Протокол допроса Колесникова И. П. 17. 05. 1966 -3

Яаков Менакер
                -132 - 
                - 2 -    

      Архивный лист 0229

      Начал расстрел советских граждан начальник Мур-Куриловецкой жандармерии /он был немец, фамилию его не знаю/, который с автоматом зашел в яму вслед за обреченными на смерть людей, после чего из ямы были слышны одиночные выстрелы и люди оттуда не возвращались, а в яму заставляли заходить новые группы людей. Расстреляв несколько партий /групп/ людей, начальник жандармерии из ямы вышел, а не смену ему зашел еще какой-то человек в военной немецкой форме, который продолжал расстрел людей. Так я видел, что в яму с оружием заходили примерно три человека в немецкой военной форме, которые сменяли один другого, заходя и выходя из ямы, а люди обреченные на смерть из ямы не возвращались.

     Сам процесс расстрела в яме виден не был, так как края ямы скрывали в ней людей, а были слышны только выстрелы.

     Первых начали расстреливать женщин, которые в яму с собой вели за руки детей, те что могли ходить, а грудных детей несли женщины на руках.

     У места расстрела было жутко стоять и смотреть на эту бесчеловечную расправу над беззащитными советскими людьми. Стоял шум, выстрелы, женщины и дети плакали. ХОТНЯНСКИЙ при этом расстреле все время находился около ямы, он не стоял на одном месте, ходил вокруг ямы, он заставлял советских граждан раздеваться, заставляя их заходить группами, по пять человек в яму. Заходил ли ХОТНЯНСКИЙ в яму я не видел, так как не все время смотрел на эту картину, отворачивался, часто курил, так как было жутко смотреть на все происходящее.

     Во время расстрела среди мужчин еврейской национальности поднялся шум и часть граждан поднялись и побежала от места расстрела в лощину к ставу с водой /пруду/. По убегающим открыли огонь /кто конкретно стрелял я не знаю/ и часть советских граждан была убита недалеко от ямы при попытке к бегству, а часть советских граждан группой побежала дальше. Несколько че¬ловек, /сколько именно не могу сказать бежали в сторону пруда в лощину, а один от них немного отделился правее и бежал в сторону пос. Мур-Куриловцы. К стоявшему около меня ВАЛЬКОВУ Григорию подбежал ХОТНЯНСКИЙ и сказал, чтобы он бежал за одним человеком, но он отказался, тогда ХОТНЯНСКИЙ приказал мне бежать за убегающим одним человеком. Я стал тоже отказываться, но один немец, указав рукой в сторону убегающего, сказал: "марш". Я, боясь отказываться дальше, так как меня за это могли убить, побежал за убегающим от места расстрела одним человеком, который находился уже в лощине и далее он убегал по левому скосу возвышенности, начинающейся за лощиной, и он скрылся из виду за бугром. В это время я был уже тоже в лощине и  видел, что ХОТНЯНСКИЙ преследовал группу убегающих в сторону пруда, при этом ХОТНЯНСКИЙ ехал верхом на коне. Там около
               
     Архивный лист 0230

пруда кустарник и туда уехал ХОТНЯНСКИЙ, и я слышал несколько выстрелов с той стороны, куда уехал ХОТНЯНСКИЙ. Убил ли кого ХОТНЯНСКИЙ я не видел. В это время мимо меня полетели, свистя пули со стороны ямы, где расстреливали людей, пули, ударялись в землю возвышенности за лощиной, куда я бежал, и я сразу упал на землю, чтобы меня не убили. Затем стрельба прекратилась, и я увидел, что из кустарников около пруда выехал на коне ХОТНЯНСКИЙ он уехал в сторону того человека, за которым бежал, преследуя его, но догнал ли он его, я не видел, так как он скрылся за возвышенностью. Я, видя это, поднялся и пошел обратно к месту расстрела, куда я пришел раньше ХОТНЯНСКОГО и, подойдя к ВАЛЬКОВУ, спросил его кто стрелял по мне, то ВАЛЬКОВ Григорий ответил, что по мне стрелял немец, указав на одного немца /кто он, я не знаю/ при этом ВАЛЬКОВ сказал, что он немцу говорил, что это бежит полицейский /шуцман, так он говорил/ и тогда немец прекратил огонь. Через непродолжительное время к месту расстрела на коне верхом возвратился и ХОТНЯНСКИЙ, который привел к месту расстрела одного гражданина еврейской национальности, который шел впереди ХОТНЯНСКОГО и нес на плечах труп убитого человека. ХОТНЯНСКИЙ  подвел человека, несшего труп, к яме и выстрелил из своей винтов¬ки в голову этого человека и последний с трупом упал в яму, где расстреливали людей.
 
     Я был в то время в возбужденном состоянии и не помню сейчас, несли ли в яму трупы людей, убитых недалеко от ямы. Ко мне еще после этого ХОТНЯНСКИЙ подошел и со злобой сказал: «Ух, ты шляпа», и от меня ушел.
 
     Расстрел советских граждан в это время подходил к концу, и я стоял в оцеплении места расстрела до конца расстрела людей. Преследуя убегающего от места расстрела, я в него из своей винтовки не стрелял, а только бежал, я его не задержал, ибо он скрылся от меня за возвышенностью и в сторону, куда он убежал, как я видел, поехал верхом на коне ХОТНЯНСКИЙ, а я возвратился к месту расстрела.
 
     Сколько человек убил ХОТНЯНСКИЙ из числа убегающих, я сказать не могу, но он одного возвратил к месту расстрела, который на плечах нес труп убитого человека, а задержанного ХОТНЯНСКИЙ убил из винтовки, как я показал выше.
 
     После расстрела все полицейские, в том числе и я, ушли по местам своей службы на участки.
 
     В отношении взятия детей еврейской национальности из Котюжанского детского дома я показал все на прошлых
               
     Архивный лист 0231
                - 133 -               
                - 3 -

допросах и очных ставках с МОСТОВЫМ и МЕЛЬНИКОМ Тихоном и дополнить ничего не могу. Это было осенью 1942 года, но в какое время не помню, только знаю, что это было перед массовым расстрелом советских граждан у села Попова, но, за сколько времени до расстрела советских граждан я забрал детей из Котюжанского детского, дома я совершенно не помню, ибо забыл.
 
     Названного мне начальника Барской окружной полиции АНДРУСЕВА Григория Васильевича я совершенно в лицо не знал и не видел его. Возможно, он и был у места расстрела, но я его в лицо не знал и мне за него никто не говорил.
 
     Больше дополнить ничего не могу. Протокол допроса мною лично прочитан,
     показания с моих слов записаны правильно.

     К протоколу прилагается схема, составленная КОЛЕСНИКОВЫМ Иваном Пантелеевичем
                /подпись/.
     ДОПРОСИЛ: капитан /ШЕШЛОВ/.

     В допросе принимал участие: ЗАМ. ПРОКУРОРА
     ВИННИЦКОЙ ОБЛ. ст. советник юстиции  /ТКАЧЕНКО/.
 
     КОПИЯ ВЕРНА: СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДОТДЕНИЯ УКГБ
     при СМ УССР ПО ВИННИЦКОЙ ОБЛ.
 
     Капитан  подпись /ШЕПИЛОВ/.
 
     /круглая печать/.

     СПРАВКА: Подлинник настоящего протокола допроса приобщен к уголовному делу по
     обвинениюХОТНЯНСКОГО Георгия Ефимовича, хранящемуся в УКГБ при СМ УССР по
     Винницкой области.
 
     СЛЕДОВАТЕЛЬ СЛЕДОТДЕНИЯ УКГБ
     Капитан  подпись /ШЕПИЛОВ/.
 
/круглая печать/
 
23 августа 1966 г.