Поход без палатки. ч. 2 Мой первый поход без неё

Виктор Комосов
   А в целом, одиночный без палаточный поход 1989 года оставил о себе хорошее впечатление. Хотя это путешествие происходило не так гладко, как хотелось бы, но так и должно быть – это новая неизведанная тропинка. Тут приобретался опыт непривычной жизни под открытым небом. Вышло так, что «дикий», не цивилизованный отдых под крышей палатки, в сравнении с этим способом – оказался ещё каким цивилизованным и не диким!

   Всё познаётся в сравнении. Поэтому не удержусь от продолжения темы этого отдельного рассказа.

   Как уже было сказано выше, план этого похода был предельно прост – так мне тогда казалось. Идея такого отдыха пришла спонтанно. Как-то мои институтские сотрудники обсуждали свой крымский отдых, восторженно описывая его преимущества. Они впервые так отдыхали на море и взахлёб делились своими впечатлениями. В Крым они поехали налегке – почти без вещей. С собой взяли только гитару, плавки, сменные носки, туалетные принадлежности, пляжные подстилки, карты, шахматы, солнечные очки и летние кепки. Прогулялись по всему южному берегу, останавливаясь в разных местах на ночлег. В местах предполагаемой ночёвки знакомились со столовскими девчонками, которые проходили производственную практику в пансионатах.

    Ночлег в этом случае – очень неточное слово, ничего общего не имеющее с реальными событиями потому, что спать получалось только днём на пляже. Вечером, по окончании рабочего дня, девчонки-практикантки встречались с моими друзьями на пляже. Как солидные обеспеченные барышни, при государственной кормушке, они приходили не с пустыми руками. В то время ещё успешно существовали «закрома Родины», в которые советские граждане наловчились так же успешно запускать свои загребущие ладошки. Было даже такое оправдательное поверие в народе: «Так как государство – это мы, то всё его имущество наше. Оно, мол, не обеднеет, если поделится». Вот и до делились – распалось мощное государство, разлетевшись «осколками» «независимых» стран.

   Ладошки практиканток обрывали сумки с продуктами:  копчёная колбаса, сметана, масло, сыр, печенье, булочки, сгущёнка, котлеты, жареное мясо, рыба и курятина,… В общем, райское изобилие под южной луной да и только. На моих знакомых лежала  долевая обязанность обеспечить этот пир спиртными напитками и весёлым мужским присутствием: танцы на дискотеке, песни под гитару на пляже, шумное «застолье» (где разложили еду – там и стол), совместные ночные купания в море голышом, ………

    Я не против женского общества и весёлых компаний, но всё это можно найти и дома, а вот природа Крыма неповторима. Поэтому в этом «бездомном» способе отдыха меня привлекла, прежде всего, реальная возможность действительно слиться с южной природой, оказавшись с ней наедине, не отвлекаясь на попутчиков и лишние заботы. Освободившись при этом от груза уютных вещей и привязанности к месту стоянки в виде палаточного дома, за которым всё время нужно присматривать, чтобы не стать «диким» внепланово.

   Конечно, во всём нужна мера. Сливаться с природой нужно также осторожно, как и пить спиртные напитки. Потому, что состояние ТУРИСТ или ПУТЕШЕСТВЕННИК слишком близко находится от таких понятий, как бродяга и бомж. Тут без самоконтроля не обойтись. Тогда это мероприятие будет познавательным и приятным событием, не разрушающим привычный уклад жизни человека.

   Сказано – сделано. Дома по карте составил план похода, продумал, где и как буду ночевать. Только, что я в предыдущем предложении использовал невероятно смешное слово – «продумал». Сколько путешественников «обожглось» самоуверенной верой в это слово. Сделал это и я в этом походе. Хотя, если честно признаться, турист (путешественник) – это не совсем нормальный человек. Потому, что просто пройти путь и достичь цели - ему мало. Пардон, а где же сюрпризы реальной походной обстановки? А, где же экстремальный повод проверить свои человеческие возможности и качества? Где же «счастливая» возможность подставить своё плечо другу или проверить есть ли у друга плечо для тебя? По крайней мере, преодоление себя – это самое яркое и запоминающееся впечатление, которое остаётся после похода. Лично я не знаю, что приятней: просто достичь цели, выручить друга или испытать свои возможности?

   Но тогда в 1989 году я поставил перед собой конкретную задачу и считал, что максимально тщательно просчитал все варианты развития событий. Такой поход для меня был совершенно новым опытом. Я понимал, что не знаю его реальной специфики и мне пришлось продумать запасные варианты поведения и подбора экипировки. Поэтому полностью освободиться от груза уютных вещей мне не удалось.

   Я предполагал несколько вариантов ночёвки: берег моря и лес. Для ночёвки на берегу моря достаточно будет надувного матраса и одеяла. Для ночёвки в лесу я собирался использовать складной гамак, чтобы не продырявить хвоей надувной резиновый матрас. Одеяло у меня было шерстяное. На случай дождя припасён лист полиэтилена. Котелком мне служила обычная эмалированная кружка. Для воды у меня была пластиковая бутылка и армейская алюминиевая фляга в брезентовом чехле. Нож, столовая ложка. Плавки, брезентовая куртка-штормовка, тонкий свитер, вьетнамки и солнцезащитная кепка. Туалетные принадлежности. Небольшая походная аптечка. Поясная сумка. Нитки с иголками, полотенце. Для подводного плавания комплект №1: маска «Акванавт» (об импортных масках мы тогда могли только мечтать), дыхательная трубка и ласты «Акванавт». Джинсовые шорты и футболка. Из дому я вёз и продукты потому, что в Крыму всё дороже и трудно найти то, что я предпочитаю. Десять дней – десять рыбных консервных банок сардин, десять пакетов лапши «Мивины», десять кубиков куриного бульона, увесистый кусок сала, чай, сахар…

   Поэтому груз уютных вещей у меня сложился в виде двух сумок.

   Перечитав написанное, вижу, что необходимо сделать ещё одно отступление от рассказа. Нынешнему читателю вообще не понятна изначальная задача и способ обеспечения моего похода. В чём проблема? Почему меня так привлекает образ крымского бомжа? Почему не взять с собой в поход лёгкую компактную палатку (весом до 3 кг.), коврик «каремат» («пенка») и спальник? Всё это имущество легко помещается в небольшой рюкзак или большую сумку. Такая ноша будет малозаметной для плеч, она может быть всюду с тобой: на пляже, в транспорте, в пешем перемещении. Современные палатки легко и быстро раскладываются и собираются. Конструкция позволяет легко разбивать их на сыпучем и каменистом грунте. Продукты питания и воду покупай в магазинах. Иди себе по крымскому берегу, ночуй, где хочешь.

   Но есть одно «но» - в то время такого компактного и лёгкого снаряжения как сейчас не было. Советские палатки и рюкзаки шились из тяжёлого и плотного брезента. Моя импортная (польская) двухместная палатка с противомоскитной сеткой (новинкой того времени) была сшита из более облегчённого оранжевого материала. Но благодаря дополнительному тенту, громоздкому алюминиевому каркасу,  колышкам и прорезиненному днищу она весила около 10 кг. В собранном состоянии она по габаритам не во всякий рюкзак или сумку войдёт. Альпинисты с этим безобразием боролись тем, что самостоятельно шили палатки из парашютной ткани. Вместо ковриков «пенок» мы использовали ватные одеяла, войлок или резиновые надувные матрасы, что тоже было очень громоздко и тяжело по весу. Спальники в наше время были преимущественно брезентовые армейские – громоздкие и тяжёлые. Поэтому народ брал ещё комплект ватных одеял, чтобы укрываться.

    Мне повезло, и в Москве случайно я достал импортные (чешские) туристические спальные одеяла с застёжками-молниями. Они были легче и компактнее брезентового спальника, но 2 шт. занимали место, как одно большое ватное одеяло. Вот такая была экипировочная обстановка на тот момент. Плюс посуда и провиант. Т.е. рюкзак на спине, сверху на нём пенал с палаткой и в каждой руке по сумке. Но туристический народ это не останавливало, и он массово разбредался по тропинкам, гружённый имуществом, словно вьючные ослики. Это справедливо называется: «Охота пуще неволи». Так мы выглядели, практически, каждую летнюю пятницу и воскресенье, отправляясь на нашу лесную «охоту». Вечер пятницы – день отправки загород. Вечер воскресенья – мы штурмуем последний транспорт, чтобы вернуться домой в нашу городскую «неволю».


    И вот наступил долгожданный момент – я готов к поездке. Собраны вещи, куплены проездные билеты туда и обратно. Это важно потому, что в летнее время поезда перегружены. Можно присесть на дорожку, подумать о том, чтобы ничего не забыть. Всё -  пора ехать на вокзал навстречу новым впечатлениям. Ночь в поезде позади и я в Симферополе – это уже Крым! Дышу крымским воздухом. Приятная живописная горная поездка в междугородном троллейбусе и я в Ялте!

   Всегда по прибытию на место, прежде всего, спешу обустроиться до наступления темноты, но в этот раз запланировано нестандартное начало отдыха – мне нужно посетить ресторан.

   Звучит забавно и неожиданно, но так вышло. Есть один горный ресторан, с которым у нас с женой были старые счёты – мы никак не могли туда попасть. Посетить его нам посоветовали друзья. Но всякий раз, когда мы туда приезжали, он был закрыт то на санитарный день, то на банкетное обслуживание и так несколько наших отпусков подряд. Мы с женой не такие уж большие любители ресторанной кутерьмы, но посещение этого заведения превратилось в дело принципа. Поэтому я так не по спортивному решил отклониться от маршрута, чтобы составить собственно мнение об этой горной корчме под загадочным названием «Караголь». Начать поход с ресторана, вынужден был потому, что одежда моя имела ещё достаточно цивилизованный и опрятный вид. Я не зря положил шорты в сумку и ехал в светлых наглаженных брюках. Белая рубашка была тоже в норме. Свои сумки я оставил в камере хранения автовокзала. И налегке поехал в ресторанную разведку.

(продолжение следует)  http://www.proza.ru/2017/05/17/645