Протокол допроса Колесникова И. П. от 17. 05. 1966

Яаков Менакер
   
        Архивный лист  0227


                ПРОТОКОЛ
                допроса свидетеля.

                гор. Винница                17 м а я 1966 года.

                допрос начат в 10 час. 00 мин.
                окончен в 13 час. 25 мин.

     Следователь следотделения УКГБ при СМ УССР по Винницкой области капитан ШЕПИЛОВ с участием зам. прокурора Винницкой области ст. советник юстиции ТКАЧЕНКО в помещении УКГБ с соблюдением требований ст. от. 85,167 и 170 УПК УССР допросил в качестве свидетеля:

                КОЛЕСНИКОВА Ивана Пантелеевича, 1924 года рождения /другие
                анкетные данные имеются, смотри протокол от 10.05.1966 года/.

     В соответствии с ч.1У от. 167 УПК УССР КОЛЕСНИКОВУ И. П. разъяснены обязанности свидетеля, предусмотренные ст. 70 УПК УССР и он предупреждён об ответственности по от. 179 УК УССР за отказ и уклонение от дачи показаний и по ст. 187 УК УССР за дачу заведомо ложных показаний,  /подпись/   
                                                
     ВОПРОС: Что Вы были намерены рассказать органам следствия сегодня, прося оставить Вас, не отправляя, домой?

     ОТВЕТ: Я прошу извинить меня, так как ранее на допросах и очных ставках я неправильно показал о массовых расстрелах советских граждан еврейской национальности в 1942 году в бывшем Мур-Куриловецком районе /ныне Барский район/ Винницкой области/.

     Меня все эти дни мучила совесть, и я решил рассказать так, как оно было в действительности.

     В 1942 году на территории Мур-Куриловецкого района было два массовых расстрела советских граждан еврейской национальности. Первый расстрел был летом 1942 года, но как расстреливали советских граждан, кто их расстреливал, не знаю, так как у места расстрела я не был, но, где я находился в тот период, совершенно не помню, и сказать не могу. О том, что был расстрел советских граждан, я узнал в разговорах с полицейскими Снитковского полицейского участка, но кто мне первый говорил об этом, я не помню, да и о расстреле советских граждан

Архивный лист  0228

знаю от населения сел Мур-Куриловецкого района.
 
     Второй массовый расстрел советских граждан еврейской национальности был осенью 1942 года /месяц, число не помню/ около села Попова Мур-Куриловецкого /ныне Барского района/ Винницкой области.
 
     Было это так, однажды осенью 1942 года всех полицейских Снитковского полицейского участка собрали с тем, чтобы ехать в райполицию по вызову. Я в числе других полицейских, кажется на подводах, поехал рано утром в пос. Мур-Куриловцы. Несколько полицейских были оставлены на полицейском участке, но кто именно оставался я не помню. Поехал ли с нами или остался в с. Снитков МОСТОВОЙ Леонид, я не помню за давностью времени. Прибыв в пос. Мур-Куриловцы в райполицию, нас оттуда ХОТНЯНСКИЙ послал к гетто. Тогда же утром из гетто еврейскому населению было приказано выйти на улицу. Я на территорию гетто не заходил, а был около гетто. Кто непосредственно выполнял функции по выводу еврейского населения из гетто, я не помню. Все еврейское население из гетто было выведено на улицу, где их построили в колону, а тех которые были больны, престарелые были посажены на повозки /сколько было повозок, я не помню/. Колону в сопровождении вооруженных полицейских и немцев повели из пос. Мур-Куриловцы в сторону села Попова. Я в числе других полицейских так же конвоировал еврейское население. На вооружении у меня была русская винтовка. Шел я позади колоны. Сколько людей было в колоне, я сказать не могу, ибо не знаю, но колона была очень большая, растянута была примерно метров до 500.   
 
     Когда дошли до окраины села Попова, то колону с шоссейной дороги повернули в правую сторону и, проведя метров примерно 300, остановили и все еврейское население посадили на землю. Там же недалеко от еврейского населения была большая яма, размеры которой я точно сказать не могу. Яма расположена на окраине села Попова. Полицейских поставил ХОТНЯНСКИЙ вокруг места, где была яма и сидели граждане еврейской национальности. Я стоял в оцеплении примерно метров 15-20 от ямы со стороны полевой дороги, по которой привели к яме еврейское насе¬ление. Недалеко от меня стоял полицейский ВАЛЬКОВ Григорий /отчество не знаю, он уроженец и житель с. Снитков, где он находится, не знаю/.
 
      Затем еврейскому населению приказали раздеваться до гола и их группами по пять человек заставляли заходить раздетыми в яму, где их расстреливали одиночными выстрелами.

     ПРИМЕЧАНИЕ.
     ОКОНЧАНИЕ – см. ... 3 листа: 0229, 0230 и 0231 - Я.М.