Информационное признаковое пространство

Гульмира Жамантикова
Некоторые наши навыки кажутся нам настолько привычными, автоматическими, простыми, что мы не задумываемся над тем, как мы их реализуем.  А именно в них заключается самое интересное. И именно им так трудно научить компьютеры.
Например, как мы обнаруживаем признаки наблюдаемых явлений? До сих пор эту творческую задачу выполняет именно человек, компьютер не способен обнаружить признак самостоятельно.

А что это вообще такое? И какие бывают признаки?
Мы можем привести примеры: размер, цвет, форма и т. д. Мы можем придумать множество самых разных признаков, которые имеют значение конкретно для нас. И это одно из важных свойств любого признака — его ЗНАЧИМОСТЬ для нас. Мы выделяем в окружающем мире то, что имеет для нас важное значение. И тем самым мы создаём новые единицы информации. Потому что каждый признак — это некая информация о мире. И множество признаков составляет то, что мы называем информационным пространством.

Объективный, реальный мир — это одно, а информационное пространство — это его отражение в нашем сознании. И качество этого отражения зависит от того, насколько корректна наша система признаков.

Важным вопросом философии является взаимосвязь реальности и сознания. Нет сомнения в том, что наше сознание зависит от реальности, но существует ли обратная зависимость? И если мы внимательно понаблюдаем за собой, за своими мыслями, чувствами, поведением, за тем, какие решения мы принимаем в жизни и почему, и какие последствия в итоге получаем, то мы поймем, что суммарно наше сознание очень сильно влияет на реальность. Конечно, один человек не может изменить мир усилием мысли, но мировоззрение множества людей формирует цивилизацию и задает направление развития, а это может быть очень мощной преобразующей силой в геологических масштабах. И в этом смысле влияние даже одного человека на мировоззрение человечества может оказаться значительным историческим фактором. И в этом заключена великая сила мысли.

Теперь перейдем к вопросу о том, какими бывают уровни различения признаков. Я выделила три основных уровня:

1. Бинарный уровень. Когда мы различаем лишь самые крайние проявления (свет — тьма, тепло — холод и т. д.). На этом уровне формируются логические представления и обнаруживаются линейные зависимости.

2. Математический уровень. Здесь мы способны наблюдать градацию признаков, их постепенное количественное и качественное изменение. От резких границ мы переходим к плавной шкале. Здесь обнаруживаются нелинейные зависимости, появляется понятие меры, соотношения. Главным условием является сходимость.  Например, возьмем признак «температура». До определенного значения для нас чем выше температура, тем лучше, но затем знак меняется, и чем выше температура, тем хуже её оценка. И любой признак на этом уровне имеет подобное свойство.

3. Информационный уровень. Это наивысший уровень различения, при котором мы имеем набор независимых признаков. Независимых в том смысле, что мы не можем их между собой количественно сравнить или оценить. Было бы некорректно сравнивать килограммы с километрами или выяснять что лучше — ум или красота. Именно на этом уровне формируется полноценное информационное (признаковое) пространство. Расстояние здесь теряет значение. Мы имеем множество независимых признаков (объектов), про которые не можем сказать, что они плохие или хорошие, маленькие или большие, они просто есть, существуют объективно. И признаки на этом уровне объединяются не по количественной и качественной оценке, а по ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ связи. Функция в математике — это аналог силы в физике. Это та сила, которая влияет на реальность, формируя её структуру. Разные объекты в разной степени участвуют в той или иной функции. Это творческий уровень, поскольку здесь формируется новая реальность. Существенным здесь является не анализ, а принятие решения, способствующего формированию новой функции и влияющего на систему в целом. Здесь происходит синтез.

Когда мы решаем какую-либо задачу, мы оперируем информационными признаками. Чем больше у нас признаков (аргументов), тем сложнее решение задачи. Поэтому при теоретическом исследовании мы стараемся максимально сократить число признаков, свести их к небольшому набору важнейших взаимосвязанных величин. Это упрощение позволяет обнаружить самые общие, самые абстрактные закономерности.

Чем абстрактнее теория, тем она логически безупречнее, но тем бесполезнее она в практическом смысле, когда нужно принять конкретное решение в условиях большого количества различных параметров. Абстрактная идея — это тот маяк, который задаёт общее направление, общее понимание и координирует процессы в системе. Например в системе человеческого организма такой идеей является «Я» - ядро личности, самосознания, которое задаёт тон, смысл жизни и деятельности всего организма.

Важно отметить, что слово «абстрактный» означает не виртуальный, «придуманный», а наиболее информационно значимый. Это высшая степень информационной значимости. В материальном плане она неразличима, потому что включает в себя ВСЁ, всю систему в целом. Это не то, на что можно указать пальцем. Например, если вы являетесь клеткой организма, то «Я» - это для вас абстрактное понятие, поскольку вы не можете видеть его извне. Вы можете только чувствовать своё единство, свою связь с другими клетками.

Но в тот момент, когда необходимо принять какое-то единое, жизненно важное  решение, вы переходите на третий уровень — информационный, или объективный. И то, что казалось абстрактным, становится реальным, осязаемым, очевидным, таким, что невозможно отрицать, в чем невозможно сомневаться. Происходит консолидация системы и проявляется её осознанность. И после принятия этого решения происходит ДЕЙСТВИЕ, т. е. проявляется некая функция, исполняется некое предназначение. И только в действии мы обнаруживаем и осознаём себя по-настоящему, объективно, как живые существа в реальном мире, способные влиять на него.