Поход без палатки. ч. 7 Ещё один дикий день

Виктор Комосов
                Верхняя Мухалатка (Олива), ………

    Наступил ещё один день «дикого» отдыха. В сегодняшних планах у меня задумано посетить посёлок Оливу, расположенный над Мухалаткой и понырять в Меласе.

    Завтракаю, наполняю походную флягу водой и отправляюсь в путь. В этот раз у меня на плече сумка побольше – несу экипировку для подводного плавания. Прячу остальные вещи в тайник и энергично поднимаюсь вверх по местной дороге. Мне нравится этот участок пути. Всегда с удовольствием его прохожу. Его крутизна отлично прокачивает мышцы ног, а живописный пейзаж радует глаз. По обочине дороги стоят торжественные кипарисы, между которыми открывается вид на мирно плещущееся море, усыпанное золотыми искрами солнечных бликов. В кустах ежевики стрекочут неутомимые  цикады. Звонко журчит ручей в ливневом бетонном жёлобе. Есть тут особенный участок дороги, который всегда манит своей прохладой и густым хвойным ароматом. Деревья так плотно сомкнули свои кроны, что образовался настоящий хвойный туннель, в котором всегда приятно остановиться и постоять. Перед этим всякий раз обращаю внимание на бетонную подпорную стенку, расписанную студентами стройотряда. Это своего рода запечатлённый привет. Они изобразили цветными красками, в виде дружеского шаржа, всех участников стройотряда. Из этих рисунков понятно кто из физтеховцев чем прославился и чем увлекался. Каждый поворот этой извилистой крутой дороги поднимает тебя вверх, его преодоление щедро прокачивает лёгкие хвойно-морской воздушной смесью. А над всем этим великолепием высятся гордые контуры крымских гор, с которых свешиваются белоснежные южные облака.

     Посёлок Олива находится от этого места недалеко. Достаточно немного пройти по верхней дороге направления Ялта-Севастополь в сторону Фороса. Вверху над трассой, у подножия горы Ифигения и приютился этот посёлок. После этого похода мне не раз приходилось бывать в Оливе. Всякий раз при посещении этого посёлка он не переставал удивлять одной своей особенностью – абсолютной тишиной. Такое впечатление складывается, что громкие звуки вязнут и исчезают в его стенах – так тут тихо. Это первое, на что обращаешь внимание, свернув с оживлённой шумной трассы. Вроде и птицы поют, трещат цикады, но происходит это как-то робко, в полголоса. Вроде и жители есть, но они не заглушают природную тишину навязчивой музыкой из радиоприёмников, не слышал я там и шум строительных инструментов. Не знаю, может мы просто попадали в период затишья, но у меня остались именно такие впечатления.  Думаю, что не зря Юлиан Семёнов выбрал это тихое уединённое место для своей дачи. Более комфортного места для работы писателя и не придумаешь. Я видел его двухэтажный домик. Весь его фасад укрыт вьющимися растениями, высокий забор защищает от внешнего мира.  Раньше была и более действенная защита - посёлок в советское время был в ведомстве 9-го управления КГБ. Тут не селились случайные люди, соблюдались определённые правила проживания. Отсюда может быть и привычка поддерживать тишину взялась у местных жителей. Юлиан Семёнов оказался тут тоже не случайно – у него были высокопоставленные друзья в КГБ (так писали в газетах).

    Но как бы там ни было, заходя в посёлок, мы всякий раз замечали, что громче разговариваем, чем это здесь принято. Поэтому всегда невольно вынуждены были на полтона приглушить звук своего разговора. Целью моего первого посещения было отыскать действующий накопительный бассейн, построенный еще римлянами. Это не единственная достопримечательность Оливы. Здесь установлен каменный столб, отмечающий начало горной тропы с крутым подъемом, ведущей на перевал Шайтан-Мердвен (Чертова лестница). Это древний кратчайший торговый путь из предгорий к Южному берегу Крыма. По нему хаживали еще римские легионеры. В связи с этим фактом у меня вызывает лёгкую улыбку утверждение, что татары – «коренные» жители Крыма. Первое упоминание о них датировано всего лишь ХIII веком. До этого времени Крым населяли такие народы, как: кыпчаки, готы, гунны, греки,  и др. Перевал расположен на высоте 578 м и представляет собой узкий проход в каменном ущелье. Самая высокая точка этого места - гора Исар-Кая на которой сохранились развалины укреплений VIII в. В 1820 г. через этот перевал, держась за конский хвост лошади проводников, проходил А. С. Пушкин.

    Но меня из всего этого исторического разнообразия интересовала именно греческая ванная. Я тогда ещё не читал о истории Балаклавы, где впервые наткнулся на упоминание о римском присутствии в Крыму. Поэтому мне показался очень сомнительным рассказ местных о какой-то римской постройке в Оливе. Где Рим, а где Крым? Оказалось, что это мои личные пробелы в знании истории. Нужно было внимательно слушать учителей в школе, наверняка там  озвучивали римское присутствие в этих краях. Не имея конкретного плана, я отправился на поиски этого сооружения просто из любопытства увидеть торжество труда древних зодчих. В конце концов, неважно представители, какой национальности приложили мастерок к этому строению. Ключевым словом тут стало – «работает»! Меня уверяли, что это сооружение по сей день исправно накапливает воду и её можно использовать для своих нужд. Ведь работает же водопровод в потайном крымском средневековом городе под названием Чуфут-Кале, построенном в укромном горном месте. До сих пор дождевая вода направляется по каменным желобам в  отстойники этого города.

   Изрядно прогулявшись по посёлку, отыскал я и эту ванную. Она выглядела светлым инородным предметом в сосновом лесу. Совсем не такой я её себе представлял. Это каменное сооружение круглой формы, приблизительно до десяти метров в диаметре, расположенное выше уровня земли. Чтобы заглянуть вовнутрь, нужно подняться по ступенькам, приблизительно на полтора метра. Чтобы зачерпнуть воды – нужно спуститься по внутренним ступенькам, ведущим, вероятно, к самому дну. При всей прозрачности бирюзовой воды – дна не было видно. Бетонные внутренние ступеньки явно более позднего происхождения. До уровня воды их было двенадцать, ниже уровня я насчитал восемь, а глубже уже трудно разглядеть. Вся поверхность сооружения оштукатурена, толщина стенки около полуметра.  Трещин нет. Вода мягкая и приятная на ощупь, её цвет типичен для карьерной воды. Таблички «Мэйд ин Рим» я не нашёл, документальных подтверждений пока тоже. Остаётся верить рассказам местных жителей. 
   
   Для приверженцев мистики это идеальное место производить заговоры на воде. Если находишься внутри этого рукотворного каменно-водяного «динамика», то не узнаёшь свой голос. Акустика меняет его тембр, возникает небольшой эхо-эффект. Это не комфортное место для праздных разговоров. Почему-то тут интуитивно хочется взвешивать каждое своё слово. Кажется, что твои слова уносятся куда-то глубоко под землю. Правда, для таких мероприятий не нужно так далеко ездить. Для этого достаточно просто подойти к любому водоёму (есть такая теория). Но как бы там не было, место это приятно для посещения, тут уютно находиться. Со всех сторон веет каким-то нескончаемым спокойствием.

    Удовлетворив своё любопытство, я немного посидел в тени сосновых деревьев и потом отправился в Мелас.

 Продолжение  http://www.proza.ru/2017/05/17/1056

***** 

Дополнение к теме про технические сюрпризы древних зодчих в моих рассказах:

- «Другая Венеция» (главы: 10. Чудеса акустики; 11. Разбор акустических «полётов», http://proza.ru/2020/09/23/219 );

- «Церквушки-авианосцы и 4е агрегатное состояние воды» (http://proza.ru/2021/02/10/1245 , глава 5. Молитва, заговор, проклятье – неизученный способ передачи энергии? Версия сути технической  характеристики работы храма, как культового преобразователя-передатчика энергии);

- В другом моём рассказе есть продолжение темы в главе 11: "Техническое «расстояние вытянутой руки» через века. Или кому адресована эмоциональная энергия человеческих сердец из амфитеатров, стадионов, концертных залов?" (рассказ «Пушкин в валютном обменнике Кипра? И о Кемере…» http://proza.ru/2021/06/15/86 )

*****



PS: Читатель пишет: "...Сколько туризмом занимался, но греческих ванн мне ещё не приходилось искать:) Зрелище должно быть было занятное - посреди горных кустов и деревьев спрятан древний действующий артефакт.
Такой "дикий" отдых мне подходит - сиди себе по-стариковски на диване, читай увлекательный рассказ, а кеды пусть автор топчет, чтобы было, что сказать читателю:)...." (Батя Владимир Осадчий   21.03.2018)

В.К.: И правда, забавно вышло - турист ванную в лесу ищет, ещё и читателей за собой на горные тропки тянет:))))))))))))