захотелось записать.

                - Мне кажется, Бог помогает всем. Важно, насколько сам человек понимает, что Бог всегда помогает… . В этой конкретно ситуации, я  думаю, что отречение от Бога, безразличие и возможность пропустить мимо ушей то, что происходит в мире в результате безбожия, приводит к тому, что Бог говорит: «Если Я не нужен вам, то и вы не нужны Мне».

                На этом Андрей Максимов  завершил беседу. Мне же захотелось обратиться к самому тексту Священного писания:
 
«Да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ин. 12:38-40.

                Апостол Матфей приводит слова Иисуса Христа:

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». Мф.10:32-33.
 
                Бог каждого из Своих детей проводит через горнило испытаний, чтобы закалить дух, укрепить веру. Любое страдание – это повод довериться Богу. Господь помогает тем, кто призывает Спасителя всем сердцем своим и полагается только на Его верность.

                А вот этого-то обращения к Богу, покаянной молитвы у людей в фильме «Солнечный удар» не было совсем. ВРЕМЯ БЕЗВЕРИЯ. Я увидела в героях своеобразную гордыню в форме смиренного мужества: что заслужил, то и получил. В этом слабость сильного человека: он не понимает, что, не признавая Бога, он полностью находится во власти дьявола, который неизбежно сильнее его.

                Все участники передачи "Наблюдатель" признали, что фильм "Солнечный удар" - это предупреждение человечеству. Добавлю, что в моем понимании фильм свидетельствует о крахе безверия. Только одна судьба оставляет надежду на возрождение веры: это комиссар Григорий. Крик любви, обращенный к нему из иллюминатора затопляемой баржи – это швартовый конец, брошенный ему Спасителем.

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Мф.6:33.

                P.S.  Обнаружила этот духовный отклик в своем дневнике за 24.10.2014, с новым интересом посмотрела передачу канала Культура и решила перенести статью в свои произведения.