Сирени тонкий аромат

Николай Толстов
               
     Мою тенистую беседку в саду прозвали исповедальней. Метко и не обидно. Собеседник из меня никудышный, поэтому я больше молчу, поддакиваю в разговоре, киваю, словом, проявляю участие. Иногда разве что и присоветую.
Соседи, знакомые, друзья – приятели, да и внуки частые гости в ней. Место уединённое, тихое, располагающее к доверительной беседе. Я не гуру, но все знают, что дельный совет дать  сумею.

     Заглянул сегодня сосед Степан с полторашкой пива да копчёным лещиком. Значит, общаться будем. А пивко с рыбкой, как прелюдия к разговору, чтобы языку  сподручнее было изъясняться.Удобно расположились за добротным столом да на крепких скамейках...
Начали за жизнь говорить. Тут уж  и я проявил своё участие: жестикулируя, правда, избегая крепких выражений ( без пресловутого мата) досталось и политикам, и экономистам.  И мэрам, и пэрам…

      Сосед Степан много старше меня. Ему ко Дню Победы очередные корочки выдали. Ветеранское удостоверение труда у него давно, а тут, накануне такого праздника, присвоили статус "Дети войны". «И что оно даёт это  удостоверение? - кипятился он. Какие такие льготы - привилегии? Вспомнили - хватились, когда уж и ветеранов Великой Отечественной войны по пальцам перечесть можно. Да и какое я дитё, когда мне за семьдесят»?

      Я, послевоенной поры рождения, участливо киваю головой, поддакиваю и подливаю ему пивка. Он пьёт большими глотками. Успокаивается. Раздёрнули лещика , да вдогон пива смакуем. Рыбка удалась – на языке тает. Лучшего закусона и не придумаешь. Молчим. Сопим. Наслаждаемся. Говоря новоязом, кайф ловим.

      А тут ещё ветерок принёс запах сирени. Её у меня, со стороны улицы, у самого забора да перед окнами дома несколько кустов. Расцвела. Распушилась. От фиолетового до белого цвета. Запах неповторимый.

      Степан тоже уловил запах. Хлопнул ладонью по сократовскому лбу и выдал: "Вот теперь вспомнил зачем к тебе завернул. Посоветоваться надо, к чему сон мне был. К добру или несчастью. Матушку свою видел. Молодой. Радостной. И вот по какому случаю"…

      Он замолчал, собираясь с мыслями, а я приготовился, со вниманием, его слушать. "Было это на самом деле. Весной - такое дело. Сирень уже зацвела. Я тогда шестой класс закончил. Взрослеть начал, но мать слушался. Старший я у неё. Помощник. Сестрёнки Анюта и Верунчик в младшие классы ходили. Начальные. В третий и четвёртый. Отец с войны не вернулся, а мать память и верность о нём хранила всю жизнь. Тогда ей было чуток за тридцать. И вот как-то обронила она, что отец наш ей сирень дарил. Букетами. "Ты бы, сынок, мне хоть веточку где сломил, порадовал".

       Попросила веточку, а я с приятелем в школьном цветущем саду, где сирень полыхала безудержным маревом, а запах кружил голову, букетище нарезали. Аккуратно. Незаметно. Срежем цветущую веточку и под куст, чтобы не таскать с собой. Не засветиться. А по второму разу шли и подбирали. Курткой прикрыли и ходу. В нашу   комнатку входил я с букетом в руках, как взрослый. Мать тогда от неожиданного подарка-сюрприза в слёзы. От радости  те слёзы были.

       Для букета нашли какую-то высокую кастрюлю. В тот же вечер мама устроила нам небольшой праздник - воспоминание. Пили морковный чай и слушали, слушали да столько нового узнали о нашем отце, что в эти минуты откровения она нам поведала. И о том, как с ним познакомилась, и о первом свидании, и о скромной свадьбе, и, конечно, о сирени.

        А сегодня во сне она пришла, и я разговаривал с ней. Напомнила мне о том букете... Ведь стоял он в нашей однокомнатной коммунальной квартирке, как украшение, до тех пор, пока все лепестки цветов не опали. Вот ответь мне, по какому такому случаю этот сон? К добру? Или... зовёт она меня к себе, и пришла пора собираться?

        Первая мысль, что строчкой из песни примчалась ко мне на подмогу, была - "ветка сирени упала на грудь". И я ему её тихонько напел. Он вздрогнул и... подхватил. И мы в полголоса спели до конца. И хотя песня была написана для женского исполнения, это нас нисколько не смутило. Глаза затуманились, зато на душе посветлело...